Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет «Любознательные путешественники».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Биннатова Гунель Асим кызы

Педагогический  проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет  «Любознательные путешественники».

Актуальность

«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Л.С. Выготский.

        Дети  дошкольного возраста – прирожденные  исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний.

       Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.

       На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой 

деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.                 Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Проблема

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование

Новизна

      Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Условиями реализации проекта являются:

       Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, создание интереса у детей, участие родителей и педагогов группы в реализации проекта. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Цель проекта: развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во  взаимодействии с  родителями законными представителями.

Задачи:

  • организовать  РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
  • развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
  • стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
  • организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
  • развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Тип  проекта: познавательно - исследовательский.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.

2. Общие сведения о проекте:

Место реализации

МАДОУ «Колокольчик» группа № 16.

По методу

информационно – практический

По содержанию

педагогический

По продолжительности:

Среднесрочный (сентябрь-ноябрь)

По форме реализации:

групповой

Участники проекта:

дети старшей  группы, родители, воспитатель

Возраст детей:

5-6 лет

Образовательная область:

«Познавательное развитие»

Области интеграции:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Ожидаемые результаты:

  • Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
  • Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ;
  • Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
  • Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Методы проекта:

  • игровой;
  • творческий;
  • проблемное общение;
  • проблемно-поисковый;
  • опытно – экспериментальный;
  • использование ИКТ;
  • развивающие игры.

Этапы реализации проекта:

  1. этап - информационный:
  • Анализ научной и методической литературы.
  • Педагогическая диагностика на начало проекта.
  • Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
  • Организация предметно – развивающей среды
  1. этап - содержательный.
  • Реализация запланированных мероприятий.
  • Привлечение родителей к участию в проекте.

 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

НОД:

        

  • «Свойства веществ»;
  • «Свойства воды»;
  • «Откуда берется буря»;
  • «Воздух невидимка»;
  •   «Как найти пустыню»;
  • «Известняк-что это?»

 Беседы:

  • «Кто такие учёные»;
  • «Что такое эксперимент?»;
  • «Почему в пустыне нет воды?»;
  • «Почему камни и скалы источаются?»;
  • «Как появляется дождь?»;
  • «Что растворяется в воде?»
  • «Что такое пирамида?»;

Опыты и эксперименты:

  • «Пожиратель мела»;
  • «Песчаная буря в банке»;
  • «Разноцветный дождь»;
  • «Волшебная соломинка»;
  • «Как быстрее»;
  • «Воздух под водой»;
  • «Изменение объёма жидкости»;
  • «Свойства песка и глины»
  • «Свойства известняка»;
  • «Где вода?».

Презентации:

  • «Путешествие по Египту»;
  • «Мир камней».

Наблюдения:

  • «Наблюдение за дождем»;
  •  «Наблюдение за ветром на прогулке»;

Конструирование:

  • «Песочная башня»;
  • «Самолет для путешествия».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

  • Я.Тайц. Послушный дождик;
  • А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);
  • А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..»
  • Н. Осипов «В воде и у воды»;
  • Сказки «Хозяйка Медной горы», «Волшебник Изумрудного города»;
  • Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
  • Е.Пермяк. Для чего руки нужны;

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:

  • «Гора и камешки»;
  •  «Дождик»;
  • «Капли»;
  •  «Волшебница вода»;
  • «Если бы я был ветром»;
  •  «Воздух невидимка»;
  • «Что из чего»;
  • «Что исчезло»;
  • «Подбери камешек»;
  •  «История камня».

Сюжетно – ролевые игры:

  • «Мы путешественники»;
  • «Музей древности».

Магнитные и настольные игры:

  • «Рыбалка»;
  • «Игры с кинетическим песком»;
  • «Что из чего»;
  •  «Лото».

Ирга - драматизация:

  • «Серебренное копытце».

Трудовая деятельность:

  • «Уборка рабочего инвентаря после использования».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

  • «Пирамида»;
  • «Разноцветный дождь»;
  • «Одинокая пальма».

Рисование:

  • «Пустыня»;
  • «Клеопатра»;
  •  «Сфинкс».

Оригами:

  • «Лодка»;
  • «Самолет».

Физическое развитие

Артикуляционная гимнастика:

  • «Ветерок»;
  • «Горка закрывается — открывается»;
  • «Загони  мяч в ворота»;
  • «Грибок».

Пальчиковые игры:

  • «Дружные ребята»;
  • «Веселая тучка»;
  • «Камушки- блестяшки»;
  • «Ветерок»;
  • «Дождик».

Физкультминутки:

  • «Самолет летит в полет»;
  • «Вместе весело шагать»;
  • «Музык. Физминутка «Фиксики».

Подвижные игры:

  • «Ветер,воздух и вода»;
  • «Кто лучше прыгнет?»;
  • «Ворон»;
  • «Гуси-лебеди»
  • «Ремешок»;

Мини - центр: «Лаборатория путешественников» (экспериментальный центр)

Примерное оборудование для исследовательской деятельности:

  • Различные ёмкости;
  • Мерные ложки, воронки разного размера;
  • Перчатки, фартуки, головные уборы;
  • Пластиковые, резиновые трубочки;
  • Деревянные лопаточки, лопаточки, шпатели;
  • Пластиковые контейнеры;
  • Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,

компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);

  • Пластиковые разноцветные стеклышки;
  • Набор по экспериментированию «Подводный мир»;
  • Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • Кинетический песок, набор песка разного цвета;
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • Серии картин с изображением природных сообществ;
  • Журналы наблюдений.

Материалы для исследования:

  • Пищевые материалы: соль, сахар, кофе, чай, мука, шоколад, газированная вода.
  • Растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни и пенки, пена для бритья.
  • Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, мох, глина, песок, почва, семена, мел, листочки, перья и т.д.
  • Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,

нитки, резина, поролон, кусочки ткани, меха, пробки и т.д.

Правила безопасности:

  • Работа под наблюдением взрослого;
  • Сначала спроси  -  потом экспериментируй;
  • Вещества для экспериментов брать ложечкой;
  • Не брать в рот ничего;
  • Не трогать  глаза грязными руками.

Перспективный план работы с родителями:

Привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;

Консультация:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

«Играя, познаем».

Памятка:

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».

Экспериментирование:

Домашнее задание по подготовке к мастер- классу: «Исследуем вместе»        (представление презентаций);

Мастер- класс:

Мастер класс совместно с родителями и детьми: « Чудо-песок», «Интересные опыты вместе».

3-этап  - заключительный .

  • Презентация проекта;
  • Мастер- класс для  родителей «Чудо- песок»;
  • Оформление фото - газеты: «Любознательные путешественники»;
  • Итоговое мероприятие совместно с родителями: «В стране неизведанного»;
  • Открытое мероприятие: « В гостях у Клеопатры».

Вывод:

Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Используемая литература:

 

1.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.

2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

3.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.

5“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А.И. Иванова.\

6.Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

8.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
9.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

10.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.

11.Гризик, Т.И.  Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г.

12. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 13.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

14. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

15.Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

16. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

17. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

18. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический  проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет  «Любознательные путешественники».

Актуальность

«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Л.С. Выготский.

        Дети  дошкольного возраста – прирожденные  исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний.

       Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. 

       На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой 

деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.                 Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Проблема

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование

Новизна

      Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Условиями реализации проекта являются:

       Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, создание интереса у детей, участие родителей и педагогов группы в реализации проекта. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Цель проекта: развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во  взаимодействии с  родителями законными представителями.

Задачи:

  • организовать  РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
  • развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
  • стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
  • организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
  • развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Тип  проекта: познавательно - исследовательский.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.

2. Общие сведения о проекте:

Место реализации

МАДОУ «Колокольчик» группа № 16.

По методу

информационно – практический

По содержанию

педагогический

По продолжительности:

Среднесрочный (сентябрь-ноябрь)

По форме реализации:

групповой

Участники проекта:

дети старшей  группы, родители, воспитатель

Возраст детей:

5-6 лет

Образовательная область:

«Познавательное развитие»

Области интеграции:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты:

  • Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
  • Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ;
  • Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
  • Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Методы проекта: 

  • игровой;
  • творческий;
  • проблемное общение;
  • проблемно-поисковый;
  • опытно – экспериментальный;
  • использование ИКТ;
  • развивающие игры.

Этапы реализации проекта:

  1. этап - информационный:
  • Анализ научной и методической литературы.
  • Педагогическая диагностика на начало проекта.
  • Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
  • Организация предметно – развивающей среды
  1. этап - содержательный.
  • Реализация запланированных мероприятий.
  • Привлечение родителей к участию в проекте.

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

НОД:

        

  • «Свойства веществ»;
  • «Свойства воды»;
  • «Откуда берется буря»;
  • «Воздух невидимка»;
  •   «Как найти пустыню»;
  • «Известняк-что это?»

 Беседы:

  • «Кто такие учёные»;
  • «Что такое эксперимент?»;
  • «Почему в пустыне нет воды?»;
  • «Почему камни и скалы источаются?»;
  • «Как появляется дождь?»;
  • «Что растворяется в воде?»
  • «Что такое пирамида?»;

Опыты и эксперименты:

  • «Пожиратель мела»;
  • «Песчаная буря в банке»;
  • «Разноцветный дождь»;
  • «Волшебная соломинка»;
  • «Как быстрее»;
  • «Воздух под водой»;
  • «Изменение объёма жидкости»;
  • «Свойства песка и глины»
  • «Свойства известняка»;
  • «Где вода?».

Презентации:

  • «Путешествие по Египту»;
  • «Мир камней».

Наблюдения:

  • «Наблюдение за дождем»;
  •  «Наблюдение за ветром на прогулке»;

Конструирование:

  • «Песочная башня»;
  • «Самолет для путешествия».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

  • Я.Тайц. Послушный дождик;
  • А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);
  • А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..»
  • Н. Осипов «В воде и у воды»;
  • Сказки «Хозяйка Медной горы», «Волшебник Изумрудного города»;
  • Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
  • Е.Пермяк. Для чего руки нужны;

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:

  • «Гора и камешки»;
  •  «Дождик»;
  • «Капли»;
  •  «Волшебница вода»;
  • «Если бы я был ветром»;
  •  «Воздух невидимка»;
  • «Что из чего»;
  • «Что исчезло»;
  • «Подбери камешек»;
  •  «История камня».

Сюжетно – ролевые игры:

  • «Мы путешественники»;
  • «Музей древности».

Магнитные и настольные игры:

  • «Рыбалка»;
  • «Игры с кинетическим песком»;
  • «Что из чего»;
  •  «Лото».

Ирга - драматизация:

  • «Серебренное копытце».

Трудовая деятельность:

  • «Уборка рабочего инвентаря после использования».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

  • «Пирамида»;
  • «Разноцветный дождь»;
  • «Одинокая пальма».

Рисование:

  • «Пустыня»;
  • «Клеопатра»;
  •  «Сфинкс».

Оригами:

  • «Лодка»;
  • «Самолет».

Физическое развитие

Артикуляционная гимнастика:

  • «Ветерок»;
  • «Горка закрывается — открывается»;
  • «Загони  мяч в ворота»;
  • «Грибок».

Пальчиковые игры:

  • «Дружные ребята»;
  • «Веселая тучка»;
  • «Камушки- блестяшки»;
  • «Ветерок»;
  • «Дождик».

Физкультминутки:

  • «Самолет летит в полет»;
  • «Вместе весело шагать»;
  • «Музык. Физминутка «Фиксики».

Подвижные игры:

  • «Ветер,воздух и вода»;
  • «Кто лучше прыгнет?»;
  • «Ворон»;
  • «Гуси-лебеди»
  • «Ремешок»;

Мини - центр: «Лаборатория путешественников» (экспериментальный центр)

Примерное оборудование для исследовательской деятельности:

  • Различные ёмкости;
  • Мерные ложки, воронки разного размера;
  • Перчатки, фартуки, головные уборы;
  • Пластиковые, резиновые трубочки;
  • Деревянные лопаточки, лопаточки, шпатели;
  • Пластиковые контейнеры;
  • Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,

компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);

  • Пластиковые разноцветные стеклышки;
  • Набор по экспериментированию «Подводный мир»;
  • Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • Кинетический песок, набор песка разного цвета;
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • Серии картин с изображением природных сообществ;
  • Журналы наблюдений.

Материалы для исследования:

  • Пищевые материалы: соль, сахар, кофе, чай, мука, шоколад, газированная вода.
  • Растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни и пенки, пена для бритья.
  • Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, мох, глина, песок, почва, семена, мел, листочки, перья и т.д.
  • Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,

нитки, резина, поролон, кусочки ткани, меха, пробки и т.д.

Правила безопасности:

  • Работа под наблюдением взрослого;
  • Сначала спроси  -  потом экспериментируй;
  • Вещества для экспериментов брать ложечкой;
  • Не брать в рот ничего;
  • Не трогать  глаза грязными руками.

Перспективный план работы с родителями:

Привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;

Консультация: 

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

«Играя, познаем».

Памятка:

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».

Экспериментирование:

Домашнее задание по подготовке к мастер- классу: «Исследуем вместе»        (представление презентаций);

Мастер- класс:

Мастер класс совместно с родителями и детьми: « Чудо-песок», «Интересные опыты вместе».

3-этап  - заключительный .

  • Презентация проекта;
  • Мастер- класс для  родителей «Чудо- песок»;
  • Оформление фото - газеты: «Любознательные путешественники»;
  • Итоговое мероприятие совместно с родителями: «В стране неизведанного»;
  • Открытое мероприятие: « В гостях у Клеопатры».

Вывод:

Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Используемая литература:

1.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.

2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

3.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.

5“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А.И. Иванова.\

6.Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

8.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
9.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

10.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.

11.Гризик, Т.И.  Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г.

12. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 13.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

14. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

15.Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

16. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

17. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

18. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.