НОД "Волшебный песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузьмина Регина Александровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_podg.gr_.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Бежаницкий детский сад «Светлячок»,

филиал «Детский сад «Ромашка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Тема: «Волшебный песок»

                                                                                         

                                                             Воспитатель: Кузьмина Р.А.

                                                                                   

р.п. Бежаницы 2019 год

Вид

Интегрированное

Тип

Познавательно-исследовательское

Группа

Старшая

ФГОС

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Тема

«Удивительный песок»

Цель

Закрепить знания детей о свойствах песка, его происхождение, использование, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи

Образовательные:

  • учить способам исследования окружающего мира на примере опытов с песком;
  • формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, содействовать попыткам аргументировать свои предположения;
  • продолжать развивать способность детей делать самостоятельные умозаключения, выводы;
  • закреплять представления детей о свойствах песка;
  • учить взаимодействовать в коллективе.

Развивающие:

  • развивать любознательность;
  • интерес к исследовательским действиям;
  • логическое мышление, воображение;
  • обогатить словарь детей новыми словами.

Воспитательные:

  • поддерживать чувство удивления, чувство путешественника и исследователя;
  • совершенствовать навыки сотрудничества.

Методы

Словесные:

  • приглашение;
  • проблемный диалог;
  • объяснение;
  • пояснение.

Наглядные:

  • показ способа действий;
  • рассматривание.

Практические:

  • опыты;
  • рисование песком

Приёмы

Организация детей:

  • подгрупповая.

Активизация умственной активности детей:

  • вопросы, побуждающие активность;
  • экспериментальная деятельность;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация;
  • сравнение.

Обучения:

  • словесный образец педагога;
  • обогащение и активизация словарного запаса;
  • смена деятельности детей;
  • мотивация;
  • оптимальное использование наглядного материала;
  • технические средства обучения.

Оборудование и материалы

Демонстрационный:

запись мультфильма «38 попугаев», слайды «Песок», картинки символы, карточка «правила безопасности», две магнитные доски, глобус, песочные часы, указка.

Раздаточный: тарелочки с сухим и сырым песком, баночки, стаканчики с водой, воронки, ложечки, лупы, магниты, формочки, салфетки, цветной песок, шаблоны поделок.

Предварительная работа

Наблюдение за песком в природе, проведение простых опытов, игры с песком на прогулке. Изучение свойств песка. Просмотр презентаций: «Волшебный песок», «Песок в природе, происхождение песка», «Использование песка человеком»; чтение стихотворений и загадок о песке; игры с кинетическим песком; рисование песком на песочном столе

Словарная работа

Лаборатория, лаборант, научный эксперимент, опыт, кварцевый песок.

Ход занятия

Сюрпризный момент

Художественное слово

Познавательная активность

Экспериментальная деятельность

Игровая деятельность

Художественная деятельность

Рефлексия

Дети стоят у стола и просматривают мультфильм «38 попугаев».

Входят гости, рассаживаются.

-Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем: подарите гостям свои улыбки!

В-ль: Ребята, мы с вами посмотрели мультфильм. Какую песенку пели герои? («Ужасно интересно, всё то что неизвестно, ужасно неизвестно всё то, что интересно»).

О чем же мы с вами ужасно интересном и ужасно неизвестном будем сегодня говорить?

Отгадайте загадку:

«Из камней он появился,

Зёрнами на свет родился,

Жёлтый, красный, белый

И немножко серый.

Мы любим из него лепить!

Много ножками ходить!

Он морской и речной,

Кто это такой!?» (Песок)

-А что у героев мультфильма было под ногами? (Песок).

- Что же такое песок?

-(Мельчайшие частицы горной породы. Много, много лет горную породу разрушали ветер, вода и температура. Сначала горы рушились и превращались в камни, камни-в зёрна, зёрна в мелкий песок.) (картинка-слайд)

-Ребята, а песок весь одинаковый? Какой бывает песок? (крупный, мелкий, речной, морской, зернистый).

-А какого цвета бывает песок? (белый, жёлтый, красный, серый)

- А ещё на острове Маврикий есть песок всех цветов радуги, который не перемешивается между собой! (Картинка)

- Где мы можем увидеть большое количество песка? (на берегах рек, морском побережье, а ещё в пустыне.

-Что такое пустыня? (место где большое скопление песка). (Показать на глобусе) 

- А вы, знаете, ребята, что дно морей полностью покрыты песком. И на месте многих пустынь когда-то были моря.

-Ребята, а может ли быть песок опасен? (может, когда идёт песчаная буря.) (Картинка)

-Что такое песчаная буря? (сильный ветер поднимает в воздух большое количество песка и перемещает на большие расстояния)

- Как вы думаете, зачем песок нужен людям? (в строительстве дорог, в приготовлении цемента под фундамент домов, зимой посыпают дороги, чтобы не было скользко, в изготовлении стекла, в пескоструйных устройствах, в фильтрах очистки воды, изготовление картин, в песочных часах, из песка на берегу моря можно строить объёмные фигуры), (Картинки)

-Какой песок используется в изготовлении стекла? (кварцевый –самый дорогой песок, он легко плавится).

-Сегодня, ребята, я предлагаю вам стать учёными- исследователями и исследовать свойства песка. Кто такие учёные- исследователи? (Люди, которые совершают новые открытия).

-Как называется то место, где проводят опыты? (Лаборатория)

-Как называются люди, которые работают в лаборатории? (лаборанты)

-Вот сейчас мы с вами превратимся в лаборантов. (Надевают колпачки, фартуки)

-Прежде, чем войти в нашу лабораторию, давайте вспомним о правилах поведения. (Повторить) 

-Занимаем свои места и приступаем к исследованиям.

1 Опыт.

-Перед вами на тарелочках лежит материал. Прикоснитесь своей рукой к песку, который лежит на жёлтой тарелочке.

-Какой это песок? (Это песок сухой).

-У меня есть вот такая карточка. На ней изображено солнышко и написано слово песок. (Показать) Значит мы будем говорить о песке сухом. Я прикреплю её на эту доску.

- Приложите свою ладошку к материалу на другой тарелочке. Что вы можете сказать? (Это песок сырой)

-У меня карточка со словом ПЕСОК и капелька. Это значит, что мы будем говорить о сыром песке.

-Посмотрите через лупу на сырой и сухой песок

-Из чего состоит песок? А какого цвета сырой и сухой песок?

- Сухой песок –светлый и я ставлю светлую кляксу, а сырой песок тёмный и я ставлю тёмную кляксу.

2 Опыт.

-Положите в стакан воронку и насыпьте в неё ложечку сухого песка. Что происходит? (Песок просыпался в стакан, потому что он сыпучий.)

-Возьмите другой стакан и положите в воронку сырой песок. Что происходит? (Он не сыплется).

-О каком свойстве песка мы узнали (Сухой песок сыпучий, сырой не сыпучий) (поставить на доски карточки определители)

3 Опыт.

-Пожалуйста, возьмите воду и налейте через воронку в стакан с сухим и сырым песком, перемешайте.

- О каком свойстве мы сейчас говорим? (Сырой и сухой песок не растворились в воде)

Сухой и сырой песок в воде не растворяются, мы поставим на доски вот такие знаки. (Поставить значки)

-Предлагаю вам, ребята определить, имеет ли сухой и сырой песок форму, с помощью формочек.

-Ставим значки: сухой песок не имеет форму, сырой песок имеет форму. (Поставить значки).

4 Опыт.

-Теперь возьмите трубочку и тихонько подуйте на сырой и сухой песок. Какие выводы можно сделать?

(Сухой песок разлетается, потому что он лёгкий, а сырой песок не разлетается, потому, что он тяжёлый).

- Для того, чтобы точно знать, что сухой песок лёгкий, а сырой песок тяжёлый мы положим на весы по ложечке сухого и сырого песка.

-Мы с вами узнали ещё одно свойство песка, что сухой песок лёгкий, а сырой-тяжёлый.

 - Ребята, я вам предлагаю подумать и определить ещё одно свойство песка. (сухой песок не имеет запаха, а сырой песок имеет запах) (Поставить значки) 

-Ребята, я вам предлагаю рассказать о свойствах сырого и сухого песка.

-Мы свами хорошо поработали, а теперь нам надо отдохнуть. Представьте, что вы маленькие песчинки. Присели. Вдруг подул сильный ветер, песчинки полетели, полетели. Ветер стих – песчинки осели. Теперь полил дождь (собрались в круг, руки на плечи друг другу).

- Ребята, вы любите рисовать песком. Я предлагаю вам превратиться в художников. Подойдите к столу, посмотрите на тарелочках лежит разноцветный песок. Я предлагаю вам нарисовать цветик-семицветик и подарить нашим гостям.

-Ребята, что вам на занятии понравилось больше всего?

-Что запомнилось?

-Что узнали нового?

-Что хотели бы повторить?

-Какое у вас настроение?

Спасибо вам за работу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...