Конспект НОД по экспериментированию для старшей группы на тему «Волшебница соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Марина Николаевна

Конспект НОД по экспериментированию на тему "Волшебница соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное      

                           учреждение   «Детский сад комбинированного вида № 33»

Проект: «Волшебница – соль».

                                                                   разработала и провела: воспитатель Иванова М.Н.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный с18.03.2019 по 22.03.2019г.

Все известное и неизвестное находится рядом с нами. Нужно только его хорошенько разузнать и рассмотреть.

Тема исследования: «Волшебница - соль».

Объект исследования: соль.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы Иванова М.Н., учитель-дефектолог Студенко О.Г.., учитель-логопед Карпенко С.Г.

Актуальность:

8 тысяч лет люди используют соль в пищу.

 В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

 Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

1. Изучить исторические сведения о соли.

2. Узнать о значении соли в жизни человека.

3. Расширить знания о свойствах и видах соли.

4. Развить творческое воображение и креативное мышление.

5. Использовать технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности дошкольников.

План исследований

Данный проект «Волшебница- соль» рассчитан для группы детей старшего дошкольного возраста. Основополагающий вопрос: «волшебная» ли соль? Это и попытались доказать мы в настоящем проекте.

Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:

соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Работа над проектом строится на следующих принципах:

• принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

• принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

• принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

• принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе с детьми новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.

При реализации проекта была решена и ещё одна проблема: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.

В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:

• дети должны получить элементарные знания о соли;

• иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;

• понимать пословицы, загадки о соли.

Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как).

Самостоятельное исследование :

- поиск информации в сети Интернет;

- беседа с родителями;

- изучение соли в русском фольклоре, стихах и загадках, афоризмах;

- анкетирование на тему «Соль и здоровье человека»;

- рисование на тему: «Волшебные рисунки солью»;

- проведение опытов.

Описание работы:

Вся работа, предшествующая созданию проекта «Волшебная соль»  по познавательному развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста разделена на несколько этапов:

• создание условий для реализации проекта (подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме; определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду; составление перспективного плана работы над проектом);

• подведение итогов работы по исследованию свойств, качеств и применения соли (защита проекта, выпуск презентации).

Проект предполагает реализацию трёх направлений:

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Взаимодействие со специалистами.

Механизм реализация проекта: участники проекта проводят всю работу над проектом в определенной последовательности:

1 этап: 2 этап: 3 этап:

выбор темы;

определение цели и задач проекта.

подбор научно-популярного материала по изучаемой теме;

определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду;

составление перспективного плана работы над проектом. Организация познавательных бесед, дидактических игр;

выпуск анкеты, лепбука;

проведение опытов, наблюдений

История соли. Человек узнает соль.

Изучая энциклопедическую литературу, анализируя материалы из интернета, мы узнали историю использования соли.

Охотники, выслеживая дичь, замечали, как дикий олень или лось лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял, ни в руках, ни на солнце. А когда охотники пробовали его языком, подражая животному, то ощущали необычайно приятный и острый вкус. Они отламывали куски камня и уносили его с собой. Это была каменная соль.

Так, люди научились есть мясо и употреблять соль.

 Наш город славен тем, что через его территорию проходил великий соленной путь. На гербе нашего города изображен бык с солонкой соли на спине.

Интересные факты о соли:

1. В древнем Риме соль подносили каждому гостю в знак дружбы.

2. В Индии выражение «я ем его соль» означает, что «он меня содержит и я ему обязан».

3. В средние века цена соли была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы.

4. До XIX века в России существовал обычай «угощения водяного». Его задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, не рвал сетей, обеспечивал хороший улов и спасал утопающих. Угощением служила лошадь - ее голову натирали медом и солью, вывозили на середину реки и сбрасывали в воду.

5. Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет», - перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание.

6. Если ко льду прибавить 1/20 соли, то она растворит лед и образуется раствор, который замерзнет при более низкой температуре, чем вода. На этом основано посыпание солью проезжей части и тротуаров, когда надо, чтобы растаял слежавшийся снег или лед при гололеде.

7. У многих народов существовал обычай «солить» новорожденных, в предохранение от злых духов, которыми олицетворялись болезни, бессонница и даже капризы детей.

Когда-то Пол Брэгг считал, что человек вполне спокойно может обойтись без соли. Эту теорию пытались даже доказать, но не учитывали того факта, что почти все вещества, которые человек потребляет в пищу содержат соль. Вот несколько интересных фактов о соли:

1. Если человек за один прием пищи съест 3 грамма соли на 1 килограмм своего веса, то его ждет неминуемая смерть. Так, например, человеку с весом 75 килограмм достаточно съесть 225 грамм соли, чтобы организм не справился с ней и большинство клеток погибло. К слову сказать, примерно столько же соли содержится в человеческом организме постоянно.

2. Поваренная соль - это хороший антисептик, который препятствует процессам гниения. Именно поэтому её используют при заготовках консервантов на зиму. И именно по этой причине открытые раны (мозоли) у людей, отдыхающих на курортах, не только не заживают из-за разъедания их соленой водой моря, но и не воспаляются, т. к. соль убивает все бактерии.

3. Известно, что, уходя из таежного приюта, для случайных путников охотники непременно оставляют спички и соль.

4. На Руси издавна было принято в Страстной четверг готовить так называемую «четверговую соль» — крупную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба и перекаливали на сковороде, после чего толкли в ступе. Четверговую соль употребляли с пасхальными яйцами и некоторыми другими блюдами.

Как в домашнем хозяйстве можно использовать соль?

1. Капнули на одежду жиром - присыпьте это место солью, соль его впитает.

2. После приготовления рыбы руки неприятно пахнут - потрите их солью, она уберёт запах.

4. Чтобы сырые дрова лучше разгорелись, можно посыпать их солью.

5. Необходимо почистить серебряную посуду- положите её в кастрюлю с горячим солевым раствором и кусочек алюминиевой фольги.

6. Чтобы цветные вещи не линяли, положите их в холодный соляной раствор.

7. Пятна от чая, если свежие, тоже легко смываются соляным раствором.

8. Махровые полотенца после полоскания в соляном растворе становятся мягкими, как после применения ополаскивателя.

9. Для устранения запаха и влажности периодически насыпайте в кроссовки немного соли.

10. Чистка аквариума. Чтобы удалить из аквариума минеральные отложения от жесткой воды, протрите его изнутри солью, затем тщательно промойте, прежде чем запускать рыбок. Берите только обычную, а не йодированную соль.

11. Облегчение боли от укусов насекомых и от ожога крапивой. Соль - эффективное средство для облегчения боли от жала пчел, укусов насекомых и ожогов крапивы.

12. Удаление пригоревшей пищи. Вновь используем соль как чистящее средство. Спекшиеся остатки пищи сначала размягчают: посыпьте их солью, увлажните и оставьте, пока они не отлипнут от посуды. Тогда смойте их мыльной водой.

13. Проверка свежести яиц. Сомневаетесь в свежести купленных яиц? Разведите 2 чайные ложки соли в 200 мл воды и осторожно опустите в нее яйцо. Свежее яйцо тонет, старое остается на плаву.

1. Подготовительный этап.

1.1 Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о волшебной соли. Разгадывание загадок о соли,

просмотр м/ф «Как казаки соль покупали» с 18.03.

1.2 Информированность родителей о предстоящей деятельности.  Беседы с родителями на темы: «Чем полезна соль?», «В каких целях вы используете соль?» 18.03.

1.3 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. Пополнение картотеки стихов и картинок о соли и ее видах.с 18.03.- 19.03.

2. Основной этап

2.1 Чтение с детьми произведений о соли: русская народная сказка «Соль»; чешская народная сказка «Соль».- Вызвать интерес у детей, получить эмоциональную разгрузку.19.03.

2.2 Просмотр  презентации « Как соль приходит на стол».20.03.

2.3 Анкетирование родителей на тему «Соль и здоровье человека».-

Вызвать у детей желание рассуждать и узнавать все больше  с 18.03. по 20.03.

2.4 Изготовление лепбука «Соль-волшебница». 20.03

2.5 Проведение опытов  и экспериментов с солью.  С19.03 по 21.03.

2.6 Выращивание кристаллов из соли. С 18.03 по 22.03.

3. Заключительный этап

3.1 Выявление уровня знаний детей на тему«Волшебница-соль» .22.03.

3.2Мастер – класс «Волшебные рисунки солью» . Волшебная лаборатория 21.03.

 3.3 Демонстрация кристаллов соли выращенных в группе. 22.03.

Заключение

Проектная работа «Волшебница-соль» дала нам возможность увидеть следующие результаты:

• реализация данного проекта - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели;

• навыки, приобретённые детьми в ходе осуществления проекта, могут быть использованы для познавательно-исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка;

• практические задания будут способствовать познавательному развитию детей;

• развитие у детей умений проводить опыты и наблюдения является одной из форм поисковой деятельности, что даст ребенку возможность проявить собственную исследовательскую активность и будет способствовать развитию дошкольника как личности.

Таким образом, по результатам данной работы, т. е. проекта можно сделать вывод:

• мероприятия проекта сделают более интересными традиционные занятия;

• повысится уровень знаний о соли;

• происходит развитие исследовательских умений детей, умение анализировать, обобщать;

• в ходе экспериментальной деятельности дети приобретут ценный коммуникативный опыт, беря на себя роль взрослых, ученых, труд которых очень важен для других людей, что способствует воспитанию гражданской позиции детей.

Все это будет свидетельствовать о том, что проект интересен и полезен для развития интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы детей.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что изучение соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира.

Благодаря выполненной проектной работе, мы утверждаем, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Оказалось, что она интересно волшебная!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа НОД в старшей группе на тему "Волшебница- соль" (познавательное развитие)

Цель: формирование представления о соли как необходимом для человека продукте путем наблюдений и экспериментирования.Задачи исследования: изучить исторические сведения о соли; узнать о значении соли в...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебница-соль»

Формирование познавательной  активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности с природным веществом — солью....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе по теме: "Волшебница вода"

Занятие про круговорот воды в природе, с элементами экспериментирования....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...

Конспект экспериментальной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебница соль»

Цель НОД: создание условий для углубления представлений детей о свойствах соли, использовании ее в жизни человека.Задачи:-Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлени...

конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»

Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятельности по теме "В...