Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузьменко Оксана Петровна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_sol.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица»

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе

По теме: «Волшебница соль»

Разработала:

        Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»

        Кузьменко Оксана Петровна

Рубцовск, 2023 г.

Схема конспекта занятия

Педагог (ФИО) Кузьменко Оксана Петровна

Образовательная область  познавательное развитие

Тема занятия «Волшебница соль»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Цель: Расширение и уточнение представлений детей о соли и ее свойствах

Программные задачи

  1. Образовательные:

-Создавать условия для накопления представлений о назначении соли и способах ее применения, через опытно-исследовательскую деятельность.

-Формировать умение выполнять элементарные опыты.

2. Развивающие:

-Развивать познавательный интерес у детей.

-Активизировать мыслительные процессы: учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3.Воспитательные:

-воспитывать любознательность, интерес к опытно исследовательской деятельности.

Формы организации совместной деятельности: просмотр  презентаций, словесная игра, физическая разминка, проблемная ситуация, подвижная игра, рассказывание стихотворений, работа над пословицей, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации: наглядные: демонстрация презентации;

словесные: беседа, объяснение, рассказ, координация речи и движений;

игровые: физминутка.

Оборудование:  Халаты на каждого ребенка, стаканы прозрачные, поролоновые губки, куриное яйцо, картинки с изображением опытов, карточки с правилами поведения в лаборатории, соль, одноразовые тарелки, стаканчики, термос с теплой водой, влажные салфетки, лупы, проектор.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах!», просмотров презентации на тему: «Где и как добывают соль», «Польза и вред соли»; проведение опыта «Выращиваем кристаллы соли»; дидактические игры «Определи на ошупь», «Узнай на вкус»; рассматривание познавательных книг о полезных ископаемых, окрашивание соли.

  1. Организационный момент

Цель: организация внимания детей, введение в тему.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в группу, становятся в круг

                                                             

Дети подходят к гостям касаются своими ладонями ладони гостей

Приветствие.

В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся, и на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем и к гостям здороваться пойдем

  1. Основная часть занятия.

Цель: формирование умение выполнять элементарные опыты с солью.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети занимают места перед доской

Дети поднимают руки, говорят отгадку

Соль белого цвета, не имеет запаха, на вкус солёная, на ощупь шершавая, крупинками

.

Может привести к заболеваниям организма.

-Дети называют пословицы о соли :

-Без соли не вкусно, без хлеба не сытно,

-Без соли и стол кривой,

-Без соли и хлеба, худо беседа

-Без соли хлеб не еда.

Соль используют при лечении горла, носа, она заживляет ранки.

Полина Тарская рассказывает детям зачем она посещала соленную пещеру.

В приготовлении еды, при выпечки, в консервировании овощей

Чтобы машинам не было скользко на дорогах, а людям на тротуарах.

Можно посыпать песком с мелкими камушками .и тогда не будет портится обувь и болеть лапки у животных

Дети на ковре строят круг.

Под запись делают разминку-2раза.

Дети отвечают, что шуметь нельзя

-Не бегай и не толкайся.

-Нельзя брать без разрешения взрослых

Дети одевают  белые халаты и садятся

за столы.

Дети проводят опыт.

Яйцо упало на дно стакана- утонуло.

Яйцо всплыло на поверхности.

Потому что солёная вода не даёт яйцу утонуть.

Соль растворилась быстрее в стакане с тёплой водой.

Дети задвигают стулья за столы и переходят задругой стол.

Дети повторяют за воспитателем – очищают бокалы

Бокал становится чистым он белеет. Даже блестит.( дети вытирают руки влажной салфеткой).

Да помним (рассказывает кто-нибудь из детей). «Сначала мы налили в стаканчики солёную воду и положили туда ниточки, когда вода высохла а соль превратилась в кристаллы»

Дети берут лупы, смотрят и делятся впечатлениями об увиденном

(повторяют 2-3 ребёнка, затем все вместе)

Дети повторяют по одному выводу из опытов по порядку.

.

о удобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь

-Дети, ой, что утром было, я же вам сказать забыла – только в садик мы зашли в гости гномики пришли

-Говорят мне чудо – гости: «Сегодня всем вам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, и чудо опыт проведете  с  одним известным  веществом сейчас узнаете о нем»

-А отгадка находится в этой замечательной шкатулке Послушайте внимательно.

«Без неё, ребята , повар , просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт-испытаешь боль.

Вы конечно догадались. Ну конечно, это соль»

-Правильно ребята.

 

-Соль незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.

- Ребята, а что вы знаете о соли? Какая она?

-Ребята, соль – полезное ископаемое, в молотом виде она представляет собой кристаллы белого цвета

- Соль бывает крупная и мелкая. Как вы уже сказали имеет солёный вкус и не имеет запаха.

-Ребята, как вы думаете, что произойдёт если человек совсем не будет употреблять соль в пищу?

-Правильно ребята. Соль придаёт блюдам особый вкус. Но совсем не будет употреблять её в пищу?

Недостаток соли может привести к заболеваниям. Без соли человек жить не может. Много лет тому назад соли добывали мало и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром.

-У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, а остальные уходили  «не солоно-хлебавши»

- К соли относились положительно. От сюда народная примета «соль рассыпал-к ссоре».

- Поэтому люди придумали пословицы о соли. А какие вы из них помните?

-Ребята как вы думаете, где можно использовать соль?

- Соль применяется в оздоровительных целях. Используют для лечения волос- чтобы лучше росли и были крепкими делают массаж с соленными крупинками

-Ребята а кто из вас был в соленной пещере?

-Ребята , а в приготовлении пищи используют соль ? Где?

-А ещё соль используют дворники и специальные машины. Как вы думаете для чего они это делают?

-Но ребята я вам хочу сказать, что соль может быть и вредна для человека , животных и растений В чём же её вред?

-Ребята чем более безопасным для человека и животных можно посыпать дорожки?

-Молодцы ребята!

-Ребята, нам пора торопиться в лабораторию. Пойдёмте за мной.

-Но вот ребята мы с вами и пришли в нашу лабораторию, но прежде чем зайти в лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Воспитатель напоминает детям правила поведения с помощью карточек

-Правильно ребята.! Умей слушать. Не перебивай говорящего, не отвечайте хором.

Правильно! Не бегай и не толкайся будь аккуратен, ты можешь что-то разбить, уронить  рассыпать.

Правильно!  Не бери оборудование пока не скажет взрослый.

-Дорогие ребята , Приглашаю вас в нашу лабораторию. Чтобы провести опыты с солью .(Воспитатель предлагает одеть детям халаты).

-Предлагаю провести Опыт№1 «Плавающее яйцо».

Нам понадобиться яйцо, вода и стакан. Сначала яйцо опускаем в обычную воду. Дети что произошло с яйцом?

-А теперь добавим соли 5 полных ложек в другой стакан и хорошо размешаем. Опустите яйцо в стакан с солёной водой. Дети, что произошло?

-Почему это произошло?

-Давайте сделаем  вывод: «В обычной воде яйцо тонет , а в солёной нет.» (Воспитатель просит повторить вывод 2-3 детей , затем все вместе)

Воспитатель предлагает отодвинуть на середину стола оборудование от  Опыта №1

-Предлагаю провести Опыт№2 «Соль растворяется в воде»

Для этого нам понадобиться 2 стакана с холодной и тёплой водой

-Насыпьте соль в стакан с холодной водой ложку соли –размешаем, затем в стакан с тёплой  водой и размешаем.

Ребята в какой воде соль растворилась быстрее?

(Воспитатель делает вывод, что соль быстрее растворяется в тёплой воде чем в холодной, повторяют2-3 ребёнка, затем все вместе)

-Для проведения следующего опыта прошу пересесть за следующий стол.

-Предлагаю провести Опыт№3 «Соль-чистящее средство»

-Ребята, оказывается с помощью соли можно помыть грязную посуду

-Нам понадобиться грязный бокал, влажная губка, соль, влажные салфетки.( воспитатель показывает детям как нужно правильно почистить бокал)

-Ребята что происходит?

-Ребята , давайте сделаем вывод «Соль может очищать грязную посуду» ( повторяют 2-3 ребёнка , затем все вместе)

(Воспитатель  предлагает отодвинуть тарелки с оборудованием с  Опыта №3 на середину стола)

-Молодцы ребята, справились с этим опытом.

-Предлагаю провести следующий Опыт№4 «Соль кристаллизуется»

-Помните, дети мы с вами выращивали кристаллы соли на окне? Расскажите, как это у нас получилось?

-Молодцы, ребята! Вот сейчас мы с вами,  с помощью лупы рассмотрим кристаллики соли . Ребята на что они похожи? Кто увидел что-то не обычное?

-Ребята давайте сделаем вывод «Вода испарилась, а соль превратилась в кристаллы».

-Ребята, какие вы молодцы , настоящие лаборанты, все опыты провели аккуратно и правильно.

На этом наши опыты закончены , давайте встанем из-за столов , задвинем стульчики, и пройдемте со мной к доске,

 - Уважаемые лаборанты, давайте с вами повторим все выводы наших проделанных опытов.

Отрывок из мультфильма «В гостях у гномов» (песня гномиков – видеозапись)

Шкатулка из дерева, внутри соль

Воспитатель открывает шкатулку показывая соль

Воспитатель показывает карточки

Слайд №1                              (кристаллы соли)

Слайд№2

(мелкая и крупная соль)

Слайд№3

(как раньше добывали соль)

Слайд№4

(как подавали соль)

Слайд№5

Слайд№6                           (соленная пещера)

Слайд№7

(приготовление пищи, консервирование овощей)

Слайд№8

(машины и дворники посыпают солью дорожки)

Слайд№9

(изображение опыта с цветком , домашнего животного, обуви-повреждённых солью)

Слышен бой часов-курантов.

Дети подходят к столам с материалами для опытов (всё накрыто белыми салфетками)

Карточки с изображением-ребёнок слушает.

Карточки с изображением-ребенок бежит.

Карточки с изображением-ребенок берёт пробирку.

Воспитатель обращает внимание на посадку детей за столами.

Показать карточку-схему.

Воспитатель обращает внимание детей на посадку за столами.

Налить из термоса тёплую воду в стаканчики.

Показать карточку-схему

На протяжении всех опытов звучит спокойная мелодия

Показать карточку-схему.

Показать карточки-схемы

Добиваться от детей полных ответов.

Прикрепляю карточки-схемы на магнитную доску.

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: обобщение знаний детей о соли и её свойствах.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети делятся впечатлениями. 

-Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?

-Дети, а давайте мы с вами немного отдохнём и сделаем на память нашим трудолюбивым гномикам подарки из солёного теста, а когда они высохнут мы положим их в эту замечательную шкатулку , вместе с письмом , в котором расскажем как мы проводили опыты. Хорошо ребята?

- Ребята, вы молодцы ! Спасибо за отличную работу!

После небольшого отдыха дети лепят из солёного теста кулоны , украшая их стразами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Встреча с Капитошкой»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей  группеТема: « Встреча с Капитошкой»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»

- знакомить детей со сойствами  воды (жидкая:  льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить  в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Эта удивительная соль».

Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художест...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Тайна появления радуги.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Тайна появления радуги....