Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_sol.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица»
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
По теме: «Волшебница соль»
Разработала:
Старший воспитатель
МАДОУ «ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»
Кузьменко Оксана Петровна
Рубцовск, 2023 г.
Схема конспекта занятия
Педагог (ФИО) Кузьменко Оксана Петровна
Образовательная область познавательное развитие
Тема занятия «Волшебница соль»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие
Цель: Расширение и уточнение представлений детей о соли и ее свойствах
Программные задачи
- Образовательные:
-Создавать условия для накопления представлений о назначении соли и способах ее применения, через опытно-исследовательскую деятельность.
-Формировать умение выполнять элементарные опыты.
2. Развивающие:
-Развивать познавательный интерес у детей.
-Активизировать мыслительные процессы: учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3.Воспитательные:
-воспитывать любознательность, интерес к опытно исследовательской деятельности.
Формы организации совместной деятельности: просмотр презентаций, словесная игра, физическая разминка, проблемная ситуация, подвижная игра, рассказывание стихотворений, работа над пословицей, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент.
Форма организации детей: подгрупповая.
Методы организации: наглядные: демонстрация презентации;
словесные: беседа, объяснение, рассказ, координация речи и движений;
игровые: физминутка.
Оборудование: Халаты на каждого ребенка, стаканы прозрачные, поролоновые губки, куриное яйцо, картинки с изображением опытов, карточки с правилами поведения в лаборатории, соль, одноразовые тарелки, стаканчики, термос с теплой водой, влажные салфетки, лупы, проектор.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах!», просмотров презентации на тему: «Где и как добывают соль», «Польза и вред соли»; проведение опыта «Выращиваем кристаллы соли»; дидактические игры «Определи на ошупь», «Узнай на вкус»; рассматривание познавательных книг о полезных ископаемых, окрашивание соли.
Цель: организация внимания детей, введение в тему. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети заходят в группу, становятся в круг
Дети подходят к гостям касаются своими ладонями ладони гостей | Приветствие. В круг широкий вижу я встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, и на место все вернемся | |
Цель: формирование умение выполнять элементарные опыты с солью. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети занимают места перед доской Дети поднимают руки, говорят отгадку Соль белого цвета, не имеет запаха, на вкус солёная, на ощупь шершавая, крупинками . Может привести к заболеваниям организма. -Дети называют пословицы о соли : -Без соли не вкусно, без хлеба не сытно, -Без соли и стол кривой, -Без соли и хлеба, худо беседа -Без соли хлеб не еда. Соль используют при лечении горла, носа, она заживляет ранки. Полина Тарская рассказывает детям зачем она посещала соленную пещеру. В приготовлении еды, при выпечки, в консервировании овощей Чтобы машинам не было скользко на дорогах, а людям на тротуарах. Можно посыпать песком с мелкими камушками .и тогда не будет портится обувь и болеть лапки у животных Дети на ковре строят круг. Под запись делают разминку-2раза. Дети отвечают, что шуметь нельзя -Не бегай и не толкайся. -Нельзя брать без разрешения взрослых Дети одевают белые халаты и садятся за столы. Дети проводят опыт. Яйцо упало на дно стакана- утонуло. Яйцо всплыло на поверхности. Потому что солёная вода не даёт яйцу утонуть. Соль растворилась быстрее в стакане с тёплой водой. Дети задвигают стулья за столы и переходят задругой стол. Дети повторяют за воспитателем – очищают бокалы Бокал становится чистым он белеет. Даже блестит.( дети вытирают руки влажной салфеткой). Да помним (рассказывает кто-нибудь из детей). «Сначала мы налили в стаканчики солёную воду и положили туда ниточки, когда вода высохла а соль превратилась в кристаллы» Дети берут лупы, смотрят и делятся впечатлениями об увиденном (повторяют 2-3 ребёнка, затем все вместе) Дети повторяют по одному выводу из опытов по порядку. | . -По удобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь -Дети, ой, что утром было, я же вам сказать забыла – только в садик мы зашли в гости гномики пришли -Говорят мне чудо – гости: «Сегодня всем вам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, и чудо опыт проведете с одним известным веществом сейчас узнаете о нем» -А отгадка находится в этой замечательной шкатулке Послушайте внимательно. «Без неё, ребята , повар , просто как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадёт-испытаешь боль. Вы конечно догадались. Ну конечно, это соль» -Правильно ребята.
-Соль незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. - Ребята, а что вы знаете о соли? Какая она? -Ребята, соль – полезное ископаемое, в молотом виде она представляет собой кристаллы белого цвета - Соль бывает крупная и мелкая. Как вы уже сказали имеет солёный вкус и не имеет запаха. -Ребята, как вы думаете, что произойдёт если человек совсем не будет употреблять соль в пищу? -Правильно ребята. Соль придаёт блюдам особый вкус. Но совсем не будет употреблять её в пищу? Недостаток соли может привести к заболеваниям. Без соли человек жить не может. Много лет тому назад соли добывали мало и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. -У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, а остальные уходили «не солоно-хлебавши» - К соли относились положительно. От сюда народная примета «соль рассыпал-к ссоре». - Поэтому люди придумали пословицы о соли. А какие вы из них помните? -Ребята как вы думаете, где можно использовать соль? - Соль применяется в оздоровительных целях. Используют для лечения волос- чтобы лучше росли и были крепкими делают массаж с соленными крупинками -Ребята а кто из вас был в соленной пещере? -Ребята , а в приготовлении пищи используют соль ? Где? -А ещё соль используют дворники и специальные машины. Как вы думаете для чего они это делают? -Но ребята я вам хочу сказать, что соль может быть и вредна для человека , животных и растений В чём же её вред? -Ребята чем более безопасным для человека и животных можно посыпать дорожки? -Молодцы ребята! -Ребята, нам пора торопиться в лабораторию. Пойдёмте за мной. -Но вот ребята мы с вами и пришли в нашу лабораторию, но прежде чем зайти в лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Воспитатель напоминает детям правила поведения с помощью карточек -Правильно ребята.! Умей слушать. Не перебивай говорящего, не отвечайте хором. Правильно! Не бегай и не толкайся будь аккуратен, ты можешь что-то разбить, уронить рассыпать. Правильно! Не бери оборудование пока не скажет взрослый. -Дорогие ребята , Приглашаю вас в нашу лабораторию. Чтобы провести опыты с солью .(Воспитатель предлагает одеть детям халаты). -Предлагаю провести Опыт№1 «Плавающее яйцо». Нам понадобиться яйцо, вода и стакан. Сначала яйцо опускаем в обычную воду. Дети что произошло с яйцом? -А теперь добавим соли 5 полных ложек в другой стакан и хорошо размешаем. Опустите яйцо в стакан с солёной водой. Дети, что произошло? -Почему это произошло? -Давайте сделаем вывод: «В обычной воде яйцо тонет , а в солёной нет.» (Воспитатель просит повторить вывод 2-3 детей , затем все вместе) Воспитатель предлагает отодвинуть на середину стола оборудование от Опыта №1 -Предлагаю провести Опыт№2 «Соль растворяется в воде» Для этого нам понадобиться 2 стакана с холодной и тёплой водой -Насыпьте соль в стакан с холодной водой ложку соли –размешаем, затем в стакан с тёплой водой и размешаем. Ребята в какой воде соль растворилась быстрее? (Воспитатель делает вывод, что соль быстрее растворяется в тёплой воде чем в холодной, повторяют2-3 ребёнка, затем все вместе) -Для проведения следующего опыта прошу пересесть за следующий стол. -Предлагаю провести Опыт№3 «Соль-чистящее средство» -Ребята, оказывается с помощью соли можно помыть грязную посуду -Нам понадобиться грязный бокал, влажная губка, соль, влажные салфетки.( воспитатель показывает детям как нужно правильно почистить бокал) -Ребята что происходит? -Ребята , давайте сделаем вывод «Соль может очищать грязную посуду» ( повторяют 2-3 ребёнка , затем все вместе) (Воспитатель предлагает отодвинуть тарелки с оборудованием с Опыта №3 на середину стола) -Молодцы ребята, справились с этим опытом. -Предлагаю провести следующий Опыт№4 «Соль кристаллизуется» -Помните, дети мы с вами выращивали кристаллы соли на окне? Расскажите, как это у нас получилось? -Молодцы, ребята! Вот сейчас мы с вами, с помощью лупы рассмотрим кристаллики соли . Ребята на что они похожи? Кто увидел что-то не обычное? -Ребята давайте сделаем вывод «Вода испарилась, а соль превратилась в кристаллы». -Ребята, какие вы молодцы , настоящие лаборанты, все опыты провели аккуратно и правильно. На этом наши опыты закончены , давайте встанем из-за столов , задвинем стульчики, и пройдемте со мной к доске, - Уважаемые лаборанты, давайте с вами повторим все выводы наших проделанных опытов. | Отрывок из мультфильма «В гостях у гномов» (песня гномиков – видеозапись) Шкатулка из дерева, внутри соль Воспитатель открывает шкатулку показывая соль Воспитатель показывает карточки Слайд №1 (кристаллы соли) Слайд№2 (мелкая и крупная соль) Слайд№3 (как раньше добывали соль) Слайд№4 (как подавали соль) Слайд№5 Слайд№6 (соленная пещера) Слайд№7 (приготовление пищи, консервирование овощей) Слайд№8 (машины и дворники посыпают солью дорожки) Слайд№9 (изображение опыта с цветком , домашнего животного, обуви-повреждённых солью) Слышен бой часов-курантов. Дети подходят к столам с материалами для опытов (всё накрыто белыми салфетками) Карточки с изображением-ребёнок слушает. Карточки с изображением-ребенок бежит. Карточки с изображением-ребенок берёт пробирку. Воспитатель обращает внимание на посадку детей за столами. Показать карточку-схему. Воспитатель обращает внимание детей на посадку за столами. Налить из термоса тёплую воду в стаканчики. Показать карточку-схему На протяжении всех опытов звучит спокойная мелодия Показать карточку-схему. Показать карточки-схемы Добиваться от детей полных ответов. Прикрепляю карточки-схемы на магнитную доску. |
Цель: обобщение знаний детей о соли и её свойствах. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети делятся впечатлениями. | -Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории? -Дети, а давайте мы с вами немного отдохнём и сделаем на память нашим трудолюбивым гномикам подарки из солёного теста, а когда они высохнут мы положим их в эту замечательную шкатулку , вместе с письмом , в котором расскажем как мы проводили опыты. Хорошо ребята? - Ребята, вы молодцы ! Спасибо за отличную работу! | После небольшого отдыха дети лепят из солёного теста кулоны , украшая их стразами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Встреча с Капитошкой»
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеТема: « Встреча с Капитошкой»...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»
Как создать условия для развития познавательно-исследовательской активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»
- знакомить детей со сойствами воды (жидкая: льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Эта удивительная соль».
Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художест...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Тайна появления радуги.
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Тайна появления радуги....
Конспект мероприятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе тема: «Волшебное электричество».
Познакомить детей со статическим электричеством и условиями его проявления....
- Мне нравится (1)