Главные вкладки

    Конспект открытого показа НОД в старшей группе на тему "Волшебница- соль" (познавательное развитие)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Кочнова Татьяна Александровна

    Цель: формирование представления о соли как необходимом для человека продукте путем наблюдений и экспериментирования.

    Задачи исследования: изучить исторические сведения о соли; узнать о значении соли в жизни человека; познакомиться с необходимыми мерами безопасности и защиты при проведении опытов; провести опыты с солью; развивать умение делать выводы; проанализировать полученные результаты.

    Приоритетная образовательная деятельность: познавательное развитие.

    Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативная, речевая.

    Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие фольклора.

    Форма организации НОД: коллективная (совместно с педагогом).

    Материалы и оборудование: различные виды соли, стаканы с водой, тазик с водой, губка, грязная кружка( с налетом от чая, кофе), 2 сырых куриных яйца, карандаш с ниткой, ложка, наглядные схемы-картинки с опытами.

    Планируемые результаты: узнать о различных свойствах соли, о её происхождении; о её пользе в повседневной жизни, в хозяйстве; узнать о взаимодействии соли и воды и о плотности воды посредством поисково-исследовательской деятельности; научиться устанавливать причинно-следственные связи.

                                        

     

     

     

     

     

     

     

                             Ход НОД:

    Вводная часть.

    Столы в группе сдвинуты в один большой стол. Дети сидят полукругом за ним так, чтобы всем было хорошо видно педагога. Центр стола будет использоваться для проведения экспериментов.

    Воспитатель:- Добрый день, ребята! Сегодня у нас интересное занятие. А начать его я хочу с загадки:

    отдельно я не так вкусна, зато красива, солона

    и в пище каждому нужна.

    -Что же это? Правильно, это СОЛЬ! А что вы знаете о соли? (ответы детей)

    -Тема нашего занятия «Волшебница соль». И мы сегодня будем не просто говорить о ней, но и проводить настоящие эксперименты с солью! И вы поймете, почему я назвала соль волшебницей. Итак, хотите узнать о соли больше? Провести настоящие опыты? (да). Тогда начинаем!

    Основная часть.

    Воспитатель достаёт 2 баночки с солью( обычной и крупной). В ходе выявления свойств соли баночки передаются по кругу, чтобы дети могли рассмотреть , потрогать и попробовать соль на вкус.

    - Смотрите, что я вам принесла в баночках (соль). Она разная или одинаковая? Давайте с вами определим свойства соли: вкус- соленый, цвет- белый, запаха нет, структура сыпучая. Хорошо, молодцы! А теперь немного истории.

    Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.  Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах. Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту). Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно. А еще с солью связано много поговорок. Мы выучили некоторые из них: Недосол на столе, пересол на спине. Без хлеба не сыто, а без соли не сладко.  В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши». Итак, предлагаю перейти к самим опытам.

    Опыт №1. Соль растворяется в воде.

    Беру стакан с теплой водой, насыпаю в него соль и размешиваю.

    - Посмотрите, что стало с солью? (она исчезла). А куда исчезла? (растворилась). Если она растворилась, значит вода должна стать какой? (соленой) .Давайте это проверим( дети пробуют воду с солью на вкус).

    Воспитатель: -Какой вывод мы можем сделать?

    Дети: -Соль растворяется в воде.

    Вывешиваю картинку с изображением первого опыта на доску.

    Опыт №2. Соль в воде разных температур.

    Воспитатель: -Ребята, а как вы думаете, соль одинаково будет растворяться в воде холодной и в воде горячей? (ответы детей) А хотите это проверить? (да)

    Беру 2 стакана. В один наливаю горячую воду, в другую- холодную. Насыпаю соль в каждый стакан, даю размешать детям.

    Воспитатель: -Посмотрите, цвет воды в стаканах разный?

    Дети:- Да. Вода стала почти прозрачной в стакане с большой температурой, а с маленькой температурой- мутной, и на дне появился осадок- не вся соль размешалась.

    Воспитатель:-  Кто сможет сделать вывод, исходя из нашего опыта? (Вода в горячей воде растворяется лучше, чем в холодной). Вывешиваю картинку с изображением второго опыта на доску.

    - Молодцы, ребята. Поднимите руки те, кто плавал в море? Там плавать легче? (да). А почему можно лежать в море просто на спине, и она будет держать человека на плаву? (не знаем) А вспомните, вода в море на вкус какая? (соленая). Кто-нибудь догадался, к чему я веду?( ответы детей). Давайте проведем следующий опыт.

    Опыт №3. Водоплавающее яйцо.

    Беру 2 стакана с водой и 2 сырых куриных яйца. Одно яйцо опускаем в стакан с пресной водой. Оно тонет. Во второй стакан добавляем 3-4 столовые ложки соли, перемешиваем. Опускаем туда яйцо- оно всплывает!

    Воспитатель: - Ребята, посмотрите какая все-таки соль- волшебница! Яйцо не утонуло! Вывод: соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Вот почему в море плавать легче, чем, например, в пруду. Это называется «плотностью воды», но шире об этом понятии вы будете проходить уже в школе на уроках физики и химии!

    Вывешиваю картинку с изображением третьего опыта на доску.

    Физкультминутка.

    - Отлично вы настоящие исследователи! Предлагаю устроить перерыв и дать себе отдохнуть.

    -Ребята, мы уже выяснили, что много соленой воды в море. Поэтому я предлагаю поиграть в известную всем игру «Море волнуется …»

    Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три

    Морская фигура в виде акулы замри(1)

    Морская фигура в виде капитана корабля замри(2)

    Морская фигура в виде медузы замри(3)

    - Отдохнули? Продолжим наши исследования?

    Опыт №4. Получение кристаллов.

    - Ребята, а сейчас мы с вами попробуем вырастить кристаллы соли! Берем ёмкость, наливаем туда воды, добавляем соль, размешиваем. Теперь сверху на стакан кладем карандаш с привязанной ниткой, на которой будут потом расти кристаллы! И оставляем на несколько дней в теплом месте. Будем с вами каждый день следить за нашей баночкой. ( Показываю заранее проведенный дома опыт с уже размножившимися кристаллами). Посмотрите, что у нас должно получиться! Вода в ёмкости испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли, которые потом начали «расти» даже на ниточке.

    Вывешиваю рисунок с изображением четвертого опыта на доску.

    Итак, мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы.

    Воспитатель:- Ребята, а кто знает, как можно ещё использовать соль, кроме как приправлять ею еду? Следующий эксперимент расскажет вам о том, чем соль может пригодиться еще в хозяйстве.

    Опыт №5. Соль обладает чистящими свойствами.

    Перед воспитателем на столе тазик с водой, губка для мытья посуды, соль и грязная кружка с налетом от чая и кофе.

    - Говорят, что соль является отличным чистящим средством, не хуже, чем специальный порошок.  И что ей можно отчищать кастрюли, сковородки и прочую грязную посуду. Я принесла вам кружку, в которую наливала чай и кофе. Эту кружку я не мыла 2 дня. Посмотрите, какая она грязная! (показываю детям). Давайте попробуем её почистить солью. (Вызываю одного ребенка, который моет кружку, затем показывает результат остальным).

    - Взгляните, какие чудеса еще умеет делать наша волшебница соль! Правда, здорово? Мне стало интересно, чем ещё может быть полезна соль в хозяйстве, и я решила почитать про неё в интернете. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что существует даже целый институт соли! По данным исследований этого института, её можно применять 1400 различными способами!!!

    Итак, вот некоторые хитрости, которые помогут вам в хозяйстве:

    - чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло надо присыпать солью;

    - чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли;

    - если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше; 

    - морскую соль используют для промывки носа, когда он заложен;

    - технической солью посыпают дороги в гололед;

    - с помощью соли можно выводить пятна с одежды;

    - соль помогает в борьбе с муравьями, если насыпать её в места их обитания в доме или на даче;

    - соль может использоваться при отбеливании зубов;

    - соль помогает при укусах пчел и комаров, если сделать компресс с соленой водой на место укуса;

    - соль прекрасно очищает утюги, посуду и другие вещи, о чем мы уже говорили.

    И это очень короткий список того, чем нам может быть полезна эта приправа!

    Заключительная часть.

    - Итак, друзья мои, как называлась тема нашего сегодняшнего занятия, кто помнит? ( Волшебница соль)

    - Вы согласны, что соль - волшебница? Почему? (ответы детей)

    - Давайте вспомним, какие свойства соли мы с вами выявили? Что ещё о ней узнали интересного и полезного?

    - Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? До свидания.

     

                                                            

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого показа НОД в старшей группе «Весенний пейзаж».

    Задачи:«Художественное творчество» - развивать художественное восприятие пейзажных картин, цветосочетания весенней природы; продолжать развивать умение изображать разные деревья; закрепить навыки рисо...

    Открытый показ НОД в старшей группе «Веселое путешествие в страну математики»

    Задачи:Образовательные: учить узнавать в окружающих геометрические фигуры; упражнять в решении задач.Развивающие: развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказыват...

    Открытый показ НОД в старшей группе по рисованию на тему: « Мои любимые и нелюбимые герои сказок»

    Нетрадиционные техники: цветной граттаж, восковые мелки+акварель, акварельные мелки.Цель: формировать эстетическое отношение к сказочным героям; учить отображать в рисунке особенности образов по...

    Конспект открытого показа НОД в средней группе на тему «Насекомые»

    Конспект занятия по ознакомлению детей с насекомыми...

    Конспект открытого показа ООД в старшей группе по развитию речи. Тема: “Комнатные растения”

    Конспект  открытого показа ООД  в старшей группе по развитию речи.   Тема: “Комнатные растения&rdquo...

    Конспект открытого показа НОД в старшей группе комбинированной направленности с нарушением зрения. Тема: «Воздух-что это?»

    Конспект открытого  показа  НОД в старшей группе комбинированной направленности с нарушением зрения. Тема: «Воздух-что это?».Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возд...

    Конспект открытого показа ООД в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой”

    Конспект  открытого показа ООД  в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой&rdquo...