Проект "Что мы Родиной зовём"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Борисова Елена Сергеевна

Проект в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx13.4 КБ
Файл moy_proekt.docx20.93 КБ
Файл 1_mesyats.docx19.18 КБ
Файл 2_mesyats.docx34.51 КБ
Файл 3_mesyats.docx25.33 КБ
Файл 4_mesyats.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Что мы Родиной зовём»

Составила воспитатель

                                     Борисова Е.С.



Предварительный просмотр:

Вид проекта: долгосрочный групповой  информационно - творческий проект для детей 4-5 лет.

Продолжительность проекта: 4 месяца

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: Нравственно-патриотическое воспитание.

Проблема.

Недостаточное знание о своей родине. Сформировать у детей представления о нашей стране.

Актуальность.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями? Судьбы Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна ее любви, по крайней мере, неразумно. Родина, такова какой мы ее сами сделаем. Патриотизм, применительно к ребенку среднего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Цель проекта.

Создать условия для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному городу и стране, проведение занятий, организацию продуктивной деятельности и создание в ДОУ предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи проекта:

  1. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
  2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  3. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
  4. Расширять представление о городах России.
  5. Познакомить с русскими народными промыслами.
  6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Выполнение проекта:

1 месяц.

Работа с детьми

  1. Беседа на тему «Россия  - Родина моя».
  2. Аппликация « Флаг России».
  3. Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)».
  4. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».
  5. Подвижная игра «Гуси-лебеди».
  6. Посещение музея.
  7. Фотовыставка «Россия – Родина моя».

Работа с родителями

  1. Предложить сделать с детьми "книжку-малышку" на тему "Любимое место отдыха семьи в России».

 2 месяц.

Работа с детьми

  1. Беседа «Русские народные праздники в России».
  2. Рисование «Масленица – барыня».
  3. Лепка « Пасхальный кулич».
  4. Подвижные игры: «Горелки», «У медведя во бору», « Каравай».
  5. Беседа « Русская матрёшка».
  6. Чтение стихотворения Э. Успенского «Матрешка».

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей.

3 месяц.

Работа с детьми

  1. Беседа « Русские народные промыслы».
  2. Чтение сказки  Л. Толстой  « Три медведя».
  3. Рисование «Это голубое чудо – Гжель!» - роспись тарелки.
  4. Раскрашивание. Раскраски - дымковские игрушки.
  5. Рисование элементов хохломских узоров.
  6. Рассматривание кукол в русских национальных костюмах (картины, открытки).

4 месяц.

Работа с детьми

  1. Чтение Русских народных сказок "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Зимовье", "Лисичка со скалочкой».
  2. Заучивание потешек «Баю-баю», «Зайчишка-трусишка», «Гуси вы гуси».
  3. Кукольный театр «Колобок», « Репка».
  4. Хороводная игра «Каравай».
  5. Слушание русских народных песен.
  6. Викторина по сказкам.

Работа с родителями

  1. Вместе с родителями организовать посещение спектакля по русской народной сказке.



Предварительный просмотр:

1 месяц.

Беседа «Россия – Родина моя».

- Ребята, занятие сегодня я хочу начать со стихотворения

М. Исаковского:

«Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день – как подарок нежданный,

Каждый день – и хорош, и пригож…

Поезжай за моря – океаны,

Но богаче страны не найдешь… »

- Ребята, о чем написал поэт в своем стихотворении? Ответы детей.

- О нашей стране. А как называется страна, в которой мы живем? Ответы детей.

- Все правильно, значит, мы живем в стране, которая называется Россия! Как называют людей, живущих в России? Ответы детей.

- Вы уже знаете, что у каждой страны есть свои отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Они есть и у России.

- Давайте вспомним: какой флаг у нашей страны? Что означают его цвета? Ответы детей

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска- Солнечный рассвет.

- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

- Что такое гимн? Ответы детей.

- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.

Вы знаете, что гимн всегда слушают стоя.

Физкультминутка: - Ребята, сейчас я вам буду показывать полоски бумаги, а вы должны показать движениями, жестами, что я показала.

Белая полоска – березки (встать прямо, вытянуться, руки вверху сомкнуть)

Синяя полоска – небо (покачивание на ногах, качание руками)

Красная – солнце (руки вверх, не смыкая пальцев – лучи солнца) .

- Россия – наша Родина! А что значит – Родина? Ответы детей.

- Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов. А еще в России во все времена жили великие известные люди: художники (Васнецов, Шишкин, Суриков, Репин, композиторы (Чайковский, Рахманинов, писатели (Пушкин, Толстой, Чуковский).

- Ребята, в каком городе мы живем? Балашиха )

- А город Балашиха где находится? (в России)

- Балашиха  – ваш родной город, здесь вы родились, здесь вы растете. Балашиха – ваша малая Родина.

- Начала я сегодня занятие со стихотворения, а закончить хочу песней. Вы можете закрыть глаза и представить какая наша Россия. (Дети слушают песню «У моей России») .

- На этом наше занятие закончено.

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

П. Воронько

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель! 
Облетал он сто земель. 
Облетал, обходил, 
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: 
– Где же лучшая земля? – 
Отвечал он, пролетая: 
– Лучше нет родного края!

Подвижная игра "Гуси-лебеди".

  Участники игры выбирают Волка и Хозяина, остальные Гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут Хозяин и Гуси, на другой живет Волк под горой. Хозяин выпускает Гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время Хозяин зовет Гусей. Идет перекличка между Хозяином и Гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Гуси-лебеди, домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

  Гуси бегут в дом, Волк пытается их поймать. Пойманные выходят их игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся Гусь, самый ловкий и быстрый, становится Волком.

  Правила игры:

Гуси должны "лететь" по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: "Ну, бегите же домой!"



Предварительный просмотр:

2 месяц.

Народные праздники на Руси.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Развивающие задачи: Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи: Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.

Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть.

Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов.  Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиев «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Ход занятия:

Беседа о русских народных праздниках.

Воспитатель: Ребята,  вы любите праздники? Почему?  Какие вы знаете праздники?

Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?

Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как?

Тогда давайте отправимся с вами  на экскурсию в прошлое.

Вы спросите, как? Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени.  

(Дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).

Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации), по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Сейчас вы узнаете, какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси? 

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество.

Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).

Правильно - это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.  

А почему этот праздник так называется?  (Ответы детей).

В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа.  Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей)

Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Рассматривание иллюстраций)

 На Рождество люди колядовали. А что такое колядки?  (Ответы детей)

Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.

Пение колядок.

Коляда, коляда
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Пришла коляда

Накануне Рождества
Дайте коровку,
Маслену головку!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому.

Воспитатель: Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.

(Рассматривание сюжетных картинок).

Ребята, а вы на Рождество колядовали? Расскажите нам. (Рассказы детей).

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу  и репродукций картин художников - И. Сурикова «Взятие снежного городка» и  Н. Кустодиева «Масленица». 

 Воспитатель:  Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них?  (Ответы детей).

 Правильно, Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.

 Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)

 Масленицу называли широкой, веселой; душа ль ты моя Масленица; сахарные твои уста, сладкая твоя речь; приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Едет Масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных
На конях вороных).

Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).

Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).

Как веселились русские люди на Масленицу?  (Ответы детей)

Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.

А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.

В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

А в какие игры играли на Масленицу? (Ответы детей)

Русские народные игры интересные, веселые – «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!»

Давайте и мы с вами поиграем.

Физкультминутка.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому  празднику.

Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей)

Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»

Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики.

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами.  Красное яйцо – символ Пасхи.

Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.

Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.

Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.

А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)

Вот мы и вернулись в настоящее.

Подвижная игра «Горелки».

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле:

Ходят грачи,

Да едят калачи.

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь.

Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:

Огарушек, огарушек*,

Плохо стоишь —

Стань на черный камушек!

Совсем сгоришь!

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила

1. Водящий не должен поворачиваться назад.

2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»

3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»

Указания к проведению

Горелки — очень веселая игра, играют в нее в теплое время года. Играющих может быть много, чем больше, тем веселее.

Подвижная игра «У медведя в бору».

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

 Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

 

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

Подвижная игра «Каравай».

Все становятся в круг, взявшись за руки. Именинник встает в центре круга.

Затем, водят хоровод вокруг именинника с песенкой: «Как на Юлины (папины, Катины…) именины испекли мы каравай»;

Круг расширяется, насколько позволяют руки: «Вот такой ширины»;

Круг сужается, все встают как можно ближе и руки вперед: «Вот такой ужины»;

Круг расходится немного, и все поднимают руки вверх: «Вот такой вышины»;

Все присаживаются на корточки, руки к полу: «Вот такой нижины»;

Снова хоровод: «Каравай, каравай. Кого хочешь, выбирай. Я люблю ,конечно, всех, но а Юлю (папу, Катю…) больше всех!» и все обнимают Юлю (папу, Катю…).

Беседа « Русская матрёшка».

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнём разговор.  Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня  в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!

- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. 

Загадка про матрёшку

Алый шёлковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко.

Это русская...

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Ребятки она не одна, а со своими подружками.  (Раскрывает матрёшку). А где же её подружки?

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? (Рассказы детей)

Воспитатель: А хотите поиграть?        

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой!

 (Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).

 Эх, матрёшечка, матрёшка!

Аленький платочек-

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

 Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

 Выбирай, кого захочешь.

Хозяйка: Молодцы, ребятки!

 А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

 В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - ...

 Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Воспитатель: Правильно вы заметили.

Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка или Сергеева-Посадская. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове...

Дети: Платок.

 Воспитатель: А поверх сарафана...

Дети: Фартук.

Воспитатель: Платок матрёшек украшает роспись. В Сергиевом-Посаде есть музей матрешек.

Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами,  сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Воспитатель: Из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево?

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

А хотите и вы,  поиграть с матрёшкой?

Проводится игра «Собери матрёшку»

Матрешка народная игрушка. И  приезжающие к нам в иностранцы, из других стран стараются купить матрешку, как русский сувенир России.

Воспитатель: А сейчас, дорогие ребята,

                  На минутку закройте глаза.

                  Позабудьте заботы, усталость,

                  Ведь начнутся сейчас чудеса!

  И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. 

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Наши матрёшки будут плоскостными и мы их распишем гуашью.  Приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.

Воспитатель: Вот и матрёшки наши готовы.  (Дети рассказывают о своих матрёшках). 

Э. Успенский

«Матрешка».

Сидела в матрешке

Другая матрешка

И очень скучала

Матрешка в матрешке.

А в этой матрешке —

«Матрешке в матрешке» —

Сидела скучала

Другая матрешка.

Сидела скучала

Другая матрешка

Размером, конечно,

Поменьше немножко.

В матрешке «размером

Поменьше немножко»

Сидела матрешка

Не больше горошка.

Сидела матрешка

Не больше горошка

И тоже скучала

Несчастная крошка.

И что интересно

В «несчастной той крошке»

Еще разместились

Четыре матрешки.

Еще разместились

Четыре матрешки,

Примерно такие,

Как мушки и мошки.

Любому понятно,

Что каждой матрешке

Хотелось побегать

В саду по дорожке,

Хотелось в траве

Поваляться немножко,

Размять свои ручки,

Размять свои ножки.

Но что они

Могут поделать, матрешки?

У них деревянные

Ручки и ножки.

У них деревянные

Ручки и ножки.

Скучают матрешки

И то понарошке.

Анкета для родителей

  1. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?

__________________________________________________________________

3. Какие народные праздники вы знаете?

__________________________________________________________________

4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?

__________________________________________________________________

5. О каком празднике вы узнали у своих предков?

__________________________________________________________________

6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

__________________________________________________________________

7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?

__________________________________________________________________

8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

3 месяц.

Беседа «Русские народные промыслы».

Воспитатель: дети, я сегодня  получила  

сказочное  письмо,  давайте  посмотрим,  

что  в  письме.

Дети: давайте посмотрим.

Воспитатель с детьми  открывают  

конверт:  

«Дети, я сказочница-хранительница  

русских  народных  промыслов,  очень  

торопилась  к  вам  в  гости  с  сюрпризом,  

но  злой  сказочный  волшебник  заколдовал  

все  тропинки  на  моем  пути.  Помогите  

найти  волшебные  ключики,  тогда  я  смогу  

найти  к  вам  дорогу, их 4  и они в вашей  группе.  

 А  помогут  вам  ваши  знания  русских  

народных  промыслов! Спешите!»

Воспитатель: дети,  а что такое русские  народные

 промыслы?

Дети: это то, что мастерили  русские  люди…

Воспитатель: да,  русские люди – удивительный  

народ. Они  всегда стремились  к  красоте,  замечали  

ее  вокруг  себя:  восход солнца,  снегопад, хоровод  

осенних  листьев. Своими  руками  русские  люди  

тоже   творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки  

и  много  других  предметов, не для музеев и выставок,

а для своей семьи, своих детей.

 Так появились русские народные промыслы.

Ну, что ж,  поможем  сказочнице – хранительнице  народных  промыслов,  найдем  волшебные  ключики.

Дети: да.

Воспитатель: тогда в путь.  Мы  с  вами  отправляемся  в  Подмосковье.  А куда, я вам подскажу:

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях  васильковая,

Незабудковая …  (Гжель)

Дети: гжель.

Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель  называют  васильковой  и  незабудковой?

Дети: потому, что цвета голубые, синие…

Воспитатель: где расположен узор?

Дети:  в центре…

Воспитатель: Я прочитаю сейчас вам рассказ про Гжель.

Рассказ  :  В некотором царстве, в некотором

государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов

стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там

смелые да умелые, весёлые да красивые мастера.

Собрались они однажды и стали думу думать, как бы

им мастерство своё показать, да людей всех

порадовать, край свой прославить. Думали-думали и

придумали. Нашли они в своей сторонушке глину

чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё

предметы  разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях  различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц.  Всегда  одной  краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.

  Воспитатель.  Дети, давайте  найдем  на  нашей  выставке  гжельскую  посуду  и  сувениры.

Воспитатель  с  детьми  подходят  к  выставке,  находят  Гжель  и  обсуждают  узор  росписи.

Воспитатель: дети,  а  как  можно  назвать  одним  словом  изделия  Гжельских  мастеров?

Дети: гжельская керамика.

Воспитатель: дети, посмотрите, а вот и первый ключик, мы его нашли! Надо спешить  и идти дальше, а куда мы отправимся, я опять вам подскажу:

Есть, дети, старинный  город.  Там  живут  веселый  

народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни,

мебель, посуду яркими цветами и сказочными

птицами. Что это за город?

Дети:  Городец.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты

Ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают, 

Будто в сказку нас зовя.

Дети  рассматривают  предметы.

Воспитатель: а   какой  росписью  расписаны  

доски  и другие  предметы?

Дети:  городецкой росписью.

Дети  и воспитатель подходят  к  выставке и

находят  предметы,  расписанные  городецкой  росписью.

Воспитатель: а   какими  красками  и  приемами  пользуются  городецкие  мастера?

Дети: городецкие мастера пользовались голубой,  розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.

  Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение.   Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это  оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

Городец  смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини.

Дети  и воспитатель любуются  досками и

другими предметами,  расписанными  городецкой  

росписи.

Воспитатель: дети, а вот и третий волшебный ключик, значит,  вы все правильно  рассказали про замечательных  городецких  мастеров. 

И мы поспешим в село Дымково.

Воспитатель:  в селе Дымково делают

дымковские игрушки. Вы с ними уже  хорошо  

знакомы.  Посмотрите  на  них.

Воспитатель:  посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные.  Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

                                        У этих игрушек,
                                       У этих зверюшек,
                                       Веселая, яркая гамма цветов.
                                       А сколько полосок, штрихов
                                       Завитушек, колечек и точек
                                       И разных кружков.

Воспитатель:  ласково и нежно эту  игрушку  называют  дымка.  Давайте  рассмотрим  на  нашей  выставке  дымковскую  игрушку.

Дети и воспитатель  возвращаются  к  выставке

 и  рассматривают  дымковские  игрушки.

Воспитатель: а   какие  элементы  росписи  

дымковской  игрушки  вы  видите?

Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми

и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и

точками.

Воспитатель:  а   какие краски используют  художники, раскрашивая дымковскую игрушку?

Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

Воспитатель:  правильно, поэтому  дымковские игрушки  веселые  и  пестрые  от  такого  хоровода  красок!  Вот  барыни  в  цветастых  кокошниках, а вот  павлины  с  нарядными  хвостами!  А  из  чего  сделаны  дымковские  игрушки?

Дети: из  глины.

Воспитатель:  значит,  это  какие  игрушки?

Дети: глиняные.

Воспитатель:  а глиняные игрушки могут разбиться?

Дети: да.

Воспитатель:  а  вот и  пятый  волшебный  ключик!  Давайте  поспешим!

Воспитатель: слушайте подсказку, она поможет разыскать последний  ключик:

                          Ветка плавно изогнулась,
                         И колечком завернулась.
                         Рядом с листиком трехпалым
                         Земляника цветом алым
                         Засияла, поднялась
                         Сладким соком налилась
                         А трава, как бахрома
                         Золотая…  
(Хохлома)

Дети: хохлома.

Воспитатель:  всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь   затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота!  Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.

Дети и воспитатель подходят к выставке и рассматривают хохломские  изделия

Воспитатель:  а как мастер  делает  такие  чудеса?

Дети:    мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло.

Воспитатель:  одно  удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.  

Л. Толстой  « Три медведя».

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановича; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны, третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михаилы Иваничева, другой поменьше - Настасьи Петровны и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась: так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иваничева, другая средняя - Настасьи Петровны, третья маленькая - Мишенькина.

Девочка легла в большую - ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаило Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.

-КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ Ее? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ Ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

- ВОТ ОНА! ДЕРЖИ, ДЕРЖИ! ВОТ ОНА! ВОТ ОНА! АЙ-Я-ЯЙ! ДЕРЖИ!

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.



Предварительный просмотр:

4 месяц.

Потешки.

Баю-бай.

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Зайчишка-трусишка.

Зайчишка-трусишка

По полю бежал

В огород забежал,

Морковку нашел, капустку нашел,

Сидит грызет.

Иди прочь, хозяин идет.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут, едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Вы охотнички скачите,

На мой хвостик поглядите –

Я не ваш, я ушел!

Сидит,  сидит зайка,

Сидит зайка белый,

Ушки жмет, ушки жмет,

Охотнички скачут, едут, скачут в поле

Вмимолет, вмимолет.

Вы охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите –

А не ваш, я ушел!

Гуси вы, гуси.

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали, 
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
- Гуси вы, гуси, 
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!

Песня « Во поле берёзка стояла».

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

 

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

 

Я ж пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

 

Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

 

Четвёртую балалайку,

Четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

 

Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.

Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися.

Люли люли, проснися.

Люли люли, проснися.

 

Борода седая пробудися,

Вот тебе помои умойся.

Люли люли, умойся.

Люли люли, умойся.

 

Вот тебе рогожа утрися,

Вот тебе лопата помолися.

Люли люли, помолися.

Люли люли, помолися.

Пошла млада за водой.

Пошла млада за водой
Коромысел золотой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.

Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.

Брошу ведра по гору
Сама в пляску я пойду.
Эй-эй люли сама в пляску я пойду.

Сама в пляску я пойду,
Рассыплюся яблонькой.
Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой

А кто будет в гусли грать,
А кто будет в гусли грать,
А кто будет танцевать?
Эй-эй люли, а кто будет танцевать?

Ваня будет в гусли грать
Таня будет танцевать.
Эй-эй люли
Таня будет танцевать.

Викторина по русским народным сказкам.

Цель: развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, развивать артикуляцию и дикцию, выразительность жестов, мимики, добиваться пластического  изображения походки героев пьесы, совершенствовать элементы актерского мастерства, прививать любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. "Бабушка, расскажи нам сказку"- можно было услышать и сто. И двести лет, и пятьсот лет назад. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: "Какую хотите сказку, внучата?" рассказывает бабушка сказку, сама придет или вяжет.

Ребята, а кто придумывает сказки?

А придумывали сказки люди и рассказывали один другому; так через века дошли сказки и до нас.

Ребята, а какими словами сказки начинаются?

Дети. Жили были, жил был.

Воспитатель. А что такое сказка?

Дети. Необыкновенная история, с животными. С героями случаются необыкновенные события. Волшебство. Говорят звери, вещи. Птицы.

Воспитатель. А как сказки заканчиваются?

Дети. Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями

Воспитатель. Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто у нас хорошо знает русские народные  сказки.

1 задание.

Я прочитаю вам отрывок из сказки. А вы определите ее полное название.

а) Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…("Репка")

б) Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:

- Я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь!

- Нет. Не раздавлю.

- Ну так полезай!

Влез медведь на крышу. Только уселся – и развалился теремок! ("Теремок").

в) Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)

2 задание.

Я буду вам показывать иллюстрации, а вы назовите мне сказку.

а) маша и медведь.

б) Мужик и медведь.

в) Волк и семеро козлят.

г) Заюшкина избушка.

д) Колобок.

е) Кот, петух и лиса.

3 задание.

А сейчас вы должны узнать сказку по следам. Что за герой скрывается?

а) хвост в проруби (Лисичка сестричка и серый волк.)

б) с яблони падает яблоко (У страха глаза велики.)

Физкультминутка

Медвежата в чаще  жили,                            

головой своей крутили.                              

Вот так, вот так                                              

Головой своей крутили.                              

Медвежата мед искали,                                

Дружно дерево качали.                                

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили                                

И из речки воду пили.                                

Вот так, вот так                                            

И из речки воду пили.                                

А потом они плясали,

Лапы дружно поднимали.

Вот так, вот так

Лапы дружно поднимали.

4 задание – загадки

а) узнать героев по описанию, отгадайте?

Книжку ребята в руках я держу, а как называется – вам не скажу, но все же вы сейчас догадайтесь сами:

- Перед волком не дрожал,

  От медведя убежал.

  А лисице на зубок,

  Все ж попался    (колобок)

б) Помогла нам яблонька,

    Помогла нам печка,

    Помогла хорошая, голубая речка,

    Все нам помогали, все нас укрывали,

    К матушке и батюшке мы домой попали.  

    Кто унес братишку? Назовите книжку?   (Гуси-лебеди)

5 задание

Из какой сказки строчка? Что за герой их произнес?

- "Битый небитого везет, битый небитого везет" (Лисичка-сестричка  и серый волк.        Лиса)

6 задание              

Сказочное лото

Я называю первое слово, а вы отгадайте полное название сказки.

                        Гуси- (лебеди)

                        Красная (шапочка)

                        Заюшкина  (избушка)

                         Царевна     (лягушка)

Молодцы, ребята!

Воспитатель.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - литературное развлечение "Что мы Родиной зовём?"

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру ...

Комплексное занятие: "Что мы Родиной зовём!"

Цель: формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране....

"Что мы родиной зовём"

Данный материал поможет воспитателям и музыкальным руководителям провести такие  праздники как "День России" или "День Российского флага"....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации "Что мы Родиной зовём?"

НОД  "Что мы Родиной зовём?" направлена на формирование у дошкольников патриотических чувств, любви к родному городу. Дети обобщают знания о своём городе : названия улиц, мест отдыха, социа...

конспект интегрированного занятия для детей старшей группы "Что мы Родиной зовём"

Формировать чувство патриотизма. Учить находить прекрасное в работах художников. Развивать речь, память. Воспитывать любовь к малой Родине. Побуждать к выражению своих чувств через изобразительную дея...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что мы Родиной зовём?» для детей подготовительной логопедической группы

Программное содержание:Закреплять знания детей о родном городе в прошлом и настоящем, через наглядный материал;Совершенствовать умения детей исполнять песню с движениями;Активизировать в речи по...