Главные вкладки

    Практические рекомендации по использованию цветового стола при рисовании песком
    методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

    Жирнова Марина Викторовна

    Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Изображая картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практические рекомендации по использованию цветового стола

    при рисовании песком   

    Световой стол для рисования песком предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей ребенка. Для этого не потребуется дополнительных приспособлений, достаточно применить фантазию и перед ним возникнут картины, нарисованные пальцами. Подсветка стола сделает эти картины более эффектными и выразительными.

    Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

    Актуальные проблемы решаемые рисованием песком:

    1. развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
    2. развитие мышления, воображения;
    3. расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы,
    4. развитие речи;
    5. подготовка руки к письму;
    6. коррекция нарушений внимания и поведения;
    7. коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
    8. развитие двух полушарий ребенка;
    9. снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
    10. коррекция страхов ребенка;
    11. более гармоничное развитие ребенка;
    12. использование в качестве способа консультирования.

    Правила при работе с песком

    1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
    2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
    3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
    4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
    5. После игры с песком – помой руки!

    Домашнее задание.

    Для закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.

    АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ В ПЕСКЕ

    Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

    Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

    В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

    1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

    2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

    3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

    4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

    5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

    Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр - занятий:

    1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

    2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

    3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

    4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

    5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

    На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

    Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

    Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника — Песочную фею.

    Взрослый знакомит детей со своей игрушкой — «Песочной феей».

    Ведущий. Песочная фея - это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками. (Дети показывают игрушки и по возможности называют их.) Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир.

    Сначала дети осматривают песочный поднос: дотрагиваются до бортиков, крышки, тихонько стучат пальчиками по крышке. Песочная фея разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Дети осматривают песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо», указывает на дно песочницы без песка: «Оно голубое, как вода в море».

     ПРАВИЛА ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

    На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

    Ведущий. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

    1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

    2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

    3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

    Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка

    Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

    1. Знакомство с песком. Воспитатель предлагает ребёнку различными способами дотрагиваться до песка. Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, а затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий). Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!» Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давай его погладим между ладонями. Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьми его в кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. Здравствуй, песок! А теперь будем вместе рисовать. Воспитатель знакомит ребёнка с различными способами засыпки светового стола и способами песочного рисования: по песку, на песке.

    1. «Отпечатки наших рук». На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?». Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

    1. Упражнение «Игра». Воспитатель с закрытыми глазами рисует на столе какую-нибудь закорючку и задает вопрос:

    -А на что похоже?

    Дети отвечают свои варианты, а далее двумя-тремя движениями педагог пытается дорисовать ее до узнаваемого образа. Тоже предлагается проделать ребёнку.

    1. Игра «Рисуем палочкой». Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей. Воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение. 

    1. Игра «Секретик». Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать, что спрятано.

    1. Игра «Песочный телеграф». Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Педагог «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.

    Когда дети освоят «чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах, можно перейти к рисованию цифр и букв. При этом необязательно, чтобы дети уже знали все буквы. Достаточно, чтобы они умели повторить за взрослым движения. Потом, когда знак появится на песке, ведущий может сообщить название буквы.

    1. Игра «Дорисуй фигуру». Потребуются различные геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.

    Ход игры:

    В: дети, посмотрите, сегодня я приготовила для вас «Чудесный мешочек», а в нём….давайте посмотрим, что там лежит?

    Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:

    Что за геометрическая фигура у тебя в руке?

    Какого цвета?

    Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура?

    В: давайте подойдём к песочнице. Я положу на песок квадрат и пальчиком или палочкой дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумайте, что вы можете дорисовать к вашей фигуре и нарисуйте.

    Дети выполняют задание, достают другую фигуру и рисуют другой рисунок.

    Далее, в самостоятельной игре, дети берут геометрические фигуры по своему выбору.

    1. Игра «Клад». Взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек должны откопать «клад».

    1. Игра «Необыкновенные следы». «Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Мишка косолапый по лесу идет, Топ-топ-топ.»

    «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

    Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

    «Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение. «У сороконожки заболели ножки. Видишь на дорожке снятые сапожки?»

    Педагог: «Посмотрите, какие получились интересные следы.»

    РАЗОГРЕВАЮЩИЕ ИГРЫ

    1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

    Цель: снижение психофизического напряжения.

    Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

    • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

    • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

    • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

    • перетирает песок между пальцами, ладонями.

    В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка ...»

    Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

    2. Упражнение «Песочный дождик»

    Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

    Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

    Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

    Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой - либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

    3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

    Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

    Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

    Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

    4. Упражнение «Необыкновенные следы»

    Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

    «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

    «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

    «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

    «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

    «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

    5. Упражнение «Узоры на песке»

    Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

    Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

    Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

    Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

    6. Игра-упражнение «Мы создаем мир»

    Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

    Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

    7. Упражнение «Мы едем в гости»

    Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх - низ».

    Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх - низ», «право - лево», «над - под», «из-за - из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

    Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится  зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

    Аналогичным образом выполняются игры-задания

     «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье)

    «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д. В ходе игры ребенок узнает закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.

    ЭТАП ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ПОГРУЖЕНИЕМ

    РУК В ПЕСОК

    Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.

    8. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

    Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

    Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

    Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

    Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

    9. Игра-упражнение «Песочные прятки»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

    Первый вариант

    Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

    Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

    Второй вариант

    Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

    Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

    Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

    Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

     

    ЭТАП ПРИКОСНОВЕНИЙ И ИГР НА ПОВЕРХНОСТИ МОКРОГО ПЕСКА

    Содержание этапа аналогично содержанию работы с сухим песком.

    Дополнительные условия организации

    игр-занятий с мокрым песком

    1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

    2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

    3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

    4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

     Ориентировочный этап

    Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

    Песочная фея. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

    Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

    «Ручеек течет» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

    «Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

    Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

    Песочная фея. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.

    Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы».

    Игра «Норки-холмики»

    Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

    10. Упражнение «Отпечатки»

    Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

    В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

    11. Игра «Песочные строители»

    Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

    Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

    В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

    Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

    12. Игра «Кто к нам приходил?»

    Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

    Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

     13. Упражнение «Узоры на песке»

    Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

    Описание упражнения см. выше - занятия с сухим песком.

    Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

    На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

    ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

    Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

     14. Игра-упражнение «Песочный круг»

    Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

    1. Игра «Победитель злости»

    Может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

    Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

    Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

    Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

    Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

    «ПЕРВЫЙ УРОК ВОЛШЕБСТВА: ЛЕС, ПОЛЯНА И ИХ ОБИТАТЕЛИ»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

    Песочная фея. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, ведущий бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри - как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.

    Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например, название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).

    «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

    Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.

    «Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».

    «Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители».

    «Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с инопланетянами». Цель: развитие воображения.  Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

    Рекомендуемая литература

    1. Кузуб Наталья «В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста.» / Н. Кузуб / [Электронный ресурс] /- http://psy.1september.ru/article.php?id=200600608

    1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.:  Детство-Пресс, 2002.

    1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по  

    креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

    1. Грабенко Т. М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.

    1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для    

    дошкольников. - СПб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с.

    1. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. -64с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Световой стол для рисования песком

    Фото и описание светового стола для рисования песком...

    «Практические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий (на CD и DVD дисках ) при взаимодействии учителя-логопеда с родителями ».

    Использование ИКТ при взаимодействии учителя-логопеда с родителями (использование CD и DVD дисков) в коррекции речи....

    Консультация для родителей "Световой стол для рисования песком"

                            Консультация для родителей            СВЕТОВОЙ  С...

    НОД в старшей группе с использованием песочных столов и цветного песка "Цветные бабочки"

    Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе с использованием песочной терапии....

    Использование светового стола для рисования песком на логопедических занятиях в ДОУ

    Использование светового стола для рисования песком на логопедических занятиях...

    Использование светового стола и цветного песка на логопедических занятиях

    Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория  детей с отклонениями в развитии. У них сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевы...

    Использование светового стола для рисования песком в работе педагога - психолога ДОУ

    Использование светового стола для рисования песком в работе педагога - психолога ДОУ...