"Развитие познавательной активности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром через проектную деятельность"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Кокорина Елена Геннадьевна

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром через проектную деятельность

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.

Социализация связана как со стихийным влиянием условий жизни, так и с целенаправленным воздействием на личность в процессе воспитания, образовательной и игровой деятельности, что обусловливает значимость педагогических аспектов социализации. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, потенциальные возможности и первые творческие проявления. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Гуманизация педагогического процесса и его направленность на развитие ребенка дают возможность педагогам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, выстраивать работу с детьми в стройную систему, в которой образовательной деятельности с использованием различных средств уделено особое внимание. Одним из ценностных ориентиров дошкольного возраста является познание. Познание состоит из таких компонентов, как: интересы, способы и средства получения информации, отношения человека к самой информации. Познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством. Поэтому организация такой детской среды и деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач, является наиболее актуальной и своевременной на современном этапе. Наша основная задача – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность, мы развиваем у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. В своей работе для развития познавательной активности детей мы используем такие формы работы, как: интегрированная совместная деятельность; экспериментирование; проблемно – поисковые ситуации; пиктограммы; алгоритмы; ребусы; проектная деятельность; игровая деятельность. Благодаря совместной деятельности родителей и воспитателей, интересам детей и развитию их познавательных способностей в нашей группе обновляется тематика музея и экспонаты, а также есть много интересных проектов: «Фруктовые истории», «Ах, лето красное – забавы и прогулки!», «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского», «День чистых рук», «Волшебное мыло» и др.

В процессе познавательной деятельности, ребенок реализует такие качества личности, как желание быть – с одной стороны, непохожим на других, уникальным, самостоятельным, делать «по-своему» и, с другой стороны, значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным. Высокую результативность в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков дает не просто знакомство с отдельным разделом программы, а именно взаимосвязь, их интеграция. В связи с этим проектный метод обучения является одним из ведущих для нашего дошкольного учреждения. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Инновационная работа всегда привносит свои изменения, как в развитие педагога, так и в развитие всего коллектива, потому, что это способствует повышению уровня мотивации. Благодаря этому меняется организация работы с детьми, используются новые технологии, ориентированные на индивидуальные особенности ребенка. Согласованная деятельность педагогического коллектива позволяет создавать условия развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Литература:

1. Авдулова Т. П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников / Т. П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014.

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. N 11.

 3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве ДОУ. М. Сфера, 2006. 5. С.А.Козлова «Мой мир». – М., 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность.

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, раз...

Презентация "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность"

Презентация предназначена для родителей в млашей группе ДО. Знакомит родителей с формами работы способствующими развитию связной речи...

Тема самооброазования «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросе развития познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.Познавательная деятельност...

Опыт работы "«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность».

quot;Ведущая педагогическая идея опыта заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности"...