Волшебная лаборатория
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ерощенко Екатерина Викторовна

Опыты и эксперименты с воздухом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_laboratoriya.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста «Волшебная лаборатория».

Санкт-Петербург

2018 год


Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста

«Волшебная лаборатория».

Цель:

Расширять представление о свойствах окружающего мира путем опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные

  • Обобщать и закреплять знания  детей о воздухе, воде их свойствах.
  • Закреплять навыки конструирования из бумаги.
  • Развивающие
  • Совершенствовать умение  самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.  
  • Развивать интерес и познавательную активность в процессе экспериментирования.
  •  Продолжать развивать воображение, умение дополнять рисунок характерными деталями.
  • Воспитательные
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу, чувство товарищества и взаимопомощи в процессе совместной деятельности.

Технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Игровые технологии.
  • Личностно-ориентированные технологии.
  • Технологии исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

Беседы о значении воздуха и воды, наблюдения, чтение энциклопедий для любознательных, опытно-экспериментальная деятельность.

Материалы и оборудование:

Для каждого ребенка:

Фартук и шапочка,полиэтиленовый  пакет, бутылочка с конфетти, трубочка для коктейля,2 баночки с воздухом, лист цветной бумаги, бутылка с водой, пластиковые стаканчики, баночка круглой формы, гуашь, кисточка, монетки, лист А4(с нарисованным на нем мыльным пузырем).

Фонарик, мыльные пузыри, мяч, музыкальный центр, мольберт, магнитная доска.


Ход СД:

Воспитатель:

 Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Воспитатель:

 Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашем зале? (дети рассматривают обстановку в зале, дают ответы).

- Да, кто-то здесь организовал для нас волшебную лабораторию для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить.

Воспитатель:

Дети, а что такое лаборатория?

Дети:

Лаборатория -это помещение, где работают учёные.

Воспитатель:

А кто такие ученые?

Дети:

Люди,  которые ставят опыты и эксперименты, исследуют что-то.

Воспитатель:

 Но прежде чем мы начнем, нам нужно познакомиться с правилами поведения в лаборатории:

1. Соблюдать тишину

2. Руками без разрешения ничего не трогать

3. Грязными руками не трогать глаза

4. Быть аккуратными с материалом и приборами в лаборатории

5.Находиться мы должны в специальной одежде

Воспитатель:

Одеваем фартуки и шапочки.

 Готовы?

Для того чтобы в волшебной лаборатории у нас все получилось,  нам надо взяться за руки и сказать волшебные слова:

Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Теперь мы готовы начать наши исследования, проходите на свои места.

Воспитатель:

Ребята, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

 И обратный держит путь.

 Он невидимый, но все же,

 Без него мы жить не сможем.

Дети: Воздух!

Воспитатель:

 Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети:

Нет, не видим.

Воспитатель:

Раз мы его не видим, значит, воздух какой?

Дети:

Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Воспитатель:

 Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1 «Поймай невидимку»

Воспитатель:

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети:

Он пуст.

Воспитатель:

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети:

Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель развязывает свой пакет, а детей просит пока не развязывать.

Воспитатель:

Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?(ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что это у меня в руке?(ответы детей).

Воспитатель:

Правильно, это фонарик. Сейчас я посвечу  Вам на пакеты . Что вы увидели?

Дети:

Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель:

А если я посвечу на лист бумаги, что-то изменится?

Дети:

Свет не проходит через лист.

Воспитатель:

Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

Воздух с вами мы искали

 И в пакет его поймали!

 Посмотрели, посветили

 И на волю отпустили!

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите, что это?

Опыт 2 «Воздух в человеке»

На столах у каждого ребенка бутылочка, на дне которой лежат конфетти, трубочки для коктейля.

Воспитатель:

Что вы видите в бутылочке? Правильно, это конфетти. Что делают конфетти? (лежат на дне бутылочки). Хотите оживить конфетти? Предложите мне, как можно это сделать? Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).

Что происходит?  Что же делают наши конфетти? Они двигаются. Что же нам помогло оживить конфетти? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил конфетти двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит, сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!

Воспитатель:

Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.

Ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями.

Игра «Ловишки» (с использованием мыльных пузырей).

Воспитатель:

Отдохнули? Пора продолжать наши исследования.

Опыт 3 «Воздух не имеет запаха»

Воспитатель:

Что это? Наверное, это волшебные баночки (1 баночка с запахом апельсина и баночка без запаха).

Посмотрите, а в них что- нибудь есть? (ответы детей).

Правильно, воздух.

Ребята, а давайте проверим,есть ли запах в наших баночках или нет.

Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы).

Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы).

Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Опыт 4 «Ветер – это движение воздуха»

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, а можно почувствовать воздух? (ответы детей)

А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории?

Правильно с помощью, веера или ладошки.Я предлагаю Вам самим сделать веер из бумаги.

Дети делают веер из цветной бумаги.

Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети:

В лицо дует ветерок.

Воспитатель:

Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, не машу веером и воздух не движется.

Воспитатель:

Ребята, вы отличные юные ученые!

Воспитатель:

Но на этом наши с вами опыты еще не закончились, я предлагаю вам немного отдохнуть, а заодно и узнать, о чем мы с вами еще поговорим.

Физкультминутка:

Дождик капнул на ладошку,(правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговое движение правой рукой)

И на дорожку (круговое движение левой рукой).

Льётся, льётся – ой-ой-ой(покачивание головы)

Побежали все домой(бег на месте).

Воспитатель:

Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:

Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда, Ну, конечно, я …(вода)

Воспитатель:

Где можно встретить воду? (ответы детей)

Для чего вода нужна людям? (ответы детей)

Я хочу предложить вам несколько опытов, из которых мы узнаем о свойствах воды.

Опыт5 «Вода жидкая – не имеет формы»

Перед детьми  стоит бутылка с водой, пластиковый  стаканчик, баночка круглой формы. Дети переливают воду из бутылки в стакан и в баночку.

Воспитатель:

Что вы сейчас сделали?

Дети:

Перелили воду.

Воспитатель:

Что этим можно доказать?

Дети:

Вода жидкая, текучая.

Воспитатель:

Одинаковой ли формы сосуды, в которых вода? Имеет ли вода форму?

Дети:

Сосуды разной формы, вода не имеет формы, она принимает форму сосуда.

Опыт 6 «Вода прозрачная»

Перед детьми 2 стаканчика с водой, гуашь, кисточка, монетка.

Воспитатель:

Что вы видите в стаканах?(ответы детей)

Какого цвета вода?(ответы детей)

Ребята, намочите кисточку водой и окуните в баночку с гуашью, теперь опустите кисточку в один стакан и размешайте. Что вы видите?(ответы детей)

Правильно, вода стала красного, желтого, синего и зеленого цвета. О чем это говорит?(ответы детей)

Правильно, чистая вода прозрачная, но гуашь изменила цвет воды. А теперь опустите в каждый стакан монетку, что вы видите?(ответы детей)

Правильно, в чистой воде монетку видно, а в цветной нет.Это еще раз доказывает, что чистая вода – прозрачная.

Опыт 7 «Вода не имеет запаха и вкуса»

Воспитатель:

Ребята, а теперь возьмите стаканчик с чистой водой и понюхайте его. Вы что-то чувствуете?(ответы детей)

Правильно, чистая вода не имеет запаха, но если в воду добавить капельку шампуня или пены для ванны, то вода будет пахнуть.

Скажите, а есть ли у воды вкус?(ответы детей)

Правильно, чистая вода не имеет вкуса. А если мы опустим в воду кусочек сахара, что-то изменится? (ответы детей)

Воспитатель:

Давайте немного отдохнем и поиграем.

Игра «Что мы пьем?».

Дети стоят в круге, воспитатель бросает детям мяч. Тот, кому бросили мяч, называет напитки.

Воспитатель:

Дети, помните, мы с вами сегодня играли с мыльными пузырями? Но не только вы их ловили, я тоже поймала немного пузырей. Вот они.(Воспитатель показывает детям листы с нарисованными на них мыльными пузырями.)


Воспитатель:

Дети, а вы любите рисовать?(ответы детей)

Воспитатель:

Я хочу предложить вам превратить наши мыльные пузыри во что-то интересное. Что можно дорисовать, чтобы получилась картинка?(ответы детей)

Дети рисуют красками.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Вы самые настоящие художники.

Воспитатель:

Ребята, вы отличные юные ученые! В результате наших исследований и опытов что мы обнаружили?

Дети:

Вывод 1:Воздух невидимый

Вывод 2:Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 3:Воздух не имеет запаха

Вывод 4:Ветер – это движение воздуха

Вывод 5:Вода жидкая – не имеет формы

Вывод 6:Вода прозрачная

Вывод 7:Вода не имеет запаха и вкуса

Воспитатель:

Вы молодцы, дружно работали в парах, поэтому с работой справились быстро и получили результаты.

На этом наши исследования закончены. Вам понравилось, что понравилось больше всего?(ответы детей)

Воспитатель:

За вашу хорошую работу я хочу наградить вас медалями.

Воспитатель:

Ребята, пришло время прощаться с нашими гостями и возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованный образовательной деятельности "Волшебная лаборатория".

·          Развивать познавательную активность дошкольников посредством экспериментальной деятельности.·...

Конспект мероприятия «Волшебная лаборатория».

Конспект мероприятия «Волшебная лаборатория».Конспект творческого мероприятия для старшего дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:ознакомить со свойствами глины;расширить и закреплять знания дете...

Конспект НОД "Волшебная лаборатория"

Формирование у детей представлений о свойствах магнита в ходе опытно- экспериментальной деятельности. В гости к ребятам попадает Волшебник, который приглашает их в свою лабораторию, где ребята познако...

Волшебная лаборатория

кружок по экспериментальной деятельности в старшей группе...

Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности Тема "Волшебная лаборатория"

Старший лаборант приглашает детей к себе в лабораторию. Вместе проводят опыты с водой, воздухом, магнитом. Выявляют их свойства, делают выводы....

Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе (опыты): «Волшебная лаборатория. Магниты»

Цель: Создать условия для развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Образовательная:1. Познакомить с понятиями «магнит», «ма...