Конспект НОД "Русь богатырская"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Протасова Екатерина Александровна

Виды детской деятельности:

Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

 

Цели: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях:

•    помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;

•    обобщить знания учащихся о былинном творчестве русского народа;

•    воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок.

•    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Познакомить детей с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

•    Активизация словаря:

•    Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

•    Предварительная работа:

•    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_obrazovatelnyh_oblastey.docx68.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»
аленка логотип

764.jpg

Подготовила

Протасова Е.А.

20.02.2016г.

Виды детской деятельности:

Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Цели: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях:

•    помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;

•    обобщить знания учащихся о былинном творчестве русского народа;

•    воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок.

•    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Познакомить детей с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

•    Активизация словаря:

•    Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

•    Предварительная работа:

•    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

Составление родового дерева (нарисованного).

Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

•    Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.

Слайд-шоу «Россия».

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).

А как называлась наша страна раньше? (Русь) Слайд Древняя Русь.

Как называли себя наши предки? (Славяне). Слайд Славяне.

Кто защищал землю русскую? (Богатыри).

Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.

Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? А кто рядом с ним?

Посмотрите, как одеты богатыри? Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Зачем она богатырю?

То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

 Как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).

Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад. Заведу старину стародавнюю, бывальщину о богатырях сильномогучих, земли русской защитниках. Заведу сказ об Илье Муромце, да о славном Добрыне Никитиче, да ещё об Алёше Поповиче. Надевали на себя латы кольчужные, выбирали доспехи богатырские: Кто - лук тугой с калеными стрелами, кто - палицу богатырскую, а кто - и меч-кладенец. Поднялись богатыри на резвы ноженьки, да меж собой побраталися. Старшим братом назвали Илью Муромца, средним братом - Добрыню Никитича, младшим нарекли Алешу Поповича. Поклялись они на заставе богатырской дозором стоять, да русскую землю от недругов оборонять, стариков да сирот, да малых детушек от врагов защищать.

Воспитатель:

Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети:

С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель:

Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети:

Дорогу.

Воспитатель:

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти.

 В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь налево

Друзей потеряешь

и будешь не смелым.

Двинешься прямо

Ждет опасность и

 богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети:

Дорогу, которая идет прямо. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Голос:

(задание )

Вот преграда на пути

 Её так просто не пройти

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев). Развитие речи.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

Смелость силе воевода.

Тот герой, кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, но не сходи.

Жить - Родине служить.

Счастье  Родины - дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Задание (читает голос)

Здесь преграда, здесь Кащей.

 Ест он много-много детей (щей)

 Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри» (здоровьесберегающая технология)

(логоритмика)

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

 Он силён , он здоров,

 Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Задание

Все преграды покорились.

 Дальше в путь вы все пустились.

 Но, увы, не тут - то было,

 Вихрем всё вдруг закружило!  (Задание выполняется под музыку «Полёт шмеля»).

 Змей Горыныч трехголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевай, а доспехи надевай!

Конкурс: «В кузнице. Снаряди  богатыря»  (Художественный труд.  Моделирование из фольги.)

Дети разбиваются на 2 команды.  Команды с помощью считалочки выбирают «богатыря» (игровая технология). На каждом столе приготовлены материалы для «Кузнецов»: фольга 3 рулона, картонные заготовки для меча, шлема и щита, флажок на шлем, наклейка на щит.

Цель конкурса: быстрее изготовить снаряжение и надеть его на богатыря.

На выполнение задания – 5 мин.

Пока дети готовят доспехи, воспитатель читает:

Вдруг не дождь дождит,

И не гром гремит,

Аи Змеинищо да то Горынищо,

 Аи о трех-то головах,

о двенадцати хоботах летит.

Говорит-то Змеинищо таковы слова:

 «А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,

Я тебя  захочу - сожгу,

Захочу – в полон возьму».

Выигрывает команда, чей Богатырь первым поднимет меч – победит Кощея.

Голос: Молодцы, ребята, справились с заданиями, пожалуйте в  Город Богатырей!

 Выходит мальчик – гусляр (под музыку).

Воспитатель:

Кто ты?

Гусляр:

Я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

«Аи, под  славным городом под Коломною,

Стояла - то застава богатырская.

Ой вы, богатыри да святорусские,

 Седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру и Отечество,

 И поклон вам от Руси  во веки веков». (Музыка)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у нас в Коломне бывали богатыри?

Дети: Да, были. У нас в городе, у Коломенского Кремля, стоит памятник Дмитрию Донскому. Он изображен на коне в воинских доспехах, как богатырь.

Показ фотографии памятника.

Воспитатель:  Ребята, он один защищал Русь? Кто ему помогал?

Дети: Русский народ. Дмитрий Донской собирал русское войско в Коломне и в битве на Куликовом поле победил врага, защитил родную землю.

Воспитатель:     На протяжении всей истории города враги так и не смогли взять  неприступную крепость Коломенского кремля.

Гусляр: Велели передать вам посылку из Государственного Исторического Музея!

Воспитатель: Великую историю нашего города запечатлел древний художник Иван Блинов. Эта старинная картина самая большая в мире  на бумаге,  хранится в Государственном Историческом музее. Узнаете? Здесь изображен сбор войск Дмитрия Донского у Коломенского Кремля, поход на монголо-татар,  сражение и победа!

Показ репродукции картины И. Блинова «Куликовская битва».

Вопросы:  

1.    Большое войско собрал Дмитрий Донской? Почему? (Так уж повелось на Руси, если враг нападёт – весь народ встаёт на защиту страны).

2.    Какими  изобразил художник русских воинов? ( Художник изобразил воинов в доспехах, сильными и смелыми как богатырей. Есть воины пешие, а есть на конях. У каждого отряда есть свой флаг.)

А сейчас, пройдемте за столы, нарисуем портреты сильных и смелых богатырей  войска  Дмитрия Донского.

Вопросы:  Какие бывают портреты (групповые, поясные, плечевые, во весь рост).

Офтальмологическая  гимнастика. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Дети рисуют русских воинов в доспехах.

Работы вывешиваются на доске вслед за Д.Д. Можно сделать конусы.

- Богатыри получились славные: …оценка работ.

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

 Век стоит Русь – не шатается!

 И века простоит – не шелохнётся!

 А преданья старины

 Забывать мы не должны.

 Слава русской старине!

 Слава русской стороне!

Воспитатель:  Ребята, а  в наше время живут богатыри среди нас, в нашем городе?

Дети: Да, это военные -  защитники Отечества: летчики, танкисты, десантники, ракетчики,  моряки. Это  знаменитые спортсмены  коломенцы – они отстаивают честь нашего города, страны на Олимпиадах. Это  люди, которые честно служат России.

Воспитатель: Вот и оказалось, что мы с вами живем в Городе Богатырей –  в славном городе Коломне, а памятник Дмитрию Донскому напоминает нам, потомкам, об их заветах. Каких?

Дети:

– Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей,

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"

 Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...

Конспект спортивного праздника по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема: 23 февраля «Богатырская удаль».

:формировать  знание детей о русских богатырях – защитниках земли Русской. Закрепить полученные ранее знания на занятиях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русск...

Конспект познавательно-оздоровительного развлечения «В дружину богатырскую» (на основе предварительной работы по ознакомлению детей с былиной как жанром художественной литературы)

Программное содержание.Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной  культуры на основе активного использования былинного материала, приближающего ребенка к идеалу нравственн...

Конспект спортивного праздника "Богатырские забавы"

Конспект мероприятия с участием богатырей для подготовительной группы...

Конспект-беседа: "Защитная сила - богатырская стать."

Беседа с детьми по картине В. М. Васнецова "Богатыри"....

Конспект комплексного (интегрированного) занятия по математике, аппликации и развитию речи в средней группе. Тема: «Украшение на богатырский щит».

1. Сюрпризный момент. Появление богатыря.2. Проблемная ситуация и выход из неё. Дети помогают богатырю вспомнить, кто он и помогут украсить щит, который растерял все свои узоры в бою.3. Дети вспоминаю...

Конспект ООД "Богатырские кони" в подготовительной группе

Целью образовательной деятельности является закрепление у детей представлений о всенародном празднике воинов, о разных родах войск, о  былинных героях, воспитание любви к Родине, уважение к защит...