НОД "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анохина Елена Игоревна

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_svoystvo_bumagi.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по экспериментальной деятельности

в старшей группе

Подготовила воспитатель:

I  категории

Анохина Елена Игоревна

2018 г.

Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе

«Свойства бумаги»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Программные задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований.

• Продолжать развивать у детей связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, обогащать активный словарь.

Ход исследовательской деятельности.

Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Ребята недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная. Послушайте загадку.

Улыбнётся в толпу хитро 
и тут же без обмана - 
достанет зайца из цилиндра , 
букеты из кармана . 

(фокусник).

Правильно ребята, это профессия называется фокусник.

Фокус – это чудо, это сказка, это превращение

- А вы умеете показывать фокусы?

- Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Тогда я предлагаю вам совершить путешествие и посетить «Школу фокусников», все согласны отправиться в дорогу? Тогда садимся в поезд и отправляемся в «Школу фокусников»!

Ребята мы очутились в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.

А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, ,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

- Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага?

Посмотрите, пожалуйста, какая разная бывает бумага (на столах лежат различные образцы бумаги: альбомная, тетрадная, салфетка, газета, картон? Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попытайтесь не только их отгадать, но и подобрать к ответу нужный образец бумаги, который лежит у вас на столе.

В школе деткам помогает, знания их сохраняет (тетрадь) .

Очень жесткий с виду он, а зовут его (картон) .

Очень мягкая на ощупь, вытирает деткам щечки (салфетка) .

Не простое развлеченье, для гуаши, акварели. Детские рисунки в нем, а зовут

его (альбом).

Сохраняют всю на свете информацию в (газете).

Вот какие вы молодцы. Все не только отгадали, но и верно показали.

Ребята, посмотрите, какое необычное дерево растёт в лаборатории! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные)

- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)

1. «изучи бумагу с помощью рук и глаз»

Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

2. «Бумага режется» (схема «ножницы»)

Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

3. «Бумага пластична и она рвется» (схема «рваная бумага и ее можно сгибать»)

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется и сгибается по легкости в зависимости от толщины.

4.  «Бумага мнется и издаёт звук» (схема «мятая бумага и нота»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

«Бумага издаёт звук» (схема "нота")

Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

5. Может «Бумага намокать» (схема «капля воды») .

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

6. Может бумага быть мягкой и твердой? Сможем ли мы с помощью бумаги порезать пластилин?

7. «Бумага впитывает жир? и тогда вода скатывается» (схема «растительное масло») .

8.  «Может бумага гореть?» (схема «спички»)

«Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»

Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка» Вешаем листок на доску

Сейчас мы повторим, что узнали о бумаге (Обращаюсь к листочкам-помощникам, что можно с ней делать, какая она

Молодцы, а теперь настало время отправиться в мастерскую фокусов!

Теперь давайте превратимся в фокусников:

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

Все в фокусников превратились

Колдовать мы начинаем:

Рекс-пэкс-фэкс

Ваша задача в мастерской не только показать фокус но и отгадать его секрет.

Фокус №1: «Живые цветы»

Воспитатель показывает детям цветок сделанный из бумаги.

Воспитатель: Возьмите по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»

Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.

Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?

Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)

Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Фокус №2 «Тайное послание».

Посмотрите, на этот чистый лист альбомный сейчас я произнесу волшебные слова, закрашу лист бумаги краской и проявиться тайное послание. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Вам понравились фокусы?

Итак, подводим итог. Что мы сегодня с вами  делали ? Вам понравилось проводить исследования с бумагой? 

Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги с помощью волшебного дерева, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Бумага. Применение бумаги

Мастер - класс для педагогов и родителей....