Главные вкладки

    Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».
    проект по окружающему миру (средняя группа)

    Малькова Галина Александровна

    Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги, но и родители. Данный материал может быть адаптирован для работы в других возрастных группах и пригодится воспитателям всех групп ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».

    Описание: Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги, но и родители. Данный материал может быть адаптирован для работы в других возрастных группах и пригодится воспитателям всех групп ДОУ.
    Вид проекта:
    познавательно – исследовательский.
    Продолжительность проекта:
    долгосрочный.
    Интеграция образовательных областей:
    «Познание», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
    Участники проекта:
    Дети, воспитатели, родители.
    Актуальность проекта:

    Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними растут и дети. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле, ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья. Однако дошкольники, воспринимают дерево как обычное явление, не подозревая, какой огромный и интересный мир скрывается за ним, играя, ломают ветки деревьев, рвут листья, обдирают кору. Зачастую такое небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.

    Участие детей в проекте «Деревья - наши друзья» позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях и их свойствах. Ведь люди, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.

    Цель проекта:
    • сформировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе;
    • поддерживать естественный интерес ребенка к объектам живой природы;
    • сформировать исследовательские способности в процессе реализации проекта;
    Задачи:
    Образовательные:
    • формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;
    • вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
    • учить различать и называть деревья и плоды;
    Развивающие:
    • развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
    • развивать любознательность, фантазию ,воображение;
    • развивать интерес к окружающему миру;
    Воспитательные:
    • воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы;
    Ожидаемый результат:
    В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети
    • научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
    • разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
    • у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
    • продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
    • появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
    Продукт проектной деятельности:
    • создание гербария ;
    • выставки детского творчества на темы: « Осенний пейзаж », коллективная работа «Осенний парк», «Елочке маленькой холодно зимой » и др.
    • интеллектуальная игра «Знаешь ли ты деревья?» 

    Этапы реализации проекта

    I. Подготовительный этап:

    1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
    2. Подбор методической литературы для реализации проекта;
    3. Подготовка предметно-пространственной развивающей среды.
    4. Подбор опытно – экспериментальная деятельность.
    5. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

    II. Основной этап:

    • Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели по осуществлению проекта «Деревья наши друзья».
    • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

    1. Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира. 1.ООД «Деревья, которые нас окружают». 2.ООД «Что растет в лесу?». 3.ООД «Деревья-наши друзья» 4.ООД «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» 5.«Как появляются деревья» (презентация) 6.ООД «Почему нужно беречь и охранять деревья» 7. ООД «Деревья в жизни человека» 8. ООД «Как березу использовали в древности»

    Опытно - экспериментальная и исследовательская деятельность. 1. Опыт «Корень – устойчивость дерева». 2. Исследование «Кора разных деревьев». 3. Опыт «Кораблик путешествия» (свойства дерева). 4. Исследование «Измеряем толщину дерева» 5. Опыт «Ветка тополя в воде». 6. Опыты с различным материалом (дерево, резина, стекло, железо, пенопласт, пластик) 7. Развлечение «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла)

    Дидактические игры 1. «Угадай дерево». 2. «С какого дерева листок?». 3. «Четвертый лишний». 4. «Детки с какой ветки?». 5. «Так бывает или нет?». 6. «Подбери пару».

    2. Образовательная область «Речевое развитие»

    Беседы с детьми

    «Здравствуй, дерево!»

    «Что мы знаем о деревьях»

     «Какие деревья растут на участке»;

      «Как деревья помогают человеку»;

    «Как появляются деревья»;

    «Как родился листок у дерева»

     «Почему нужно беречь и охранять деревья»

    Творческое рассказывание детей по темам

    «Мы гуляли на участке»

    «Что я видел в парке?»

    Словесные игры

    «Опиши, я отгадаю»

    «Вспомни – назови»

    «Один – много»

    «Подбери действие».

    Ознакомление с художественной литературой

    1. И. Семенова «Березка»,
    2. О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,
    3. А. Прокофьев «Наш лесок»,
    4. М. Ивенсен «Ёлочка»,
    5. И. Токмакова «Ива»,
    6. П. Воронько «Липка»; 
    7. Заучивание: П. Воронько «Берёзка».

    3. Образовательная область.  Социально – коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевые игры

    «Магазин семян»

    «Путешествие в лес»

    Игры – драматизации

    «Лесная история»

    «Сказки старого дуба»

    «Волшебный лес»

    Настольно – печатные игры

    «Времена года»

    «Деревья наших лесов»

    «С какого дерева листок»

    «Ветки и детки»

    «Сложи дерево»

    Трудовая деятельность

    - уход за деревом, уборка сломанных веток на участке

    - уборка опавшей листвы

    - оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки и др.)

    Беседы по ОБЖ

    «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

    «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

    «Как вести себя в лесу?»

    4. Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие

    Аппликация

    «Березка»

    «Деревья летом и осенью»

    Коллективная аппликация с использованием природных материалов.

    Рисование

    «Дерево»

    «Пейзаж »

    «Елочка»

    «Ветка рябины в вазе» (коллективное рисование)

    «Сказочное дерево»

    Лепка

    Декоративная лепка «Гроздь рябины спелой»

    «Дубок» (пластилинография)

    Коллективная работа: «Чудо-дерево».

    Прослушивание музыки:

    запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении:

    Е. Кочеткова «Дерево»«Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

    Досуги, развлечения

    «Час загадки»

    «Деревья мы сажаем, наш садик украшаем»

    «КВН «Деревья родного края»

    Викторина на «Международный день леса»(21 марта) Тема «Друзья леса»

    Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года:

    И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;

    5. Образовательная областьФизическое развитие

    Подвижные игры

    «Поймай листок»

    «1,2,3 к дереву беги»

    «Найди пару»

    «Кто быстрее добежит через препятствие к дереву»

    Физкультминутки

    «Клён»

    «Листопад»

    «Ветер дует нам в лицо»

    «Береза»

    Пальчиковая гимнастика

    «Листья»

    «Деревья»

    «Елка»

    «Собираем листики»

    Мероприятия по работе с родителями:

    1. Стендовая информация для родителей по теме проекта
    2. Рекомендации: «Чем занять ребенка на прогулке?»
    3. Консультации: «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Влияние природы на духовное развитие ребенка», «Будем любить, и беречь природу»
    4. Совместная творческая деятельность: выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия».
    5. Акция «Подари книгу о природе»
    6. Папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем», «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»
    7. Издание мини –книжки «Узнай дерево»
    8. Создание коллекции «Семена деревьев»
    9. Привлечение родителей к акции «Наш лес. Посади свое дерево»

    III. Заключительный этап

    • Подведение итогов проекта
    • Оформление выставки «Берегите деревья».
    • Презентация проекта «Деревья наши друзья»
    • Оценка достигнутых результатов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Деревья-наши друзья"

    проект во второй младшей группе по лексической теме "Деревья"...

    Проект «Деревья - наши друзья»

    Проект «Деревья - наши друзья»...

    Экологический проект "Деревья наши-друзья"

    Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность....

    Экологический проект "Деревья-наши друзья"

    Цель:привлечение детей к исследовательской деятельности по изучению жизни деревьев...

    Экологический проект "Деревья-наши друзья"

    Цель:привлечение детей к исследовательской деятельности по изучению жизни деревьев...

    Познавательно – исследовательский, творческий проект «Деревья - наши друзья»

    Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего  дошкольного возраста; воспитывать бережное от...

    Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

    Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...