Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с элементами ТРИЗ и технологии "Сказочные лабиринты игры "В. В. Воскобовича в старшей группе ДОУ «Опыты с водой. Вода растворяет некоторые вещества»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Деркач Ольга Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_voda_rastvoryaet_nekotorye_veshchestva.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Опыты с водой. Вода растворяет некоторые вещества».

Цели: 1. Закреплять представления детей о состояниях воды, о твердых, жидких и газообразных веществах.

2. Закреплять представления детей об известных свойствах воды.

3. Познакомить детей с новым свойством воды: вода может растворять некоторые вещества.

4. Развивать умение работать с моделями.

5. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, речь; сообразительность, умение делать выводы, доказывать.

6. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь.

Оборудование: игрушка Карлсон, коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ), игрушечная посуда: стакан, тарелка, дуршлаг; термос со льдом, стаканчики с водой (на каждого), вещества для растворения (соль, сахар, масло, песок) в стаканчиках, ложки, спецодежда (белый халат для педагога, фартуки для детей), салфетки, игра В. Воскобовича «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки озера Айс» (наборы по числу детей).

Ход занятия.

1. «Метод мозгового штурма»  (ТРИЗ).

Дети подходят к столу. На нем игрушка «Карлсон» и подарочная коробка.

- Вы знаете, ребята, Карлсон в воскресенье был на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он ее положил в коробочку, чтобы не разбить, и привез нам. Давайте посмотрим. (Открывается коробка, она пуста, только на дне мокрое пятно).

- Где же чашка? Куда она делась? (Она растаяла). (Если дети затрудняются, можно спросить: из чего была чашка?).

- Вы правы: лед – твердое вещество. В нем «человечки» крепко держатся за ручки. Покажите, из каких «человечков» состоит лед. (Дети находят нужную модель). Когда становится тепло, они перестают держаться за руки и получается жидкость – вода. Покажите, из каких «человечков» состоит вода. (Дети находят нужную модель).

                

"Твердые человечки" (твердое вещество)             "Жидкие человечки" (жидкость)

2. Проблемная ситуация.

- Карлсон такой затейник! Он приготовил для вас «хитрый» вопрос. Перед вами: тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду? (В стакане; в тарелке неудобно, но можно).

- А в дуршлаге? (Выслушиваются предположения, приходим к мнению, что можно). А в каком виде можно пронести воду, в каком состоянии? (Замороженную, лед). Давайте проверим. (Демонстрация: из термоса выкладываются кусочки льда в дуршлаг, в подтверждение предположения).

3. Игра «Что это может быть?» «Метод маленьких человечков» (ТРИЗ).

Дети проходят и садятся на стульчики перед переносной доской.

- Итак, вы знаете, что существуют различные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Поиграем в игру «Что это может быть?» (работа с моделями).

Модель №1.

- Из каких «человечков» состоит вещество внизу? Наверху? Что-то жидкое на чем-то твердом. Что это может быть? (Капля на столе, лужа на асфальте и т.д.)

Модель №2

Рассматривается аналогично. Что-то твердое на чем-то жидком. (Корабль в море, фрукты в компоте и т.д.).

Модель №3

Рассматривается аналогично. Что-то жидкое в чем-то твердом. (Бульон в кастрюле, вода в бассейне, молоко в бутылке, вода в стакане и т.д.).

4. Опытно-экспериментальная работа.

- А сейчас, мои младшие научные сотрудники, я приглашаю вас в лабораторию. Для работы в лаборатории наденем нашу спецодежду (халат – педагог, фартуки – дети).

- Для каждого из вас я приготовила стаканчик с водой. Скажите, какая вода? Ответ начните со слова «вода».  (Повторение свойств воды: вода бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса). Вот сколько свойств воды вы знаете!

- Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством воды: вода может растворять некоторые вещества.

- Давайте посмотрим, какие вещества я приготовила? (Дети называют: соль, сахар, масло растительное, песок).

- Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? (Выслушивание предположений).

- Давайте проверим, какие из этих веществ растворяются в воде? Возьмите по ложечке вещества, положите в воду и размешайте. Что вы наблюдаете?

- Итак, назовите вещества, которые растворились в воде? (Соль, сахар). Какие вещества не растворились? (Песок, растительное масло).

Дети делают вывод: действительно, вода – растворитель, она может растворять некоторые вещества.

(Снимаем спецодежду).

5. Игра «Нетающие льдинки озера Айс» (Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича).

- Чашка Карлсона растаяла, а мы можем подарить ему картинки из волшебных нетающих льдинок озера Айс. Эти картинки никогда не растают. (Детям предлагается выложить картинки по схемам или придумать  свои, «дарят» их Карлсону).

        

Составила: Деркач О. Н.

воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №128

г. Калининграда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграцией в познавательную область для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.Разминка в танце ...

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы компенсирующей направленности "Встреча с лесовичком"

Данный конспект организованной образовательной деятельности познакомит детей с особенностями лесной природы осенью, будет способствовать развитию умения отгадыватьзагадки и объяснять их решение, совер...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ и проф. ориентацией «Поможем зайчику» 2-ая младшая группа

Цель моего конспекта учить детей творчески подходить к решению той или иной проблемы. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Учить детей выделять в предметах...

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

Информационный проект или практико-ориентированный «Сказка о прозрачном квадрате» (развивающие игры В. Воскобовича) в старшей группе

Развивающая игра «Прозрачный квадрат» или  игра «Нетающие льдинки озера Айс» - это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс, которая относится к игров...

ПРОЕКТ «МИШЕНЬКА-МЕДВЕДЬ» ПО СРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В. ВОСКОБОВИЧА» (2 МЛАДШАЯ ГРУППА)

Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Доказано, что интенсивное развитие детского интеллекта повышает ...