Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы компенсирующей направленности "Встреча с лесовичком"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коваленко Виорика Геннадьевна

Данный конспект организованной образовательной деятельности познакомит детей с особенностями лесной природы осенью, будет способствовать развитию умения отгадыватьзагадки и объяснять их решение, совершенствованию связной речи, ее грамматическоо строя, а также четкого звукопроизношения, расширению и активизации словарного запаса. Конспект имеет традиционную структуру оформления (вводная часть, основная часть, заключительная часть) при этом основан на технологии ТРИЗ  (Теория решения изобретательских задач). Данная технология предполагает не преподнесение готовой информации для детей, а подачу способов поиска ответов на вопросы, решения проблемы. При организации данной ООД использутся следующие педагогические методы и приемы: загадывание загадок, релаксационное упражнение, упражнение "Подбери слово "наоборот"" (ТРИЗ), сюрпризный момент, физминутка, прием фантазирования (ТРИЗ), прием эмпатии (ТРИЗ), составление описательного рассказа по картине, беседа. ООД предполагает участие героя - Лесовичка, роль которого может выполнить ведущий воспиатель. Основной упор на занятии делается на развитие речи у детей, таким образом интегрирутся образовательные области: познавательное развитие и речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коваленко Виорика Геннадьевна

Приложение №4

Конспект

организованной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ

по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему:

«Встреча с лесовичком» для детей старшей группы.

Цель: сформировать представления детей об особенностях осеннего леса.

Программные задачи:

- обучающие – учить составлять короткий описательный рассказ по картине; продолжать формировать знания об основных признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д.);

- развивающие – упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев; закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клен – кленовый и др.); развивать фонематический слух;

- воспитательные – воспитывать чувство эмпатии, умение применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления».

Материал: аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского; макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и засушенные листочки от этих деревьев; костюм Старичка-Лесовичка; картина «Осень в лесу»; пиктограммы «Разные деревья», «Насекомые и животные леса», «Грибы и ягоды», магнитная доска.

Предварительная работа. Прогулки в лес, рассматривание и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада; заучивание стихотворения В.Серовой «Я добрый великан» с одним из детей.

Ход занятия.

В: Дни стали короче, длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Д: Осенью.

В: Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья, кусты. Какие еще приметы осени вы увидели?

Д: (ответы детей)

В: Послушайте еще одну загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. Что это?

Д: Лес.

В: Сейчас я расскажу вам сказку о лесе. (Ю.Дмитриев «Что такое лес?» из сборника «Мы идем в лес».) Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник. (Ставит на мольберт картину «Осень в лесу».) Откройте глаза. Похожа картина, которую вы представили, на эту?

Д: Да.

В: Эту картину прислал нам один маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:

В лесу, в бору, живет старый старичок,

На нем красный колпачок.

Это старичок...

Д: …Лесовичок!

В: Дети, наступила ночь! Закрываем глаза!

Дети закрывают глаза, воспитатель наряжается в костюм Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, грустные ребята!

Д: Мы веселые ребята!

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ленивые ребята!

Д: Мы трудолюбивые ребята!

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, недружные ребята!

Д: Мы дружные ребята!

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, незнайки!

Д: Мы всему учимся!

Старичок-Лесовичок. Вот я вас сейчас и проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес?

Д: Да!

Старичок-Лесовичок: Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует)

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый,

Старый лист газетный,

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси —

В лесу осеннем опусти.

Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются» в лесу.

Старичок-Лесовичок: А кто сумеет разгадать загадку? Слушайте:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью кормит,

Зимой согревает.

Д: Дерево.

Физкультминутка «Собери листочки к своему дереву»

(Звучит музыка)

Старичок-Лесовичок: Дети, что это за чудесное звучание? Под эту музыку мы будем отдыхать, ходить по группе, когда она замолчит, каждый из вас выберет по листу, лежащему на полу, и побежит к своему дереву.

(Старичок-Лесовичок спрашивает каждого ребенка, какой у него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый).

Старичок-Лесовичок. Что произошло с листочками?

Д: Они висели, пожелтели, покружились и  упали.

Старичок-Лесовичок: 

Лес, лесок стоит богат, угощает всех ребят:

Девчонок — земляникой, черникой, голубикой, Мальчишек — орешками, грибами-сыроежками. Девчонок — малиной, Мальчишек — хворостиной.

Кто на свой пенек не сядет, того хворостинка и достанет.

(Дети садятся.)

Старичок-Лесовичок. Посмотрите на мою картину еще раз. Она не простая, а волшебная — она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите?

Д: Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.

Старичок-Лесовичок: Вспомните, как пахнет в лесу.

Старичок-Лесовичок «превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых, камешки (кто кем хочет быть).

Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки) остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери резвятся. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячутся.

Выходит мальчик — «добрый великан», он ходит по «лужайке» и читает (спокойно) стихотворение В. Серова «Добрый великан»:

Я шагаю по лужайке —

                       Великан в трусах и в майке.

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка — добрый гномик —

На себе таскает домик,

                       Вся квартирка для жука —

Дырка старого пенька.

                       Вот стоит высотный дом —

Муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки —

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу!

Все дома я могу разломать!

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу...

Только я не хочу! Я — добрый великан!

(Расколдовывает детей и убегает.)

(Старичок-Лесовичок задает вопросы и выслушивает ответы детей).

Старичок-Лесовичок: Что чувствовал ты, муравьишка, когда я тебя заколдовал в лесу, где была хорошая погода?

(Обращается с тем же вопросом к каждому ребенку — ежику, лисичке, зайчику, белочке, бабочке, жужелице и т.д.) Когда пошел дождь и загремел гром? Когда появился в лесу великан?

Старичок-Лесовичок: Что можно сказать (пожелать) людям, гуляющим по лесу, по лугу?

Д: (ответы детей).

Старичок-Лесовичок. А теперь давайте еще раз посмотрим на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы стожить вместе, скруглить.) Что вы видите на картине?

Д: Лес, в нем много деревьев.

Старичок-Лесовичок. Какие деревья изображены на картине?

Д: Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцветные... (Выкладывается пиктограмма «Разные деревья».)

Старичок-Лесовичок. Посмотрите в свои бинокли. Что еще растет в лесу?

Д: В лесу растут грибы.

Старичок-Лесовичок: Расскажите, какие грибы вы собирали с родителями в лесу?

Д: Лисички, сыроежки, белые, подосиновики.

Старичок-Лесовичок: Из каких лесных ягод мама сварила вам варенье?

Д: Из красной брусники, желтой морошки, спелой черники, сочной малины и т.д.

(Выкладывается пиктограмма «Грибы и ягоды».)

Старичок-Лесовичок: Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?

Д: Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев. (Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери».)

Старичок-Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку?

Д: (Ответы детей.)

Старичок-Лесовичок. Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: «Леса — всему свету краса. Когда леса не было...» А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу. (Соединяем веревочками отдельные пиктограммы)

Дети придумывают рассказ по картине (2—3 человека) с использованием «биноклей» и составлением схемы на магнитной доске. Старичок-Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает всех детей лесным вареньем

Старичок-Лесовичек: А теперь пора прощаться.

                                       Скажем громко:

                                       «Полон лес и загадок, и чудес!»

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы детского сада "Какие звери есть в зоопарке"

- активизировать внимание и речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого, учить звукоподражанию. - вовлекать детей в ролевое взаимодействие, развивать игровые умения...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Путешествие по экологической тропинке весной»

Задачи:Обучающие: Расширять представления детей о се­зонных изменениях в природе; показать объекты экологической тро­пы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы Тема: «Улицы города должны быть чистыми»

С помощьюданного материала можно : развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном использовании б...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Скажи, скажи художник…»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещѐ 10 лет назад было достаточно...