Познавательно - исследовательский проект «Наш весёлый огород – круглый год»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Панфёрова Наталия Михайловна

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект

«Наш весёлый огород – круглый год»

 

Актуальность

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Характеристика проекта:

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети средне-старшей  группы, воспитатель группы, родители.

Срок реализации проекта: март, апрель, май (краткосрочный).

Продукты проектной деятельности:  рисунки детей, фотографии, календарь наблюдений, презентация проекта.

Цель проекта: 

     - развитие интереса у детей к исследовательской и опытнической деятельности в     процессе выращивания культурных растений в комнатных условиях.

      - заинтересовать детей наблюдать за жизнью культурных растений.

Задачи проекта:

      – формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;

      – расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

      – привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
   – развивать творческие способности детей, любознательность, наблюдательность,  поисковую деятельность;
   – воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
   – активизировать речь и обогащать словарь детей;
   – развивать эмоциональную отзывчивость;
   – формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

     -  формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки).

Ожидаемый результат:

- появление у детей стойкого интереса к развитию растений;

- дети научатся ухаживать за растениями;

- с помощью опытнической работы дети узнают о необходимых условиях для роста растений;

- формирование бережного  отношения к растительному миру;

- формирование у детей уважительного отношения к труду;  

- дети научаться вести наблюдения и делать выводы;

- выращивание рассады с последующей посадкой её на территории детского сада.

Формы и методы реализации проекта:

  • Беседы.
  • Занятия в игровой форме.
  • Подвижные, дидактические, настольные, сюжетно – ролевые игры.
  • Наблюдения и труд.
  • Эксперименты и  опыты.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Чтение художественной литературы.
  • Загадки, пословицы, поговорки.

Этапы  проекта:

           • 1 этап – подготовительный.

         • 2 этап – практический (исследовательский).

         • 3 этап – заключительный.

1 этап - подготовительный.

  • Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях).
  • Сбор художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, экологические сказки, картинки).
  • Подготовка почвы, приобретение семян.
  • Разбивка огорода на подоконнике.
  • Изготовление атрибутов, табличек - указателей с названиями растений  для оформления огорода.
  • Создание коллекции семян

2 этап - практический (исследовательский):

  • Деятельность педагога:
    – направление и контроль за осуществлением проекта;
    – проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
    – проведение игр экологического содержания;
    – проведение экологических занятий;
    – словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;

– наблюдение за мини-огородом  на окне.

  • Деятельность детей: 
    – формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
    – уход и посадка растений;
    – экспериментирование;
    – разные виды игр;
    – стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
    – создание проблемных ситуаций;
    – задания для самостоятельных наблюдений.
  • Совместная деятельность педагога  и детей:
    – рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
    – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
    – работа с календарём наблюдений за ростом растений;

– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде.

 Содержание проекта:

  • Март – постановка познавательной задачи перед детьми и родителями, выбор темы наблюдения, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду.
  • Апрель – наблюдение за ростом растений.
  •  Май   - высадка рассады помидора, цветов в клумбы: практические навыки

(подготовка земли к посадке растений в грунт, прополка, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ  взрослых о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице.

Закрепление знаний, полученных детьми в ходе работы по проекту.

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Работа с детьми.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- Беседы с детьми: «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Всё начинается с семечки», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».

- ООД «Во саду ли, в огороде», «Посадка овощей», «Урожай собирай».

- Составление рассказов - описаний об овощах.

- Показ презентации «Витамины и здоровье».

Цель: формировать представление детей о роли витаминов и жизни человека.

Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

- Создание и рассматривание  коллекции семян овощных культур.

-  Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.

- Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с изображением культурных растений, рассматривание муляжей овощей, уточнение их формы и цвета.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТРЫ

- Чтение энциклопедий

- Чтение рассказов, сказок, стихов: Н. Носов « Огурцы», «Огородники», В. Сутеев «Мешок яблок», Ю. Туви «Овощи», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», И. Токмакова «Купите лук», Э.Успенский «Как капусту растили», С.В. Михалков «Овощи», В. Коркин «Что растет у нас на грядке?».

Чтение отрывков из книги Д. Родари «Приключения Чипполино».

- Заучивание стихов об овощах: Е. Благинина «Приходите в огород», А. Прокофьев «Огород», В. Волина «Наша грядка». 

- Отгадывание загадок про овощи.

- Разучивание потешек, пословиц,  поговорок, песен, связанных с огородом и овощами.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- Настольные, пальчиковые, подвижные, сюжетно - ролевые игры.

- Словесные игры: «Скажи ласково», «Объясни словечко».

 - Игра – соревнование « Кто больше знает?». 

   Цель: обобщение и систематизация знаний детей об овощах и  фруктах.

- Хороводы: «Земелюшка – чернозём», «Где был Иванушка», Есть у нас огород…».

- Дидактические игры: «Огород сажаем сами», «Где  вершки, где корешки», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по запаху», «Что сначала, что потом?», «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Что, где растёт?», «Чудесный мешочек», «Почемучка».

Театрализованная деятельность.

Инсценировке сказки «Репка»  

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-  Изготовление табличек - указателей с названиями растений

- Раскрашивание растений в раскрасках

-  Лепка овощей из пластилина

- Рисование «От семечки до плода»

- Оформление огорода атрибутами, игрушками соответствующей тематики. Это 2 дома (один  из дерева другой из картона), герои (бабушка, дедушка, внучка), луг с домашними животными, речка с её обитателями, трактор с муляжами овощей, цветы, трава, бабочки из бумаги и др.

- Оформление фотоальбома «Наш  огород».

- Оформление календаря  наблюдений за ростом растений, в котором дети делали зарисовки своих  наблюдении за ростом и развитием растений.

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эксперименты:

1.«Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

2.«Земля и растение». Цель: выявить насколько земля необходима для роста растений.

3.«Вода и растения». Цель: выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений.

4. «Свет и растения». Цель: определить роль света в жизни растений.

5.«Тепло и растение». Цель: выявить потребности растения в тепле.

6.«Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.

7.«Строение растений». Цель: научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.

8. «Рост, развитие растений». Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ: формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Участие детей в посадке семян укропа, томатов, огурцов, лука и картофеля.

НАБЛЮДЕНИЯ «Растут ли наши растения?»

ЦЕЛЬ: учить детей наблюдать и замечать изменения в росте и развитии растений.

опыты – наблюдения:

-  за корневой системой лука в воде;

-  за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. 

- за клубнем картофеля (без земли и воды)

- за всходами, ростом и развитием овса, укропа и фасоли, гороха и картофеля, томата и огурцов, перца сладкого и горького, цветочной рассады.

ТРУДОВАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ: продолжать формировать трудовые навыки по уходу за растениями.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). 

Участие детей в поливе растений и  рыхление почвы.

ТРУД В ПРИРОДЕ

ЦЕЛЬ: приобщать детей к посильной помощи в высадке рассады в грядки. Продолжать знакомство с условиями необходимыми для жизни и роста растений в открытом грунте. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.

Участие детей:

-  высадке рассады томатов и перца в грядки на участке детского сада.

- в поливе растений, рыхление почвы, прополки сорняков.

Работа с родителями.

  • родительское собрание на тему «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность».
  • консультации «Что за полезные овощи!», «Как воспитать трудолюбивого ребёнка».
  • помощь родителей в организации проведения проекта – это  приобретение семян, земли, контейнеров для посадки.
  • домашнее задание: вместе с детьми вырастить любое культурное растение в домашних условиях (зелёный лук, перец, помидоры и др.) и составить рассказ о том, как ухаживали за домашним огородом.

Совместная работа детей и родителей.

  • Сбор информации: подбор иллюстраций, художественной литературы, рассматривание энциклопедий, разгадывание и загадывание загадок.
  • Наблюдение в огороде за ростом растений, зарисовка этапов роста в календаре наблюдений.
  • Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом овощных культур).

Работа воспитателя.

  • Беседы с детьми.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

3. Заключительный этап

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
  • Высадка рассады в открытый грунт на участке детского сада.
  • Презентация проекта.

  4. Распространение.

  • Оформление альбома «Чудо  огород»
  • Фотовыставки  для   родителей.
  • Ознакомление педагогов с удачно выполненной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...

Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о расте...

Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию         культурных растений в комнатных условиях, воспитан...

Познавательно-исследовательский проект «Наш весёлый огород на подоконнике»

В ходе проекта дети узнали о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях. Убедились в том, что для роста растений необходимы определенные условия. Развивали интерес к познавательно...

Познавательно-исследовательский проект "Наш весёлый огород на подоконнике"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 29 «Аист» комбинированного видагорода Ишимбай муниципального района Ишимбайский районРеспублики Башкортост...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Наш весёлый огород"

В современном обществе люди всё больше и больше стремятся к жизни в мегаполисах и к потреблению готовых продуктов. Дети не имеют представления о жизни людей в деревнях, о том, что такое огород, как вы...