Главные вкладки

    Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Корбут Оксана Вячеславовна

    Цель проекта:

    • Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию         культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви        к природе, создание в группе огорода   на подоконнике.
    • Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ogorod_kruglyy_god16g.docx39.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию Администрации города Подольска

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 57 «Ладушки»

    Исследовательский проект на тему:

    «Огород круглый год»

    для детей старшего дошкольного возраста.

    Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории

    Корбут О.В.

    2017г.

    Пояснительная записка.

    Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

    Огород наш, огород

                Всё на нём всегда растет.

        Если руки не ленивы,

                Если мы трудолюбивы…

                Проявить должны заботу,

        Видно по труду работу.

     И тогда наш огород

     Расцветёт и оживёт

    Цель проекта:

    • Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию         культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви           к природе, создание в группе огорода         на подоконнике.
    • Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

    Задачи проекта:

    • Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
    • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (тыква, лук, цветы, томаты, баклажаны);
    • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
    • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
    • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
    • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
    • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
    • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
    • Развивать познавательные и творческие способности.

    Предполагаемые результаты:

    1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
    2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
    3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
    4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
    5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
    6. Создание в группе огорода на подоконнике.
    7. Активное участие родителей в реализации проекта.

    Предварительные результаты:

    • Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
    • У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
    • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
    • Дети увидели многообразие посевного материала.
    • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
    • В группе был создан огород на окне.
    • Дети стали более уважительно относиться к труду.
    • Родители приняли активное участие в проекте «Огород круглый год»

    Тип проекта: долгосрочный,

    Срок реализации: весна-лето 2017г.

    Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

    Участники проекта: воспитатели, дети  старшей группы, родители.

    Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

    Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

    • Подбор методической и художественной литературы;
    • Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
    • Дидактические игры;
    • Подбор мультфильмов;
    • Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

    Необходимые условия для реализации проекта:

    • Заинтересованность родителей и детей;
    • Методические разработки.

    Методы проекта:

    Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;

    Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки;

    Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;

    Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.

     

    Метод трех вопросов:

    Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.

    Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.

    Что нужно сделать, чтобы семена выросли?

    Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.

    Задачи по работе с родителями:

    • Повысить компетентность родителей по теме проекта;
    • Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

    Этапы проекта:

    1 этап – подготовительный:

    Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

    Задачи:

    • Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
    • Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

    Формы организации работы 1 этапа:

    • Сбор информации, материалов по теме;
    • Организация предметно - развивающей среды;
    • Разработка цикла наблюдений, занятий;
    • Беседы.

    2 этап – практический: 

    Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

    Задачи:

    • Закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
    • Развивать выразительность речи, моторику рук;
    • Формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
    • Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
    • Воспитывать желание ухаживать за растениями;
    • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

    Формы организации работы 2 этапа:

    Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

    1. Формы работы с детьми:

    Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

    Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»;

    Чтение художественной литературы: ДжанниРодари «Чипполино»…. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;

    Песня «Витамины» Филиппенко.

    Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»

    Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»

    Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощи».

    Лепка на тему: «Овощи».

    Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Огород», «Мы помощники».

    Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов, тыквы, томатов.

    2. Формы работы с родителями:

    1. Беседа с родителями «Наш огород».

    2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.

    3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

    4. Помощь родителей в высадке саженцев на грядки.

    3 этап – обобщающий (заключительный):

    Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

    Задачи:

    • Развивать творческие способности;
    • Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
    • Закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.

    Полученный результат реализации проекта:

    В ходе реализации проекта «Наш огород» предполагаемые результаты были достигнуты:

    • Мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
    • Собрали богатый материал по темам «культурные растения», изготовили дидактические игры «собери картинку», «третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
    • Пополнили словарный запас детей;
    • На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
    • Дети стали различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.

    Приложение:

    1. Стихи про овощи.
    2. Загадки с грядки.
    3. Подборка дидактических игр;
    4. Конспект по экологическому воспитанию на тему «Как растут растения».
    5. Последовательный фотоотчёт по проекту.

    Приложение № 1

    Стихи про овощи.

    Я - морковка, рыжий хвостик.

    Приходите чаще в гости.

    Чтобы глазки заблестели,

    Чтобы щечки заалели,

    Ешь морковку, сок мой пей,

    Будешь только здоровей!

    Я - толстый красный помидор,

    Люблю детишек с давних пор.

    Я - витаминов сундучок,

    А ну-ка, откуси бочок!

    Я - и свежий, и соленый.

    Весь пупырчатый, зеленый.

    Не забудь меня, дружок,

    Запасай здоровье впрок.

    А я - сочная капуста,

     Витаминами горжусь.

    В голубцы, борщи, салаты

     

    Я, конечно, пригожусь.

    А какие вкусные

    Щи мои капустные!

    В черной шляпе - топ да топ –

    По дорожке скачет боб.

    Подкрутил усы горох: чем я плох?

    Совсем не плох.

    Говорит ему фасоль:

    - Ты, горох, у нас - король.

    Мы, бобовые, гордимся,

    Что для разных каш годимся,

    Что плоды у нас в стручках,

    Как в волшебных сундучках.

    Но полезные белки

    Мы не прячем под замки.

    Те, кто с детства дружат с нами,

    Те растут богатырями.

    Белая и хрусткая,

    Зовут меня капустою.

    Вкусная, полезная –

    Прогоню болезни я.

    Да, я - перец, но не тот,

    Что язык так сильно жжет.

    Я мясистый, витаминный,

    Запаси меня на зиму.

    Приложение №2

    Загадки с грядки.

    В огороде у сельчан.

    Без нее во щах не густо.

    Как зовут ее? (Капуста)

    Взяли мы ее одежку,

    Соль добавили немножко.

    В кадочках теперь не пусто —

    В них заквасится... (капуста)

    Под землей живут семейки,

    Поливаем их из лейки.

    И Полину, и Антошку

    Позовем копать... (картошку)

    Ох, наплачемся мы с ним,

    Коль почистить захотим.

    Но зато от ста недуг

    Нас излечит горький... (лук)

    Он на грядке вырастает,

    Никого не обижает.

    Ну, а плачут все вокруг,

    Потому что чистят... (лук)

    Голова, а сверху ус.

    Нет, не сладок он на вкус.

    Прибежали со всех ног

    Мы к обеду рвать... (чеснок)

    На арбуз похожая —

    Тоже толстокожая.

    К платью желтому привыкла,

    Греется на солнце... (тыква)

     

    Этот овощ тыкве брат —

    Тоже с виду толстоват.

    Лег под листик на бочок

    Между грядок... (кабачок)

    Эти крепкие ребятки

    В листьях прячутся на грядке.

    Лежебоки-близнецы Зеленеют... (огурцы)

    Лезут по веревочке

    Братья с грядки-горочки.

    Эти братья — близнецы,

    А зовут их... (огурцы)

    Приложение №3

    Дидактические игры:

    « Кто больше назовёт полезных продуктов питания»

    Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

    Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.

    «Овощи и фрукты»

    Цель игры: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. .

    Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов.

    Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).

    «Узнай на вкус»

    Цель игры: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.

    Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели.

    «Что сначала, что потом»

    Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

    Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.

     «Чудесный мешочек»

    Цель игры: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

    Необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

    Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

    описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал).

    «Чьи семена?»

    Цель игры:  Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

    Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

    Приложение №4

    Конспект по экологическому воспитанию на тему

    «Как растут растения».

    Цель:

    Уточнить представления детей о росте и развитии растений.

    Задачи:

    • Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
    • Учить детей сажать растения: сделать углубление, правильно вложить семена, присыпать землей, полить из лейки.
    • Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.
    • Воспитывать интерес к выращиванию растений.

    Ход оод:

    Раздается стук в дверь, входит Незнайка с искусственными цветами, но очень грустный.

    Воспитатель: Незнайка, ты почему такой грустный?

    Незнайка: Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня ничего не получилось. Я придумал подарить малышам цветы, чтобы у них в группе было красивее, и воздух был чистым. Я купил в магазине вот эти цветы и принес их малышам. Но воспитательница младшей группы сказала: «Зачем ты Незнайка принес искусственные цветы? » Посмотрите, разве они искусственные? листочки и стебельки у них зеленые, а цветы какие яркие, красивые. Я думаю, что мои цветы самые настоящие, живые, не искусственные. Все это чепуха!

    Воспитатель:  Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться и докажем ему, что его цветы не живые.

    -Чем отличаются живые цветы от искусственных? (живые растут, их надо поливать, у живого появляются новые листочки и т. д.)

    Незнайка:  Ох, что-то я устал, давайте немного отдохнем.

    Физкультминутка:

    Мы стоим на огороде,

    Удивляемся природе .               (потягивания—руки в стороны)

    Вот салат, а здесь укроп.           (правой рукой коснуться левой ступни)

    Там морковь у нас растёт.          (потом наоборот)

    Поработаем с тобой,

    Сорнякам объявим бой —

    С корнем будем выдирать

    Да пониже приседать.                   (приседания)

    У забора всем на диво

    Пышно разрослась крапива.          (потягивания — руки в стороны)

    Мы её не будем трогать —

    Обожглись уже немного.                 (потягивания — руки вперёд)

    Все полили мы из лейки

    И садимся на скамейки.                    (дети садятся)

    Воспитатель:  Ребята, а что такое семена?

    -Для чего они нужны? (семена необходимы, чтобы выросло растение).

    -Давайте покажем Незнайке разные семена. (Рассматривание семян)

    Незнайка:  И вы хотите сказать, что из этих крошек что-нибудь вырастет? Чепуха! Никогда ни поверю я этим сказкам!

    Воспитатель:  Да, Незнайка, вот из такого зернышка может вырасти не только цветок, но и целое дерево. У каждого растения есть свои семена, и сейчас ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет. (Показ семян и их растений)

    Незнайка:  И вот из такой шишечки вырастет целая сосна? А, я знаю, как она вырастет, я положу шишку в коробочку, накрою платочком и скажу: «крибле - крабле-бумс» и сосна вырастет, правда?

    Воспитатель: Ребята скажите Незнайке, помогут ли эти волшебные слова вырасти растению? Расскажите и покажите Незнайке, как надо вырастить растение. (Работа со схемой)

    Воспитатель: Теперь ты Незнайка понял. Чем отличается живой цветок от искусственного?

    Незнайка:  Да, понял, мои цветы поливать не надо, корня у них нет, листики у них не вырастут и семян у них никогда не будет, потому что они искусственные.

    Воспитатель:  Незнайка, а сейчас мы с ребятами тебе покажем, как надо сажать растение. Посмотрите, у меня есть мелкие семена. А от какого растения они вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Красная мышка

    С белым хвостом

    В норке сидит

    Под зеленым кустом. (Редис)

    Воспитатель: Да, это редис, и сейчас мы с вами ее посадим. Давайте пройдем к столам, там для всех стоят горшочки с землей. Возьмите палочку и в середине сделайте углубление, только не очень глубокое, опустите туда семена и аккуратно присыпьте землей, а теперь немного полейте из лейки водой. Потом эти горшочки мы поставим на солнце, будем поливать и наблюдать, что же у нас вырастет.

    Незнайка: Ребята, мне пора уходить. Большое вам спасибо, я сегодня у вас узнал так много интересного и нужного. До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

    Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

    Презентация проектно - исследовательской деятельности по теме "Моя малая Родина" для детей старшего дошкольного возраста.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Данный   п...

    Проект "Огород-круглый год" для детей старшего дошкольного возраста

    Проект "Огород-круглый год"  для детей старшего дошкольного возраста...

    Экологический проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.

    Огород наш, огород          Всё на нём всегда растет.    Если руки не ленивы,          Если мы трудолюбив...

    Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.

    Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о расте...

    Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

    Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...