Главные вкладки

    Проект "Огород-круглый год" для детей старшего дошкольного возраста
    проект на тему

    Бондаренко Ирина Павловна

    Проект "Огород-круглый год"  для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект для детей старшего дошкольного возраста "ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»"

    «Что посеешь, то пожнёшь!

     И конечно соберёшь!

    Проявить должны  заботу.

    Видно по труду работу.

    И тогда наш огород

    Расцветёт и оживёт.»

    Актуальность проекта:

    Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

    Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность,

    привить первые навыки активности и самостоятельности мышления,  воспитать гуманное, осознанно-правильное отношение к природе, мы создали  в группе экологически-развивающую среду  для поисково-исследовательской деятельности детей.

    Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

    Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять круглый год, выращивая как на участке детского сада,   так и в помещении  группы.

    Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений , проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.

    С наступлением весенних   дети смогут экспериментировать с ветками и рассадой.

    Летом  - выращивать культурные  растения на грядках своего огорода.

    А осенью радоваться результатам своего труда – собирать выращенный урожай, запасаться семенами, проявлять творчество, участвуя в конкурсе  поделок из овощей, фруктов и ягод.

    Характеристика проекта:

    По виду – экологический, познавательно - исследовательский

    По длительности – среднесрочный (1 год).

    Цель: Развитие познавательного интереса, интереса  к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений. Обогащение и разнообразие развивающей среды.

    Задачи:

       Создать условия для воспитания экологически грамотного ребёнка;

    – формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

     – расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

     – привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию

        растений;

     – развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую

         деятельность; эмоциональную отзывчивость;

    – активизировать речь и обогащать словарь детей;

     – воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

        понимания ценности своего здоровья и потребности быть здоровым;

     – Познакомить и обучать детей способам выращивания « витаминов»

     – формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

    Участники проекта: воспитатели,  дети, родители, педагоги.

    Материалы проекта:

    -описание проекта;

    -план проекта;

    -методические материалы;

    -фото;

    -рисунки;

    -презентация.

    Предполагаемые результаты:

    -сформировать первоначальные навыки экологически-грамотного отношения к растительному миру, окружающей среде;

    - представление о растениях, их  строении, многообразии, способах ухода за растениями, получении семян из растений;

    -умение анализировать,  делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;

    -появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.

    -Научить замечать  красоту окружающей природы, любить её  и уважительно к ней относиться.

    Этапы реализации проекта:

    1. Подготовительный.

     – определение цели;

     – определение задач;

     – описание конечного результата;

     – изучение дополнительной литературы;

     – изготовление модели трудового процесса;

     – изготовление схем и методических таблиц;

      -сбор художественной литературы;

     – подбор оборудования для проведения опытов;

     – разработка планируемой деятельности;

     – обрисовка общей сюжетной канвы.

    Деятельность детей:

     – вхождение в проблему;

     – принятие задач;

     – вживание в ситуацию;

     – объединение детей в рабочие группы;

      -совместно с родителями сбор контейнеров, семян

    2. Исследовательский (практический).

    Деятельность педагога:

     – направление и контроль за осуществлением проекта;

     – проведение серий наблюдений, опытов, экспериментов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;

     – проведение игр экологического содержания;

     – проведение экологических занятий;

     – словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;

     – проведение экологических досугов, праздников;

     – наблюдение в мини-огороде и огороде.

    Деятельность детей:

     – формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;

     – уход и посадка растений;

     –наблюдения, опыты,  экспериментирование;

     – разные виды игр;

     – стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;

     – создание проблемных ситуаций;

     – задания для самостоятельных наблюдений;

     – подготовка атрибутов, костюмов для праздников и развлечений.

     Совместная деятельность взрослых и детей:

     – рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы(стихи,  

       сказки, загадки, пословицы, поговорки);

     – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику

     – работа с календарем огородника, дневником наблюдения;

     – работа с моделями;

     – просмотр м / фильмов о растениях

     – сбор семян;

     – рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;

     - создание огорода на окне;

     – труд на огороде;

      -проведение праздников, развлечений

    3. Итоговый.

    Сравнение прогнозируемого с полученным.

    Презентация проекта.

    4.  Распространение.

    Ознакомление педагогов ДОУ и района с выполненной работой.

    Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

    Формы и методы реализации проекта:

    Экологические занятия;  игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; трудовой отряд маленьких огородников; огородная библиотека; лаборатория юного огородника; инсценировки, театрализованные представления; наблюдения; опыты; выставка детских рисунков.

                                            ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    месяц

          Виды деятельности

               Тема  

                 цели

          Работа с

         родителями

    С

    Е

    Н

    Т

    Я

    Б

    Р

    ь

    Занятие ФЦКМ

    «Во саду ли в огороде»

    Развивать умение классифицировать, обобщать «овощи», «фрукты» закреплять место произрастания и размножения

    Папка передвижка на тему: «Овощи»

    Художественное творчество рисование

    «Собираем урожай»

    Учить изображать овощи, передавая характерные особенности: форму, цвет, закреплять место произрастания

    Аппликация

    Конструирование (оригами)

    «Плоды огорода»

    «Морковь»

    Развивать навыки симметричного вырезания, складывания бумаги в разных направлениях.

    Художествен-ное чтение

    «Большая морковь» Д.Родари

    Расширять знания об условиях произрастания и ухода.

    Социализация д/и

    «Вершки и корешки»

    Закреплять знания о съедобных частях овощи.

    Пальчиковые игры

    «Урожай и «Овощи»

    Октябрь

    ФЦКМ опыт

    «С водой и без воды» растение может обеспечить себя питанием (фотосинтез)

    Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растения.

    Конкурс поделок из овощей «Овощная фантазия»

    х/п чтение сказки

    «Как солнце, вода и почва между собой спорили»

    Познакомить как растение производит себе питание.

    Привлечь к сбору стихов, загадок об овощах для издания книжки-малышки.

    Социализация словесная игра

    «Выйди на крылечко, да скажи словечко»

    Закреплять знания об овощах, правильно употреблять существительные в разных формах падежа, образовывать прилагательные от существительных.

    Труд в природе

    Уборка цветов многолетников, сбор семян

    Воспитывать бережное отношение. Учить устанавливать взаимосвязь с погодой, способ размножения растений – луковицами, семенами.

    Социализация сюжетно-ролевая игра

    «Овощной магазин»

    Ноябрь

    Коммуникация беседа

    «Все начинается с семечка»

    Познакомить со способами передвижения семян в природе

    Прогулка с участием родителей

    опыт

    «Нужен ли корешкам воздух»

    Доказать, что растения дышат всеми частями, как воздух проникает в растения.

    Художественное творчество рисование

    «Ветка рябины в вазе»

    Развлечение в музыкальном зале

    «Дары осени»

    Закреплять знания об овощах в участвовать в драматизации

    Участие в развлечении

    Декабрь

    Беседа (коммуникация)

    «Жизнь растений зимой»

    Познакомить с изменениями, происходящими в жизни растений в зимнее время. Закреплять названия комнатных растений.

    Викторина «Здоровье в саду и на грядке»

    Труд в природе

    «Уход за комнатными растениями»

    Закреплять приемы ухода за комнатными растениями

    ФЦКМ наблюдение опыт

    «Растению нужен свет»

    Развивать умение делать выводы, устанавливать взаимосвязь растение - свет

    Социализация игра

    «Узнай растение по описанию»

    Учить описывать внешний вид растения, его характерные особенности.

    Январь

    «Доктор Айболит в гостях у ребят»

    Сажать и учить выращивать культурные растения в комнатных условиях. Формировать интерес к опытнической и исследовательской деятельности. Учить делать зарисовки.

    Просмотр м/ф «Чиполино» совместно с детьми. Привлечь к подготовке контейнеров семян почвы для посадок.

    Социализация д/и «Чье семечко»

    Коммуникация беседа

    «Приметы урожая»

    Познакомить детей с тем, каким образом люди на Руси умели предугадывать сроки посева зерновых и овощных культур

    Февраль

    Труд в природе

    «Уход за посадками»

    Прививать желание создавать благоприятные условия для роста посаженных семян.

    Обмен рецептами «Полезно и вкусно»

    Наблюдение

    За всходами. «Что посеешь, то и вырастит»

    Развивать познавательный интерес делать выводы

    Создание альбома, «Лук – от семи недуг»

    Художественная литература

    Заучивание стихов, загадок об овощных культурах пословиц и поговорок о труде.

    «Здоровье» спортивное развлечение

    «Дружные огородники»

    Март

    Художественная литература

    Рассматривание книг, иллюстраций о растениях

    Вызвать интерес к растениям. Расширять знания о видах растений.

    Изготовление экологических знаков.

    Социализация

    Дидактическая игра

    «Культурные и дикорастущие»

    Закрепить названия, классифицировать по ценности для людей

    «Правила поведения в природе»

    Коммуникация

    беседа

    «Что делать с перцем»

    Поддержать желание детей вырастить хороший урожай, создавая для роста оптимальные условия

    Труд в природе

    «Рассадка перца, помидора, посадка капусты 14.03.

    Наблюдения

    «Ветки в вазе»

    Показать набухание почек и появления листьев. Сравнить с ветками в природе.

    Апрель

    ФЦКМ

    занятие

    «Пернатые друзья наших садов и огородов»

    Помочь детям понять взаимозависимость в природе. Продолжать знакомство с экологическими пирамидами.

    Сбор рассады, привлечение к благоустройству огорода, цветников на участке.

    Труд в природе

    Посев семян огурцов арбузов, в цветочные горшочки.

    Развивать стремление к самостоятельности умение применять полученные знания в процессе деятельности.

    Художественное творчество

    «Цветок в горшке»

    Здоровье «Пальчиковая гимнастика»

    «Цветы»

    Май

    Рассматривание иллюстраций

    Художественная литература

    Первоцветы. Чтение  сказки «О царице кукурузе»

    «Знакомство с раннецветущими растениями (мать-и-мачехи», медуницы, ландыша)

    Собрание на тему: «Лучший отдых – природа» (совместный досуг КВН)

    Экскурсия

    «Цветущий сад»

    Художественное творчество конструирование

    «Цветы» (природный материал)

    Труд в природе

    «»Приготовление грядок для посадки рассады овощных культур, клумб для цветочной рассады»

    Продолжать учить детей последовательно выполнять трудовые действия, создавая условия для роста растений в природе.

    Июнь

    Беседа

    «Лекарственные растения», «Болезнь» растений

    Продолжать знакомить с целебными свойствами растений, умелом их применении. Воспитывать экологическую культуру поведения в природе, причинами, вызывающими гибель растений.

    Папка-передвижка «Лекарственные растения»

    Социализация игра

    «Садовник»

    Музыка

    Праздник

    «Русской березки», «Троица»

    Продолжать знакомство с народными праздниками, традициями русского народа.

    Художественное творчество

    конструирование

    Шапочки цветов, полумаски насекомых

    Июль

    Беседа

    «Растение барометры»

    Познакомить с характерными особенностями растений предсказывать погоду (закрывать головки перед дождем, появление капелек на листьях)

    Консультация «Надежные синоптики»

    Труд в природе

    Уход, полив, рыхление, борьба с сорняками.

    Формировать навыки ухода, умение различать растения по внешнему виду: культурное – сорняк.

    Музыка

    Развлечение

    «Мы на луг ходили»

    Познакомить с растениями луга, светолюбивыми и тенелюбивыми.

    Опыт

    «Влияние неживой природы на живую»

    Развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе, быть наблюдательными.

    Август

    Социализация игра

    «Экологический светофор»

    Формировать умение делать выбор правильного поведения в природе: предвидеть экологическую катастрофу.

    Привлечь к сбору коллекции семян.

    Социализация

    Показ спектакля

    ФЦКМ

    Из жизни семян «Семена – дети растений»

    Закрепить последовательность выращивания семян.

    Труд

    «Плод»

    Знакомство со строением плода его значением и видом изменения

    Привлечь к сбору материала фото-выставки «Юные огородники»

    Создание презентации

    «Огород круглый год»

    Воспитывать умение радоваться результатами своего труда, закрепить знания о том, что помогло вырастить такой урожай. (взаимосвязь: человек-природа-человек)

    Месяц.        Тема.

    Октябрь.         Первичная диагностика детей.

     Приобретение инвентаря, оборудования, семян.

     Беседа об овощах.

     Д/и “Вершки и корешки”.

     Чтение х/л.

    Ноябрь.         Настольная игра “Что где растет?”.

     Беседа “Все начинается с семечки”.

     Опыт с корнеплодами.

     Рассматривание иллюстраций с изображением сбора урожая.

     Рисование “Во саду ли, в огороде”.

     Чтение х/л.

    Декабрь.         Составление рассказов об овощах по моделям.

     Д/и “Что сначала, что потом?”.

     Опыт по знакомству со свойствами почвы.

     Э/и “Распределение плодов по форме и вкусу”.

     Ситуация “Айболит рассказывает о пользе овощей и фруктов”.

     Отгадывание загадок.

    Январь.         Опыт “Установить необходимость почвы для жизни растений”.

     Посадка лука, семян злаков.

     Посев петрушки и укропа.

     Зарисовка в дневнике наблюдений.

     Чтение х/л.

    Февраль. Опыт “Нужен ли корешкам воздух?”.

     Беседа “Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений”.

     Посев семян лекарственных трав (настурция, календула, ромашка).

     Составление рассказов о растениях по моделям.

     Уход за растениями.

     Спортивное развлечение “Дружные огородники”.

     Чтение х/л.

    Март.         Посев семян цветов, перца, душистого горошка для выращивания рассады.

     Посадка лука-севка.

     Д/и “Чудесный мешочек”.

     Наблюдение за всходами.

     Уход за растениями.

     Зарисовка в дневник наблюдений.

     Беседа “Какие растения можно вырастить на подоконнике”.

     Чтение х/л.

    Апрель.         Посев семян помидоров, арбузов в горшочки.

     Закрепление трудового процесса по уходу за растениями по моделям.

     Составление рассказов из личного опыта “Я ухаживаю за огородом на окне”.

     Уход за растениями.

     Зарисовка в дневник наблюдений.

     Беседа о лекарственных травах.

     Чтение х/л.

    Май.         Приготовление грядок для посадки рассады овощных культур.

     Создание уголка лекарственных трав.

     Раскрашивание картинок “Во саду ли, во огороде”.

     Подготовка клумб для цветочной рассады.

     Досуг “Чудеса в огороде”.

     Чтение х/л.

    Июнь-июль.        Высадка рассады в огород, цветники.

     Уход за посадками (полив, рыхление, прополка).

     Оформление альбома “Наши наблюдения”.

     Повторная диагностика детей.

     Подготовка к экологическому празднику (изготовление атрибутов, костюмов).

    Август-сентябрь.        Сбор урожая.

     Сбор семян.

     Оформление фотовыставки для презентации.

     Выставка-ярмарка с участием родителей “Дары осени”.

     Экологический праздник “Осенины”.

     Презентация проекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

    Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

            Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

    8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

    8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

    Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

    Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

    Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным прое...

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

    Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

    Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...