Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром
картотека по окружающему миру

Баринова Ирина Робертовна

Игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_ozn._s_orkuzhayushchim.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром


Построй домик для животного

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных,

их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать пра-

вильный материал для постройки дома любому из животных.

Материал.

Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов живот-

ных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух,

листья и т. д.), самих животных.

Задания:

1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.

2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего живот-

ного.

3. Подобрать домик для животного.

4. Рассказать о своем выборе.

Правила:

1. В игру играют в командах (3 команды по 2–3 человека в каждой).

2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиг-

рал.

Алгоритм проведения

1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришла телеграмма.

– Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи,

построить им жилье. Поможем построить домики зверям?

(Да.)

– Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у

нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и

начинают совместно играть.

3. В конце игры подводится итог.

Грибная полянка

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедоб-

ных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словооб-

разованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение

находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту

осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эсте-

тическое восприятие окружающего мира.

Материал.

Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисо-

ванные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной

бумаги, костюм Гриба-лесовика. (Эту игру можно проводить после занятия по конструиро-

ванию, где дети делали из бумаги корзиночки.)

Задание.

Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного

вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, напри-

мер, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).

Правила:

1. Количество играющих 6–7 человек.

2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.

3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый пра-

вильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.

4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что

нужно взять с собой в лес.

2. Под музыку дети вместе идут в «лес».

3. Педагог объясняет правила игры и задание.

4. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзинку.

5. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит

расти.

6. В конце игры подводится итог.

Деревья и кустарники

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и

кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви

согласно размеру и ширине.

Материал.

Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезан-

ные зеленые листья.

Задания:

1. Составить дерево или кустарник.

2. Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от

кустарника отличают, как правило, по трем признакам:

а) по высоте;

б) по толщине ствола;

в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у

кустарника – несколько).)

3. Выбрать самый главный из отличительных признаков.

Правила:

1. Количество играющих 6–7 человек.

2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево и кустарник и отве-

тить на поставленные вопросы.

Алгоритм проведения

1. Педагог ставит игровую задачу:

– Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее заготовленной)

для каждого вашего дерева и кустарника найдется место. На столе лежат необходимые для

этого детали. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и

кустарников и выполнить задание.

2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

3. Дети начинают выполнять игровые действия.

4. Выявляется победитель.

5. В конце игры подводится итог.

Чей след?

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Уточнять и закреплять знания детей о диких животных, об их образе жизни в

зимнем лесу. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются

зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, форми-

ровать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логи-

ческое мышление, воображение, связную речь.

Материал.

Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообра-

зие следов на картине.

Задания:

1. Внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его

следами).

Правила:

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

– Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит.

Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внима-

тельным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за

нами.

– Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь

из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)

– Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда остав-

ляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу – зимой или на мокром песке

– в другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем

рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети начинают играть.

4. В конце игры подводится итог.


Бабочки

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно

соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью

в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них

вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, симметрич-

ных и асимметричных, с нарушением и без нарушений пропорций и строения).

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так

думаешь.

Правила:

1. Количество играющих 5–6 человек.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих

бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает рассмотреть цветочную поляну и бабочек, которые прилетели

покружиться над ней.

2. Для правильного выполнения задания детям следует внимательно рассмотреть пред-

ложенных бабочек.

3. Очередность устанавливается посредством вытягивания сложенных бумажек оди-

накового размера, на каждой из которых внутри написана цифра (1, или 2, или 3 и т. д.) –

номер очереди.

4. Дети по очереди анализируют и высказывают свое мнение: какая бабочка подходит,

а какая – нет.

5. В результате на картине должны остаться только те бабочки, у которых не нарушены

пропорции и строение.

6. В конце игры подводится итог.

Идем в гости к Мудрой Сове

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространствен-

ное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал.

Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустар-

ники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север,

северо-восток, восток и т. д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обознача-

ющие детей.

Задание.

Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.

Правила:

1. В игре участвуют 5–6 детей.

2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.

3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.

4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.

5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т. п.) фигурка

игрока исключается из отряда.

6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направле-

нии и прийти на Совет жителей леса.

Алгоритм проведения

1. Педагог сообщает детям игровую задачу.

2. Читает детям письмо от лесных жителей:

«Дорогие друзья!

Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около

дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе

со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно

добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно

рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой

стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад

до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.

С уважением, звери и птицы Волшебного леса».

3. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в про-

резь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, ю г, северо-восток, юго-запад и т. д.

4. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.

5. Дети и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по

карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути – план-маршрут. Педагог читает:

«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса.

Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».

6. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.

Птицы тропических стран

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Выявить знания детей о видах птиц тропических стран, об особенностях климатических условий в этих странах. Формировать умение соотносить образ жизни, виды питания со средой обитания. Закрепить знания детей о строении живых организмов, их приспособлении к условиям и среде обитания и т. п. Развивать логическое мышление, речь,

воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал.

Дидактическая картина с изображением тропических растений, карточки

с видами птиц тропических стран и других климатических зон.

Задания:

1. Внимательно рассмотреть тропический лес, подумать, кто из живых существ может

там жить.

2. Выбрать птиц, которые обитают в тропических лесах.

3. Объяснить свой выбор (внешний вид, пристрастие к определенному корму и т. п.).

Правила:

1. Количество играющих не более 5 человек.

2. Играть строго по очереди.

3. Выигрывает тот, кто сделал правильный свой выбор и смог его объяснить.

Алгоритм проведения

1. Педагог в беседе выясняет с детьми, что такое тропические страны, называет некоторые из них, объясняет, какой климат в тропическом лесу, каким образом климат влияет на образ жизни птиц, на виды питания.

2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети по очереди подбирают птиц и сажают их на дидактическую картину с изображением тропического леса.

4. В конце игры подводится итог.

Птицы умеренных широт

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Закреплять знания детей о видах птиц умеренных широт. Выявить знания детей

об их образе жизни. Соотнести образ жизни птиц с климатическими условиями. Закреплять

знания о строении живых организмов, их приспособлении к условиям и среде обитания и

т. д. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал.

Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения птиц.

Задание:

1. Выбрать птиц, которые обитают в умеренных широтах, лесах средней полосы.

2. Объяснить свой выбор (почему именно эта птица подходит, рассказать о внешнем

виде, пристрастии к определенному образу жизни и т. п.).

3. Убрать птиц, которые по определенным причинам не могут жить в наших лесах,

объяснить причину (неподходящие климат, виды корма и т. п.).

Правила:

1. Количество играющих не должно превышать 4–5 человек.

2. Играть строго по очереди.

3. Выигрывает тот, кто сделал правильный выбор и смог его объяснить.

Алгоритм проведения

1. Педагог в беседе выясняет у детей, каких птиц они видели в наших лесах, как их

зовут, каким образом климат влияет на образ жизни птиц, на виды питания.

– Внимательно рассмотрите картинку с изображением леса умеренных широт, поду-

майте, кто из живых существ может там жить.

2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

3. Дети по очереди подбирают птиц и сажают их в лес.

4. В конце игры подводится итог.

Рыбы морей и океанов

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Выявить знания детей о рыбах морей и океанов, об их строении, особенностях

среды обитания (соленая вода). Формировать умение соотносить строение живого существа

со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, как окраска рыб помогает им прятаться или

защищаться от других обитателей морей и океанов. Развивать логическое мышление, речь,воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал.

Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения рыб морей, океанов и рек.

Задание:

1. Внимательно рассмотреть предложенных рыб.

2. Выбрать из них рыб морей и океанов, назвать их.

3. Поместить пресноводных рыб в водоем – в определенное место, где любит обитать

речная рыба.

4. Объяснить, почему мы не можем поместить рыб морей и океанов в реку.

Правила:

1. Количество играющих не должно превышать 4–5 человек.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил на дидактическую картину пресноводных рыб.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.

2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.

4. Рассказывают о рыбах морей и океанов, их особенностях.

5. В конце игры подводится итог.

Лесной город

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Показать детям, что лес – это целый город, состоящий из своих особенных домов: каждое дерево, куст, травинка – это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Познакомить детей с понятием «ярусов» леса, на которых проживают лесные жители. Посредством «лифта» познакомить с предпочтениями живых существ к условиям проживания на определенной высоте.

Материал.

Красочная картина лесного ландшафта; карточки с изображением лесных жителей; «кабинка лифта»; обозначение шагов (перышки, следы и т. п. – в зависимости от того, какое животное сопровождает вас по определенной высоте).

Задание.

Дойти до конца маршрута, отвечая на вопросы педагога.

Правила:

1. Количество играющих от 4 до 8 человек.

2. Запрещено менять выбранного героя на протяжении всей игры, играть только на

высоте своего героя.

3. Проходить по лесу строго по условным знакам.

4. Бросая игровой кубик, дождаться его полной остановки, подсчитать точки на остановившейся стороне, количество шагов, пройденных по карте по условным знакам, должно

соответствовать количеству точек, выпавших на кубике.

5. За правильный ответ на вопрос педагога ребенок имеет право продвинуть своего

героя на два шага вперед, за неправильный – один шаг назад, за неправильное поведение по отношению к другим игрокам – по два шага назад после каждого замечания.

6. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца игры и правильно ответит на вопросы

педагога по теме.

Алгоритм проведения

1. Педагог разворачивает перед детьми карту игры, предлагает внимательно рассмотреть ее и проследить маршруты продвижения по игре.

2. В начале маршрута нарисовано дерево, символизирующее многоквартирный дом, на нем прикреплена кабина лифта, которая по нитям-канатам может двигаться вверх и вниз.

3. Педагог настраивает детей на игру, рассказывает им, что лес – это целый город, в котором живут самые разные живые существа, но живут не где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира. В гости к ним можно подняться на «лифте». Педагог знакомит детей с «кабинкой лифта», с помощью которого можно подняться на любую высоту и не только встретиться с обитателями леса, но и – с их помощью – совершить путешествие.

4. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

5. Поднимаясь на «лифте» вверх, дети выбирают одного из лесных жителей, живущего

на определенной высоте.

6. По очереди бросая кубик, дети продвигают выбранного жителя по карте леса. Когда

ребенок попадает в гости к тому или иному жителю леса, педагог задает заранее подготовленные вопросы по каждому живому существу.

Примерные вопросы о животных:

– Почему лягушек называют земноводными?

– Как ведет себя ежик в момент опасности?

– На каком ярусе можно встретиться с медведем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЦВЕТОК»ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с природой.ЗАДАЧИ:Формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям пон...

Мультимедийная дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром «Магазин инструментов для рисования»

Задачи: Учить детей группировать предметы по назначению, развивать любознательность. Содержание игры: Дети рассматривают демонстрируемый слайд и находят среди многих нужный предмет, называют...

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11990200","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]...

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и природой

Учить находить ответы на поставленные вопросы, заданные слова. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, жизни людей. Развить фантазию, находчивость. Развивать логическое мышление....

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром.

Дидактические игры способствуют всестороннему развитию детей....

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Кто, где живет?»

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Кто, где живет?»...