Главные вкладки

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные осенью»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Данный методический материал поможет вызвать у детей интерес к окружающему миру, сформирует реалистические представления о природе. Пополнит знания о диких животных средней полосы; научит находить необходимые им знания в книгах. Повысит познавательную активность, интерес к познанию нового.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dikie_zhivotnye.docx19.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные осенью»

    Задачи: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; учить находить необходимые им знания в книгах; объяснять, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых, представителей живой и неживой природы; развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового; развивать логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать умение строить высказывания типа рассуждений
    Демонстрационный материал: Игрушки (белка, заяц), иллюстрации с изображением волка, берлоги медведя, лисы, изображения животных без хвостов (заяц, белка, волк, лиса, медведь, лось).
    Раздаточный материал: иллюстрации с изображением леса поздней осенью, заснеженного поля, изображения (белки рыжей и серой, зайца серого и белого), изображения хвостов животных (белки, лисы, зайца, медведя, волка, лося).

    Ход занятия

    Организационный момент

    Педагог: - Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень)
    Педагог: - А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)
    Педагог: - Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.
    Если в лес пришёл гулять,
    Свежим воздухом дышать,
    Бегай, прыгай и играй,
    Только, чур, не забывай,
    Что в лесу нельзя шуметь,
    Даже очень громко петь.
    Испугаются зверушки,
    Убегут с лесной опушки.
    - Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу. 
    Динамическое упражнение
    По лосиному красиво                 Ходьба с высоким подъемом колена, скрес-
    Ходит лось в лесу густом.          тив руки над головой, пальцы раздвинуты.
    По мышиному пугливо              Бег на носочках.
    Семенит мышонок в дом.
    И по-заячьи зайчишка                Прыжки на двух ногах вправо-влево.
    Все спешит запутать след.
    По - медвежьи ходит мишка,             Ходьба на внешнем своде стопы.
    Косолап он с детских лет.
    По завалам, по оврагам
    Шел медведь хозяйским шагом:
    - Отвечайте, звери, мне – 
    Вы готовы ли к зиме?
    (В. Степанов)

    Основная часть

    Педагог: - Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу.
    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу.
    Кто это? (Белка)
    Педагог: - Правильно, белочка. (Показывает игрушку белочки)
    Белка: - Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)
    Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)
    Белка: - Почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)
    (Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)
    Педагог: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
    Педагог: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
    Белка: - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
    Белка: - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)
    Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
    Педагог: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)
    Педагог: - А как он называется? (Берлога)
    Педагог: - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
    Педагог: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
    Педагог: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
    - Ой, а это кто?
    Он зимой холодной
    Ходит злой, голодный. (Волк)
    Педагог: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)
    Педагог: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
    Педагог: - Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
    (Педагог показывает игрушку зайца).
    Заяц: - Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка? (Белая)
    Заяц: - А зачем мне зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)
    Заяц: - Правильно, на белом снегу меня очень трудно заметить. А еще я умею запутывать следы. А чем же я питаюсь зимой? (Корой деревьев)
    Заяц: - Да, я нахожу опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забираюсь к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь. Ой, что-то я заболтался тут с вами, слышу сюда лиса бежит. (Убегает)
    Педагог: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу.(Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).
    Педагог: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса. Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)
    Педагог: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.

    Итог занятия

    Педагог: - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)
    Педагог: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, медведя, волка, лису, зайца)
    Педагог: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)
    Педагог: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)
    Педагог: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Дикие животные»

    - Здравствуйте ребята! Послушайте внимательно мои загадки!Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)Пышный хвост торчит с верхушки,Что за ...

    Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"

    Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

    Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Обрывная аппликация «Осеннее дерево».

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Обрывная аппликация «Осеннее дерево»....

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Обрывная аппликация «Осеннее дерево»...