Из опыта работы по теме: «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ» (выступление с мастер-классом)
методическая разработка (подготовительная группа)

Потапушкина Галина Ивановна

Материал интересен воспитателям детских садов. Каждый ребенок- первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег  - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, ее явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти им на помощь. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.  Опыт работы в этом направлении и описан в данном материале.  А также представлен мастер-класс для педагогов "Что такое лужа?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_s_master-klassom.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме:
«Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

(выступление с мастер-классом)

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

К. Е. Тимирязев

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе я  отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.

       Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно - развивающей среды, поэтому  в каждой группе детского сада оборудованы уголки экспериментирования, которые постоянно пополняются материалом и оборудованием, в соответствии с возрастом детей и  количеством проведенных опытов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны силами родителей и педагогами детского сада. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка.

   В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

  1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
  2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
  3. Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
  4. Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе (если это являлось целью).
  5. Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды: дневник наблюдений,  коллекция, макет и т.д.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с:

опорой на непосредственный опыт ребенка,

на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности,

активного освоения мира.

Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности.

Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Проблема заключается в том, что  очень часто в учреждениях дошкольного образования детям преподносят  готовые истины, готовые выводы и обобщения.  И  вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать,  сравнивать, творить, получать какой-либо результат,  он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения  и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое обучение можно назвать,  пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении  объекта не участвует. Способом пассивного обучения у  ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.

Таким образом, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он принес  наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.

Ребенок дошкольного возраста сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, вовлеки меня и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.  Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый материал.

       Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и  повышается познавательная активность.

       В 1990 – е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте, наряду с игровой деятельностью, ведущим видом деятельности является экспериментирование.

        Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать этот окружающий мир, заложена генетически. Вот что наблюдал однажды весной Николай Николаевич Поддъяков.

       Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное - большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. От маленького камешка - немножко. От большого по воде расходятся широкие круги. А если в воду бросить большой ком почерневшего апрельского снега? Снежный ком начинает оседать - подтаивать. А вот старый пузырек из-под гуаши с остатками краски. Бросил в лужу – в воде появляется причудливый рисунок с красновато-бурыми полосками.

Что же делал этот малыш? Баловался? Отнюдь нет.

       По мнению Н. Н. Поддъякова, он занимался наисерьезнейшим делом - экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством - качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Подобную деятельность Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал ее показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное развитие детей.

Обобщение многолетнего опыта работы педагогов, анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать.

В качестве примера данного утверждения я хочу с вами  провести экспериментальное исследование «Откуда появилась лужа?»

Для этого мне нужны педагоги, которые выбрали себе зеленые шляпы. Пожалуйста, пройдите к столам.

Уважаемые педагоги! Все мы родом из детства. А в детстве все, наверное, особенно, после дождя любили бегать по лужам: и босиком, и в сапогах.  

Дети, бегая по лужам,

Ищут Жизни Глубину.
Пусть испачкан,
Пусть простужен.
Но зато им очень нужен
Смысл познанья САМОМУ

1.  Скажите, пожалуйста, что такое лужа? Педагоги отвечают.

Молодцы. ЛУЖА

  Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

  Или Пролитая на поверхность жидкость.

2. Перед вами на столе лежит белый лист бумаги и цветные карандаши.

Уважаемые педагоги, нарисуйте, пожалуйста, лужу, как вы себе ее представляете.  Рабочий лист № 1.

- Как вы думаете, какая у вас лужа глубокая или мелкая?

- Почему Вы так думаете? (спросить тех, у кого получились разные по цвету лужи)

Потому, что темная (глубокая), не очень сильно разукрасили (не глубокая).

- Какая в вашей  луже вода?

   а) тёплая – холодная. Почему?

 -  Как вы думаете, какая в вашей луже вода  чистая – грязная. Почему?

- А что будет, если кинуть в лужу  маленький камешек?

- А если большой? (От камушков по воде расходятся круги. От маленького камешка - немножко. От большого по воде расходятся широкие круги.)

 3.  Скажите, пожалуйста,  а  какие бывают лужи по форме?

А по размеру какие бывают лужи?

4.  Когда появляется лужа?

  • После дождя.
  • После поливальной машины.
  • После таяния снега.
  • После пролива жидкости.
  • От незакрытого крана.
  • Молодцы.

Рабочий лист № 2

Уважаемые  педагоги, у вас на столе лежит  лист с картинками.  Вам необходимо  дорисовать недостающий элемент (капли или  струи) от дождя, машины, лейки, крана, от  сосульки, от шланга с водой. Посмотрите внимательно и подумайте и приступайте к заданию.

Уважаемые педагоги, что вы нарисовали у машины? Что нарисовали у сосульки? Почему капают капли? А как вы думаете, капли капают быстро или медленно. Почему?

 (Потому что светит солнце, сосулька тает, капли  капают быстро. В пасмурную погоду медленнее). Молодцы.

Рабочий лист № 3

А теперь возьмите лист  с цветными картинками.  Посмотрите внимательно  и подумайте, где бывает лужа, а где нет. И там где не бывает лужи, зачеркните рисунок красным карандашом.

 Где бывает?                                                   Где не бывает?

 а) на асфальте                                             а) на песке

 б) на полу                                                    б) на снегу

 в) на столе                                                   в) на выпуклой поверхности

 г) на льду

Почему? Скажите, понравилось вам наше исследование? Вы мне сегодня тоже очень понравились.  

Уважаемые педагоги, данную исследовательскую деятельность можно проводить в двух вариантах: в помещении и  на улице. Сегодня мы рассмотрели вариант помещения. Длительность наблюдения за лужей может быть разной: от одного дня, недели и в течение месяца, если сырая погода.

Большое вам спасибо за участие в мастер-классе. Прошу вас сесть на свои места. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей, так или иначе,  связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

И в заключение хочется сказать словами В.А. Сухомлинского «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование целостной картины мира и развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Сообщение из опыта работы «Формирование целостной картины мира и развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»...

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»

Выступление из опыта работына тему:«Развитие речи детей через упражнениев правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»...

Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...