Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ
презентация на тему

Олюшина Наталия Михайловна

На конкурс "Учитель года Кировской области" номинация "Воспитатель года"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.95 МБ
Файл опыт работы27.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие любознательности детей посредством опытно – исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ. Олюшина Наталия Михайловна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Солнышко» г.Нолинска Кировской области»

Слайд 2

Умейте открыть перед ребенком что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказонное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё возвратиться к тому, что он узнал. Сухомлинский В.А.

Слайд 3

Актуальность ФГОС ДО прописывает требования к результатам освоения ООП ДО: на этапе завершения образовательной программы «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Слайд 4

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности , потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире; развитие представлений о свойствах веществ и предметов; развитие у детей познавательных способностей, мыслительных операций: социально-коммуникативное развитие; активизация работы по расширению кругозора детей через взаимодействие с семьёй.

Слайд 5

Организация развивающей среды: Лаборатория «Любознайка». Материалы и оборудование. Иллюстрации, фотографии. Картотека опытов. Энциклопедии. Аудиозаписи .

Слайд 6

Методы и приемы

Слайд 7

Принципы: доступности; целостности; активного обучения; результативности.

Слайд 8

Дидактические игры

Слайд 9

Волшебница Вода

Слайд 10

«Удивительные свойства воздуха»

Слайд 11

«Необычное в обычном»

Слайд 12

Игра – эксперимент «Делаем мыльные пузыри»

Слайд 13

Игры с природным материалом.

Слайд 14

Посадка семян астры и посадка лука

Слайд 15

НОД «Подарок для крокодила Гены»

Слайд 16

Знакомство с приготовлением соленого теста

Слайд 17

НОД «Куда плывет кораблик?»

Слайд 18

Родители – мои помощники.

Слайд 19

Результаты педагогического мониторинга Ребёнок способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Слайд 20

Результаты опроса родителей В чем проявляется исследовательская деятельность ребёнка? Продолжает ли ребёнок дома начатое в детском саду экспериментирование?

Слайд 21

Литература: В.А.Деркунская, А.А.Ошкина Игры – эксперименты с дошкольниками. – М., 2012. В.А.Деркунская Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. – М., 2005. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании дошкольное воспитание. - №12, 2005. Чехонина О. Экспериментирование, как основной вид поисковой деятельности./ Дошкольное воспитание №6 2007. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. –М.,2015. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М., 2008 Материалы интернет ресурсов. Все фотографии детей размещены с разрешения родителей (законных представителей) Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Солнышко»

г. Нолинска Кировской области»

«Развитие любознательности детей

посредством опытно-исследовательской деятельности

и экспериментирования в ДОУ»

опыт работы воспитателя

Олюшиной Наталии Михайловны

Данный материал представлен на социальном сайте работников образования  nsportal    

Интернет-адрес:

 http://nsportal.ru/olyushina-n-a

г.Нолинск

2017год

«Усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок слышит,

видит и делает сам»

                                      ( Р.Эмерсон).

Актуальность.

ФГОС ДО прописывает требования к результатам освоения ООП ДО: на этапе завершения образовательной программы «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Для достижения целевых ориентиров я начала работать с детьми с 1-й младшей группы.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Цель моей работы: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

расширение представлений детей об окружающем мире;

развитие представлений о свойствах веществ и предметов;

развитие элементарных математических представлений; 

развитие у детей познавательных способностей, мыслительных операций:

социально-коммуникативное развитие;

совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

активизация  работы по расширению кругозора детей через взаимодействие с семьёй.

Теоретическое обоснование опыта.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения.

Свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми  дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:

доступности, систематичности и последовательности, индивидуально-личностной ориентации воспитания, целостности, активного обучения, результативности.

Опыт работы.

В начале работы по детскому экспериментированию мною были обозначены ожидаемые результаты:

вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

обогатить развивающую предметно- пространственную  среду.

Первоначально свою работу по теме я начала в 2014 году.

На начальном этапе  своей работы  изучила и проанализировала  психолого-педагогическую литературу,  опыт работы педагогов  дошкольных учреждений, изучила мнение родителей через анкетирование. По результатам опроса родителей было проведено собрание по теме «Экспериментирование в семье».  Целью собрания было заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром, через экспериментальную деятельность с различными предметами. В дальнейшем  для родителей проводились  консультации на тему:  «Маленькими шагами в прекрасный мир», «Экспериментирование – путь познания окружающего мира».

Для достижения положительного результата  в  своей работе я сочетаю разные формы работы  с детьми: самостоятельная деятельность, специально организованная образовательная деятельность (НОД), совместная деятельность воспитателя с детьми, а также ребенка со сверстником, совместно детско-родительские мероприятия.

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по двум взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая  предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с эти мною создан центр экспериментирования, где имеются условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Чей звук», «Голоса предметов» и другие.

Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо – плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества: «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Опытно – экспериментальная деятельность переходит в продуктивную деятельность, продолжая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка). 

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности: «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?» А затем в совместной деятельности – закрепить полученные ранее представления. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», НОД: «Белоснежный комочек», «Почему растаяла снегурочка», «Птички хотят пить», «Забавная клякса», совместно детско-родительское мероприятие «Расскажем зайке о воде», «Загадки капельки воды».

    В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. (Разработка проблемных ситуаций).

Результативность.

В результате использования разнообразных методов и приемов я наблюдаю динамику в формировании навыков опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Промежуточные результаты педагогического мониторинга по освоению детьми основной образовательной программы МКДОУ детский сад №1:

показатель: «Ребёнок способен устанавливать простейшие связи между предметами, делать простейшие обобщения»

результаты педагогического наблюдения

сентябрь 2015

май 2016

нет

40%

10%

с помощью взрослого

60%

50%

самостоятельно

0%

40%

Родители замечают любознательность и интерес детей к экспериментальной деятельности.

Результат анкетирования родителей:

«В чем проявляется исследовательская деятельность детей?»

ответы

май 2016

январь 2017

любит узнавать новое из разных источников

60%

43%

пробует создавать новое из обычных вещей

40%

57%

«Продолжает ли ребёнок начатое в детском саду экспериментирование дома?»

ответы

май 2016

январь 2017

да

40%

100%

нет

60%

0%

   

Перспективы работы.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию, познавательной мотивации, любознательности, творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми планирую в будущем  расширить темой «Человек», активизировать экспериментальную деятельность детей через проектную деятельность.

Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
2.  Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

3.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

4. В.А.Деркунская, А.А.Ошкина. Игры – эксперименты с дошкольниками. – М., 2012.

5. В.А.Деркунская. Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. – М., 2005.

6. Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год.

7.Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009.

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании дошкольное воспитание. - №12, 2005.

9. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"

В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...

«Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ....

Развитие любознательности детей посредством экспериментальной деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12048466","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","width":"186"}}]]...

«Формирование целостной картины мира и развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

Сообщение из опыта работы «Формирование целостной картины мира и развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»...

Из опыта работы по теме: «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ» (выступление с мастер-классом)

Материал интересен воспитателям детских садов. Каждый ребенок- первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег  - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает во...