Рабочая программа кружка "Ладушки- ладошки"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Дьяконова Елена Валентиновна

Рабочая программа кружка "Ладушки- ладошки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._kruzhka-ladushki-ladoshki-.docx233.53 КБ

Предварительный просмотр:

         «Детский сад «Лучик»- филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

.

                Рабочая  программа

                 кружка                         

 «Ладушки-

            ладошки»

     (вторая  группа раннего возраста)

C:\Users\packard bell\Desktop\картинки (2)\Картинки ИЗО\look.com.ua-25570.jpg

                       

                                                                     

                                                               

                                                                       Воспитатель: Дьяконова Е.В.

                             Пояснительная записка.

     Данная Программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
    Занятия по данной Программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

 

        Цель.

    Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, гармоничное развитие детей.

Задачи:
- формировать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- развивать способность координировать работу рук со зрительным восприятием;
- развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. 

Организация кружка

     Рабочая программа «Ладушки-  ладошки» предназначена для детей раннего дошкольного возраста (2- 3 года).

     Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – один раз в неделю продолжительностью 10 минут ( СанПиН 2.4.1.2660-10).

       Срок реализации программы:

         Сентябрь 2019г.- май 2020г.

Необходимые материалы и оборудование

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)

- бумага, карандаши, пальчиковые краски;

- настольный театр;

- наборов счетных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- массажных мячей;

- прищепок бельевых разных цветов;

- трафаретов по лексическим темам;

- различные виды мозаики, конструкторов;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.

- использование пластилина

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами).  
  • Рисование,  лепка.
  • Раскрашивание рисунка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом.
  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
  • Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

Планируемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). ,

Описание планируемых результатов

К концу курса дети должны овладеть:

  • приемы самомассажа рук;
  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • выполнять шнуровку.
  • способность синхронно выполнять движения обеими руками.

Критерии оценки

  1. Умение разминать пальцами и ладошками пластилин .
  2. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
  3. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
  4. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  5. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь –ребро.

Перспективный план работы кружка.

неделя

           тема

                      задачи

                                      Сентябрь

4 неделя

 «Этот пальчик…»

Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность пальцев рук.

(Предложить малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

«Этот пальчик — дедушка,

этот пальчик — бабушка,

этот пальчик — матушка,

этот пальчик — батюшка,

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.»)

                                        Октябрь

1 неделя

«Дровишки»

(массаж пальчиков карандашами)

Игра «Подарок для мышей и мышат» (сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Развивать мелкую моторику пальцев.

( Прокатывание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.)

Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

2 неделя

 Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику по мелкой соли)

 «Ёжики» (массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками)

Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Активизировать тактильное восприятие.

3 неделя

 «Зайчики» (пальчиковая гимнастика)

«Кошки – мышки»

(пальчиковая игра)

Развивать координацию движения пальцев рук.

Развивать общую координацию, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4 неделя

«Чудесный мешочек»

(овощи)

Развить тактильные ощущения ребенка.

                                          Ноябрь

1 неделя

«Ёжики» (самомассаж кистей и пальцев рук зубной щеткой)

 «Прогулка»  (рисование следов пальчиковыми красками)

Активизировать тактильное восприятие.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, различать следы больших и маленьких животных.

2 неделя

«Бусы» (самомассаж)

«Снегопад в лесу»

 (на трафарете зеленой елки расположить «снег» из мятой бумаги)

Активизировать тактильное восприятие.

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги и скатывать их в маленькие шарики.

3 неделя

«Пирог» (пальчиковая игра)

«Согреем мишку»

Учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, потом засыпать Мишке «в берлогу».

4 неделя

«Пальчики ложатся спать…»

(Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик — прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

(выпрямить все пальцы)

Нам гулять идти пора!)

Учить ритмично сжимать и разжимать пальцы рук, воспроизводить движения в соответствии с текстом.

                                        Декабрь

1 неделя

Игра «Лодочка»

(И.П.: обе ладошки поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

- Маленькая лодочка По реке плывет,

На прогулку лодочка Малышей везет.)

 

Развивать моторику кисти рук.

2 неделя

«Мой веселый мяч – прыгун»  (самомассаж кистей рук мячиком- ежиком)

Игра «Чудесный мешочек»

Активизировать тактильное восприятие.

Развивать навыки исследования, тактильные ощущения ребенка.

3 неделя

Игра «Пересыпь в тарелочку»

(Описание игры: посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 2 чашки. В одну из них насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одной тарелки в другую. Покажите малышу, как набирать крупу. Когда ее останется мало, подскажите, что чашку нужно наклонить.)

Развить мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребенка.

4 неделя

«Солнышко»

(- Утро красное пришло,

Солнце ясное взошло.

Стали лучики светить,

Малых деток веселить

(пальчики разгибаются по одному).

-Прилетели тучки,

Спрятались лучики

(пальчики прячутся в кулачок).)

Учить ритмично сжимать и разжимать пальцы рук, воспроизводить движения в соответствии с текстом.

                                          Январь

2 неделя

«Новогодняя елка»

Учить детей лепить круглые предметы, скатывая шарики круговыми движениями ладоней.

3 неделя

Игра «Чудо – прищепки»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

«Идет снег»

Учить детей делать аппликацию с использованием манной крупы.

                                         Февраль

1 неделя

«Ежик и ежата»

(погружение спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентировку.

2 неделя

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Продолжать развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3 неделя

Игра «Все по порядку»

(Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух разных цветов.

Описание игры: посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рассортировать бусинки по цветам в разные тарелки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки: по одной, беря тремя пальцами.)

Развивать мышление, мелкую моторику рук и цветовое восприятие ребенка.

4 неделя

Игра: «Какая игрушка спряталась?» («Чудесный мешочек»)

Развивать исследовательские действия путем определения предмета на ощупь.

                                            Март

1 неделя

«Бусы для мамы»

Совершенствовать умение лепить круглые предметы, скатывая шарики круговыми движениями ладоней.

2 неделя

«Зайчик и барабан»

(И.п.: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой пальчик стучит поочередно по безымянному и мизинцу.

- Дали зайцу барабан,

Он ударил: там-там-там!)

Продолжать развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3 неделя

«Веселые прищепки»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

«Весёлый кактус».

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентировку.

                                           Апрель

1 неделя

«Солнце светит ярко, ярко»

( выкладывание лучиков из счетных палочек вокруг желтого кружочка)

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентировку.

2 неделя

«Гусеница на листочке»

Совершенствовать умение лепить круглые предметы, развить тактильные ощущения ребенка, воображение.

3 неделя

Игра «Подбери крышечку»

Продолжать развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

4 неделя

                                             Май

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель.

1.неделя

1. «На окне расцвёл цветок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3.неделя

1. Пальчиковая игра «игрушки»

Цель: Развивать соотношения движения рук.

2. Пальчиковая игра «Кто приехал»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. Игра «Крышка»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

Оборудование: Баночки с крышками разного размера.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки к каждой баночке. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получается, обязательно помогайте ему.

2. Игра «Пластилин»

Цель: Развить мелкую моторику рук, воображение и мышление ребенка.

Оборудование: Пластилин.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Разложите перед ним пластилин. Покажите, как из пластилина можно вылепить различные фигуры. Начните с изготовления колобков и блинчиков, а после этого — животных и человечков.

Май

1.неделя

1. «Рыбки для Карлсона».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пористым пластилином и гофрированной бумагой, развитие прослеживающей функции глаза, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

2. «Солнышки - малышки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с ножницами, с сыпучим и мелким материалом (бисером, Закрепление приёма завязывания нити на узел, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

1. «Весёлые божьи коровки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения

2 Пальчиковая игра «Топ-топ»

Цель: развивать мелкую моторику рук

3.неделя

1. Пальчиковая игра «кто больше соберет шишек»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.«Забавная гусеница».

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.

4.неделя

1. выставки детских работ в детском саду;

2. проведение открытого мероприятия для родителей

3. дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). 

3.3 Список литературы

1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия   по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. Шанина С.А.,  Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления  ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

4.. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет

Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"...

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018...

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019...

Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)

Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)...

Рабочая программа "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год

Рабочая программа в средней группе  "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год...