ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Удивительный мир песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Салимгареева Рита Равилевна

Детское экспериментирование - один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе на тему:

"Удивительный мир песка"

        

Подготовила и провела

воспитатель МАДОУ

Детский сад № 6 «Солнышко»

 г. Дюртюли

Салимгареева Рита Равилевна

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

 Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  • О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительный мир песка"

Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию .
  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
  2. Наблюдения за объектом
  3. Просмотр иллюстраций
  4. Беседа с элементами дискуссии
  5. Познавательный рассказ воспитателя
  6. Художественное слово.
  7. Проведение опыта, эксперимента.

Материалы и оборудование: на каждого ребенка - сухой чистый песок, сырой песок; вода чистая в бутылке; трубочки; лупа; воронки;  пластиковые ложечки; пластиковые тарелочки двух цветов; по два стакана на каждого ребенка; клей карандаш; цветной песок; картон; по две салфетки на каждого ребенка; трафареты; мультимедийное оборудование; презентация «Для чего нужен песок»; картинки волна, солнце; стол для рисования песком; линейка; картинки «Виды песка»

Словарная работа: исследователи, песчинки

Ход ООД:

-Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся. А теперь все внимание только на меня. Встаньте, пожалуйста передо мной полукругом.

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора:

Но не счетом и не чтением

Ждет нас опыт и игра!

- Мы все  исследователи и ученые

- Кто такие исследователи?

- Мы будем проводить опыты и эксперименты. А с чем мы будем экспериментировать вам нужно угадать.

- У меня есть волшебный мешочек, что там спрятано вам нужно потрогать и догадаться. (Песок )

- Как вы думаете зачем нам нужно знать все о песке? (чтобы пользоваться свойствами песка)

- Предлагаю вам посмотреть сюжет «Для чего нужен песок». (просмотр презентации о песке, на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется, что из него можно сделать)

1. Песок в природе есть в пустынях

2. Добывают песок в песочных карьерах

3. Песка много бывает обычно у воды.

4. Песок применяется при строительстве в растворе. В Дюртюлинском районе  есть Балтачевский кирпичный завод, там тоже используют песок когда делают кирпичи.

5. Песок используют при изготовлении стекла.

6. С песком любят играть дети на песочнице.

7.  Проводятся конкурсы песочных построек.

8. Песок используется для очистки воды в фильтрах.

9. Песок используется в медицине.

10. Песок используют при тушении пожаров.

11. Песком посыпают зимой дороги когда гололед, чтобы не скользило.

А теперь я вас приглашаю в нашу песочную лабораторию, но прежде чем отправиться в лабораторию давайте вспомним правила работы  с песком, какие вы знаете?

  1. Не тереть грязными руками глаза.
  2. Не брать песок и грязные пальцы в рот.
  3. Нельзя кидать в лицо.
  4. Аккуратно работать с песком.
  5. Всегда мыть руки после игры.
  6. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
  7. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
  8. При необходимости пользуйся салфеткой.
  9. Засучите рукава.

Посмотрите на свои столы. У вас на столах оборудования. Перед вами материал в тарелочках, два стаканчика, ложка, трубочка, бутылка с водой, лупа, форма, салфетки.

- Все это пригодится вам в работе.

- Своей рукой прикоснитесь к песочку который лежит в синей тарелочке.

- Скажите пожалуйста какой это песок. (песок сухой)

- У меня есть такая карточка, где нарисовано  солнышко, который будет обозначать сухой песок. ( Ставит картинку на доску)

- Положите ладошку на песок в синей тарелочке. Какой он?

- У меня есть карточка на которой нарисована капелька, который показывает о том, что мы будем говорить о сыром песке.

- Посмотрите через лупу на сухой и на сырой песок. ( Дети наблюдают)

- Из чего состоит песок? ( Из маленьких камушков, песчинок)

- Сухой и сырой песок отличаются друг от друга по цвету?

- Какого цвета сухой песок? (Светлого)

- какого цвета сырой песок? (Темного)

- Сухой песок светлый поэтому, у меня клякса будет светлого цвета. А сырой песок темный поэтому клякса будут темного цвета.

- Теперь слушаем внимательно дальше.

- Возьмем стакан и воронку. Возьмите одну ложку сухого песка и положите в воронку и посмотрите, что произошло с сухим песком? (Когда я сыплю сухой песок через воронку он легко сыплется потому что он сухой и сыпучий).

- Он легко прошел через воронку? (Да).

(При необходимости показать еще раз опыт)

- Какой песок? (Сыпучий)

- Переставьте воронку в другой стакан и положите одну ложку сырого песка, что произойдет?

- Посмотрите сырой песок легко проходит через воронку?

- Если сухой песок сыпучий, то сырой песок какой? (Не сыпучий)

- Остатки сырого песка в воронке положите обратно в тарелку, а воронку уберите на поднос.

- Какие вы молодцы. Вы узнали еще одно свойство песка. Сухой песок у нас сыпучий (карточка), сырой – не сыпучий (карточка).

- Пожалуйста, теперь возьмите бутылочку с водой и налейте в стаканы чтобы было в обеих стаканах одинаковое количество воды, и помешайте ложечкой.

- Итак, ученые к какому выводу вы пришли?

- Посмотрите на стакан с сухим песком и сырым песком на донышке.

- И сухой и сырой песок не растворяются в воде. И у нас будет вот такой знак. (прикрепляется к доске карточка).

- Следующий эксперимент. Предлагаю вам ребята определить имеет ли форму сухой и сырой песок с помощью фигурки.

- Приложите форму к сухому песку и уберите.

- Теперь приложите форму к сырому песку и уберите.

- В каком песке форма сохранилась в сыром или в сухом?

- Значит сухой песок имеет форму? (нет). А сырой песок? (Да)

Молодцы вы определили еще одно свойство  песка. Сухой песок не имеет форму (Карточка). Сырой песок имеет форму (карточка). Вытрите пожалуйста руки, грязные салфетки уберите на белую тарелочку.

- Уважаемые ученые вы много экспериментировали. Я вам предлагаю отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА
Поздоровайтесь с нашим песочком,  (РУКИ ЗДОРОВАЮТСЯ)

Пройдите по ямкам по кочкам,        (прыгают по кругу)

Попрыгайте и закопайтесь,               (подпрыгнули и сели)

Песчинки встряхните, расслабьтесь. (встали, отряхивают руки)

Оставьте следы кулачков                   (кулачки постукивают друг друга)

И маленьких пальцев скачков.          (ходьба пальчиков)

Сгребите его и сожмите,                      (стоя сгребают и сжимают кулачки)

Возьмите в ладошки и отпустите.              (Соединяют ладони и разъединяют как                                                                 будто песок сыпется)

Спасибо, милый наш песок,                    (руки здороваются)

Ты нам поиграть  помог.

А теперь идем за столики и продолжаем наши эксперименты.

- Пожалуйста, возьмите трубочку и тихонечко подуйте на сухой песок, и на сырой песок. Какие можно сделать выводы?

- Когда вы дуете на сухой песок, что с ним происходит?

- Значит сухой песок какой?

Что можете сказать о сыром песке? Значит сырой песок какой?

(Если дети затрудняются ответить на этот вопрос ВАРИАНТ №2

- Вот какой оказался тяжелый для вас вопрос. Сейчас я вам покажу другой опыт. Может вы догадаетесь об этом свойстве песка. В этом нам помогут весы).

- Мы узнали, что сухой песок легкий, а сырой песок тяжелый. А чтобы доказать это нам помогут весы.

- Посмотрите, я ложу в одну тарелочку одну ложку сухого песка, а в другую тарелочку одну ложку  сырого песка. Что вы видите? (Сухой песок легче, сырой песок тяжелее)

- С помощью весов мы узнали еще одно свойство песка. Что сухой песок легкий (карточка), а сырой песок тяжелый (выкладывается карточка) вытрите руки салфетками.

- Мы с вами проделали много опытов теперь я предлагаю вам рассказать о свойствах сухого и сырого  песка. (Два ребенка рассказывают)

Сухой песок светлый                                      сырой песок темного цвета

Сухой песок сыпучий                                     сырой песок не сыпучий

Сухой песок не растворяется в воде                 сырой песок не растворяется в воде

Сухой песок не имеет форму                         сырой песок имеет форму

Сухой песок не имеет запаха                         сырой песок имеет запах

Сухой песок легкий.                                       сырой песок тяжелый.

- Песок ребята в основном собирается на берегу рек и морей. А рядом с нашим городом протекает река? Как она называется? (Агидель). На берегу реки Агидель есть песок? Какого он цвета? ( светлый, коричневый, серый)

- А как вы думаете бывает ли песок другого цвета? Посмотрите пожалуйста на мольберт. Я вам покажу каких разных цветов бывает песок.

Работа с мольбертом.

- Ребята, песком можно и рисовать. У меня есть волшебный ящик. В нем можно рисовать. Сейчас мы поиграем в игру: «Угадай что нарисовано». Мы разделимся на команды. Первыми рисуют команда зеленых. Другая команда занимает кружочки и поворачиваются к окну. (Меняются местами) Вытираем руки

- Сейчас мы превратимся в волшебников и нарисуем песочные картины. Для этого берем трафарет прикладываем его на бумагу. Нужно намазать  внутри клеем и сверху сыпем песок, убираем трафарет, лишний песок стряхиваем на корзинку и картина готова.

Итог:

- Что мы сегодня исследовали (песок).

- О каком свойстве песка вы узнали впервые?

- Что нам помогло узнать о свойствах песка?

- Для чего нам нужно знать о свойствах песка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование)  в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование)  в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»...

Конспект интерактивной игры для детей подготовительной к школе группы по теме: «Удивительное Поморье"

Интерактивная игра в увлекательной форме помогает детям обощить свои знания о родном крае....

ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе на тему «Удивительные муравьишки»

ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе на тему «Удивительные муравьишки»...

Методическая разработка Педагогический проект в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительный мир космоса»

Педагогический проект в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительный мир космоса»«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала ...

Образовательный проект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительная вода»

ull;Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...