Технология экологиче-ского воспитания С .Н. Николаева.
учебно-методическое пособие по окружающему миру

Птицына Екатерина Михайловна

 

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

 с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

  В. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_ekologicheskogo_vospitaniya.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

 с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

  В. Сухомлинский

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

        В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.                                                                            

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.          

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.

     Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.

     Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

     Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

        Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

         «Знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения», - выдержка из книги О.А. Соломенниковой.

 Цель:

Воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Этапы технологии:

1 этап: использование природного окружения - растений и животных зеленой зоны детского сада и участков;

2 этап: продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений через использование разных видов практической деятельности: организованной образовательной деятельности детей, наблюдениях в природе, экспериментах, опытах, труде в природе, играх с природным материалом, чтении художественной литературы о природе.

3 этап: привлечение родителей к изготовлению поделок из природного материала, организация выставок; 4 этап: самостоятельное взаимодействие с объектами природы, поиск сведений, выход на проектную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
  • осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
  • на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам.

В технологии использованы различные методы организации детской деятельности:

- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов);

- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);

- практических (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе). 

Дидактические материалы.

Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.

 

Оборудование. Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.), полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, лейки, термометры, банки и т.д.  

Результат технологии: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

Технология разработана на основе методических пособий:

 З.Ф.Аксёнова «Войди в природу другом» изд. Москва 2008г.

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»

Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»

О.А.Соломенникова ««Ознакомление с природой в детском саду»

С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Видео фильмы «12 месяцев»

   

                                                                 

Перспективное планирование средняя группа

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

картотека

Опыты

картотека

Используемая методика

1 неделя

«Что нам осень

принесла?»

Цикл наблюдений за берёзой

«Что лишнее»

«Узнаем какая вода»

О.А. Соломенникова. стр28,

В.М. Корнилова стр 14-25

2 неделя

Экскурсия на огород

(овощи).

«Ветер- это хорошо или плохо»

«Вершки и корешки»

«Что в пакете?»

Экскурсия,

В.М. Корнилова стр21

3 неделя

«К ребятам приходит Айболит»

Листопад

«Когда это бывает?»

«Игры с соломинкой»

С.Н. Николаева стр15, В.М.Корнилова стр22.

4 неделя

Диагностика

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры картотека

Опыты картотека

Используемая методика

1 неделя

«Беседа о насекомых»

Цикл наблюдений за насекомыми и птицами.

«Насекомые»

«Волшебная кисточка»

О.А. Воронкевич. Стр 100

В.М.Корнилова стр24-25

2 неделя

«Как узнать растение»

«Деревья нашего участка»

«Узнай чей лист»

«Лёгкий- тяжёлый»

О.А.Воронкевич стр118, В.М.Корнилова стр26,32, 34,35.

3 неделя

«Рассматривание и сравнение птиц»

Знакомство с синичкой, голубем, вороной и воробьём.

«Узнай птицу по силуэту»

«Что звучит?»

О.А. Воронкевич стр114, В.М.Корнилова стр27-31

4 неделя

«У медведя во бору грибы , ягоды , я рву»

«Листопад»

«Узнай, что где растет»

«Пузырьки- спасатели»

О.А.Соломенникова. стр 30,

В.М.Корнилова стр 32.

                                                                               НОЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры картотека

Опыты картотека

Используемая методика

1 неделя

«Что растет в лесу»

«Дождь идёт»

«Съедобное – несъдобное»

«Волшебный круг»

С.Н.Николаева. стр25,

В.М. Корнилова стр37

2 неделя

«Беседа о домашних животных»

«Первый снег»

 «Найди пару»    

«Мы фокусники»

О.А.Соломенникова. стр38

В.М. Корнилова стр46

3 неделя

«Скоро зима»

«Деревья осенью»

«Какое время года»

«Угадай-ка»

(1 вариант)

О.А.Соломенникова. стр 41, В.М. Корнилова стр38,41,43,47

4 неделя

«Сравнение комнатных растений»

Рассматривание комнатных растений

«Цветы»

«Угадай-ка»

(2 ой вариант)

О.А.Воронкевич стр101, В.М.Корнилова стр39

                                                                            ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры картотека

Опыты картотека

Используемая методика

1 неделя

« Кто живет в лесу»

«Рассматривание птиц»

«С какой ветки детки?

«Где быстрее?»

С.Н. Николаева стр28,

В.М.Корнилова стр38-43

2 неделя

«Как зимуют дикие звери»

«Снежинка»

«Природа и человек»

«Как согреть руки?»

О.А. Воронкевич стр106,

В.М.Корнилова стр56

3 неделя

«Как живут растения зимой»

«Как рождаются снежинки»

«Отгадай, что за растение»

«Стекло, его качества и свойства»

О.А.Воронкевич стр112, В.М Корнилова стр48

4 неделя

«Почему болят зубы»

«Почему зимой идёт снег?»

«Придумай сам»

«Металл, его качества и свойства»

О.Ф.Горбатенко стр49

В.М. Корнилова стр49

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры картотека

Опыты картотека

Используемая методика

1 неделя

«Почему растаяла Снегурочка?»

«Зимняя ель»

«Закончи предложение»

«Резина, её качества и свойства»

О.А.Соломенникова стр45,

В.М.Корнилова стр57-59

2 неделя

«Как узнать ель»

«С кем дружит ель?»

«Это правда или нет?»

Пластмасса, её качества и свойства»

С.Н.Николаева стр41,

В.М.Корнилова стр62-63

3 неделя

«Стайка снегирей на ветках рябины»

«Птицы зимой»

«Воздух, земля, вода»

«Откуда берётся голос?»

О.А.Соломенникова стр 48,

В.М.Корнилова стр 69

4 неделя

«В гости к деду Природоведу»

«Облака»

«Что из чего сделано?»

Почему всё звучит?»

О.А.Соломенникова стр 50,

В.М.Корнилова стр67.

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры картотека

Опыты картотека

Используемая методика

1 неделя

«Прогулка в зимний лес»

«Какой бывает снег?»

«Где, что зреет»

«Волшебная рукавичка»

О.А. Воронкевич стр116, В.М.Корнилова стр60,64

2 неделя

«Рассматривание кролика»

«Время года- зима»

«Звери, птицы, рыбы»

Взаимодействия воды и снега»

О.А.Соломенникова стр53, В.М.Корнилова стр73

3 неделя

«Посадка лука»

«Сравнение деревьев и кустарников»

«Ходят капельки по кругу»

«Как согреть руки»

О.А.Соломенникова стр54

В.М.Корнилова стр72

4 неделя

«Путешествие в деревню к бабушке»

«Как птицы ведут себя зимой?»

«Кто, где живёт?»

«Воздух – невидимка»

О.Ф.Горбатенко стр60

В.М.Корнилова стр72

МАРТ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры картотека

Опыты картотека

Используемая методика

1 неделя

«Починка деревянных предметов»

«Знакомство с сосной»

«Живое – неживое»

«Вода может литься, а может брызгаться»

С.Н.Николаева стр80,

В.М.Корнилова стр77-79

2 неделя

«Мир комнатных растений»

«Сосулька»

 

«Что лишнее»

«Рвём бумагу»

О.А.Соломенникова стр57, В.М. Корнилова стр86

3 неделя

В гости к хозяйке луга »

«Солнце»

«Цепочка»

«Способность отражать предметы»

О.А.Соломенникова стр59, В.М.Корнилова стр83

4 неделя

«Жизнь диких зверей весной»

«Как дикие животные готовятся к весне?»

« Мы пойдем»

«Прозрачность воды»

О.А.Воронкевич стр122

Презентация: «Дикие животные готовятся к весне»

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры картотека

Опыты картотека

Используемая методика

1 неделя

«Где обедал воробей»

«Пернатые друзья»

«Расскажи без слов»

«Вода жидкая, может пролиться»

С.Н.Николаева стр73,

В.М.Корнилова стр81-87

2 неделя

Экологическая тропа весной

«Какое время года

наступило?»

 

«Какое время года?»

«Вода может литься, а может брызгать.»

О.А.Соломенникова стр66

В.М. Корнилова стр87

3 неделя

«Весна в лесу»

«Сравнение зимы и весны»

«Как растут деревья»

«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.»

С.Н.Николаева стр87

В.М.Корнилова стр89

4 неделя

«Птицы»

«Трава»

«Природа и человек»

«Какая лужа высохнет быстрее?»

О.А. Воронкевич стр125

В.М. Корнилова стр90

МАЙ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры картотека

Опыты картотека

Используемая методика

1 неделя

«Беседа о домашних животных»

«Дождь»

«Придумай сам – I вариант»

«Сухой песок может сыпаться»

О.А.Воронкевич стр119

В.М.Корнилова стр95

2 неделя

«Птицы»

«Птицы»

«Придумай сам –II вариант»

«Мокрый песок принимает любую форму»

О.А.Воронкевич

Стр125

В.М.Корнилова стр97-98

3 неделя

«Растение»

«Цветы» «Одуванчик» (3,стр.101,102

«Да или нет»

Как проткнуть шарик без вреда для него?

О.А.Воронкевич

стр105

В.М.Корнилова стр 101-102.

4 неделя

 Диагностика

Перспективное планирование старшая группа

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдения

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

 «Во саду ли, в огороде»

«Что цветет в сентябре на нашем участке?»

«Где что зреет»

«С какой стороны листа в растение проникает воздух»

О.А.Соломенникова стр36

Т.Н.Зенина стр3

З.Ф.Аксенова стр51

2 неделя

«Экологическая тропа»

«Какие они цветущие растения, их строение»

«Хочу- не хочу»

«Почему черви во время дождя выходят на поверхность земли?»

О.А.Соломенникова стр38

Т.Н.Зенина стр5

З.Ф.Аксёнова стр51

3 неделя

« Лес – многоэтажный дом»

«Собираем семена цветущих растений»

«Хорошо- плохо»

«Почему верблюды в пустыне неделями обходятся без воды?»  

О.Ф.Горбатенко стр75

Т.Н.Зенина стр6

З.Ф.Аксенова стр51

4 неделя

Диагностика

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Водоем и его обитатели»

«Знакомство детей с аквариумом»

 «Съедобное – несъедобное», «Ботаническое лото»

  «Как определить возраст рыб»

О.Ф.Горбатенко стр76

Т.Н.Зенина стр14

З.Ф.Аксенова стр53

2 неделя

«Рассматривание злаковых растений»

«Нужно ли собирать семена растений»

 «Вершки-корешки»

 «Разрезные картинки».

Испарение воды

О.А.Воронкевич стр202

Т.Н.Зенина стр8

3 неделя

 «Берегите животных»

«Здравствуй – я хомяк»

«Узнай по описанию»

«Проращивание семян при наличии влаги и без неё.»

О.А. Соломенникова стр41

Т.Н.Зенина стр21

4 неделя

 «Прогулка по лесу»

«Растим нашу елочку»

 «Узнай по описанию»

«Почему растения тянутся к свету?»

О.А.Соломенникова стр42

Т.Н.Зенина стр28

З.Ф.Аксенова стр53

НОЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

 «Осенины»

«Сравнение елки с сосной»

«На чём привезли?»

 «Почему звёзды светят постоянно»

О.А.Соломенникова стр 45

Т.Н.Зенина стр31

З.Ф.Аксенова стр55

2 неделя

 «Пернатые друзья»

«Кто прилетел к нам на участок»

«Назови меня»

«Почему кошка языком чистит себе шёрстку?»

О.А.Соломенникова стр 49

З.Ф.Аксёнова стр54

Т.Н.Зенина стр44

3 неделя

 «Насекомые осенью»

«Какая она и где ее можно найти»

«Кто лишний?»

«Кто где живёт?»

«Перелётные- зимующие»

«Вершки- корешки»

 «Свойства воздуха»

О.Ф.Горбатенко стр77.

Т.Н.Зенина стр74

4 неделя

 «Покормим птиц»

 «Какие они птицы, что у них есть».

 «Чей силуэт?»

«Защитные свойства снега»

О.А.Соломенникова стр53

Т.Н.Зенина стр46

ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

 «Как животные помогают человеку»

«Какая вода льется из крана»

«Чудесный мешочек»

«Лото»

 Испарение воды. Образование пара.

О.А.Соломенникова стр55

Т.Н.Зенина стр35

2 неделя

  «Знакомство с волком»

«Сравнение собаки и волка»

«Лото»

 Снегопад (измерение глубины сугробов).

О.А. Воронкевич стр214

3 неделя

«Беседа о снеге»

«Красота снежинок»

« Хорошо- плохо»

Изготовление  цветных льдинок

О.А.Воронкевич стр218

Т.Н. Зенина стр41

4 неделя

«Знаток природы»

«Ежедневный осмотр участка: наблюдение за небом, солнцем, луной, звёздами, движением солнца»

 «Два Мороза»

Мыльные пузыри на морозе.

О.А.Воронкевич стр220

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

 «Зимние явления в природе»

«Следы на снегу»

«Найди хозяина» (кому какие следы принадлежат)

«Как работает термометр?»

О.А.Соломенникова стр 57

З.Ф.Аксёнова стр59

Т.Н.Зенина стр42

2 неделя

«Экологическая тропа в здании детского сада»

«Птицы» (отгадать по форме клюва, чем питается птица)

 «Что напутал художник»

Измерение глубины снежного покрова в разных местах.

О.А.Соломенникова стр59

3 неделя

«Растение , как живое существо»

«Зимние узоры на окне»

«Экологические цепочки»

«Зимний огород на окне.»

О.А.Воронкевич стр224

Т.Н.Зенина стр43

З.Ф.Аксёнова стр120

4 неделя

«Для чего нужен человеку нос»

«За погодой»

«Чей дом?»

«Поиск воздуха»

О.А.Воронкевич стр 226

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Зимние явления в неживой природе»

Ежедневный осмотр участка: небо, солнце, луна, звёзды; сила ветра (по флюгеру, направлению дыма,  движению веток на деревьях)

«Экологические цепочки»

«Где чей дом?»

«Почему замёрзшая вода двигает камни.»

Л.Г.Горького стр87

З.Ф.Аксёнова стр60

2 неделя

«Зимушка – зима»

Вьюга, метель (февраль- «бокогрей», «вьюговой», «Лютень»). Оттепель-появление твёрдой ледяной корки- наста, обнаружение наста , обнаружение разницы в плотности снега.)

«Чьи следы?»

 «Кто лишний?».

«Как растение может обеспечивать себя питанием?»

Л.Г.Горькова стр91

З.Ф.Аксёнова стр61

3 неделя

«Знакомство с животными  жарких и холодных стран»

Узнавание следов человека (взрослого и ребёнка), следов птиц и зверей, домашних животных, следов от санок и лыж, машин.

«Зоологическое лото»

«Как выращивать грибок «Хлебная плесень»

О.А.Воронкевич стр228

З.Ф.Аксёнова стр61

4 неделя

«Мир комнатных растений»

«Сосульки, проталины, ручьи»

«Экологические цепочки»

«Какую роль играет воздух?»

О.А.Соломенникова стр66

З.Ф. Аксёнова стр63

МАРТ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1неделя

 «Водные ресурсы Земли»

«Появление перелётных птицы».

 «Я знаю 5 названий цветов (рыб, птиц, животных)

«Умная галка»

О.А.Соломенникова стр69

2 неделя

«Посев семян помидоров для рассады»

«За работой взрослых»

«Путаница»

«Что есть в почве»

Л.Г. Горькова стр95

3 неделя

«Дикие и домашние животные»

Ежедневный осмотр участка: длительность дня; изменение снега (рыхлый, тёмный, ноздреватый, грязный, зернистый); скорость таяния снега на дорожках и асфальте (зависимость от температуры воздуха и освещённости)

«Узнай, кто это?»

«Солнечные зайчика»

Л.Г Горькова стр97

4 неделя

«Леса и луга нашей Родины»

«Распускание почек. Цветение берёзы, ольхи, орешника, вербы.»

«Волшебники»

 Проращиваем семена фасоли.

 

О.А.Соломенникова стр71

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

 «Весенняя страда»

Появление первых лесных цветов (мать-и-мачеха, гусиный лук, фиалка)

«Узнай дерево(по цвету, коре, почкам, по стволу)

Опыт с тремя горшками с ростками: один рядом с окном – поливаем; другой –не поливаем; третий- в тёмный шкаф.

О.А.Соломенникова стр73

Т.Н.Зенина стр77

2 неделя

«Космос, звезды, вселенная»

«Появление бабочек, насекомых.»

«Что было бы, если бы не было рыб в водоёме»

«Вулкан»

Л.Г.Горькова стр100

3 неделя

 «Природный материал- песок, глина, камни»

Ежедневный осмотр участка: небо, луна, звёзды и т.д.; когда солнце греет сильнее- утром, днём или вечером.

«Кто больше. Признаки растения, животного, насекомые?»

«Из каких цветов состоит солнечный луг»

О.А. Соломенникова стр74

З.Ф.Аксёнова стр66

4 неделя

 «Солнце, воздух и вода- наши верные друзья»

«Гроза, гром, изменение природы перед грозой.»

«Узнай по голосу (шумы и крики птиц, зверей, разговоры людей)

«Как маскируются животные?»

О.А.Соломенникова стр77

МАЙ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Высадка рассады на помидор на грядку»

 « За высадкой рассады»

«Что было бы , если бы не было насекомых»

«Выращиваем из семян и косточек.»

Л.Г.Горькова стр108

2 неделя

«Природа и люди»

«Знакомство с прудом»

«Узнай по голосу»

«Самодельный термометр»

Л.Г.Горькова стр 109

Т.Н.Зенина стр83

3 неделя

«Весна – красна»

«Что делают люди возле пруда»

«Цветы»

«Зачем одуванчику парашютики»

Л.Г.Горькова стр111

Т.Н.Зенинастр 89.

4 неделя

Диагностика

Перспективное планирование подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Темы занятия

Наблюдение

         Игры

     

Опыты

Используемая методика

1 неделя

 «Дары осени»

« За изменениями в природе»

Игры с песком: мальчики- стройка, девочки- выпечка.

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

О.А.Соломенникова стр33

С.Н.Николаева стр8

2неделя

«Почва и подземные обитатели»

«За признаками осени»

 «Осенние листья»

Рассматривание горстки песка с лупой или микроскопом.

О.А.Соломенникова стр34

С.Н.Николаева стр9

3 неделя

«Воздушный океан»

«За температурой.»

«Почему все звучит»

Л.Г.Горькова стр120

4 неделя

Диагностика

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Солнце источник тепла и света»

«За осадками»

«Прозрачная вода»

Л.Г.Горькова стр131

С.Н.Николаева стр18

2 неделя

«Всемирный день защиты животных»

«За туманом и росой»

«Таинственные картинки»

О.А.Соломенникова стр37

3 неделя

«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»

«За ветром.»

«Звуки»

«Песочная страна»

О.А.Соломенникова стр38

4 неделя

«Гуманное отношение к природе»

«За продолжительностью дня.»

«Разноцветные плоды»

«Вода принимает форму»

Л.Г.Горькова стр135

НОЯБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Кто главный в лесу? Живые цепочки»

«За растениями.»

«Овощи – худышки» и овощи – «толстячки»

«Где вода»

Л.Г.Горькова стр153

2 неделя

«Птицы нашего края»

«  За листопадом.»

«Перемешай и соотнеси»

«Водяная мельница»

О.А.Соломенникова стр40

3 неделя

«Жизнь зверей осенью»

« За листьями в сухую погоду».

«Совы и вороны»

«Подушка из пены»

Л.Г.Горькова стр155

4 неделя

«Грибными дорожками»

« За растениями»

«Какие мы все разные»

«Разноцветные шарики»

Л.Г.Горькова стр163

ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Перелетные птицы»

«За

насекомыми.»

«Повтори»

«Воздух повсюду?»

Л.Г.Горькова стр167

2 неделя

«Жизнь птиц зимой»

«За распространением семян и плодов

«Рамочка»

«Воздух работает»

Л.Г.Горькова стр179

3 неделя

«Животные зимой»

 

« За небом».

«Слепая курица»

«Тающий лед?»

О.А.Соломенникова стр44

4 неделя

«Животные водоёмов, морей и океанов»

« За птицами.»

 «Слова- родственники»

«Каждому камешку свой домик.»

О.А.Соломенникова 48

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Зимушка – зима»

«За кормушкой»

«Найди своё дерево»

«Звенящая  вода»

Л.Г.Горькова стр177

2 неделя

КВН «Мы друзья природы»

«За снегом»

«Окна Земли»

«Можно ли менять форму камня или глины».

Л.Г.Горькова стр183

3 неделя

«Рада скатерть хлебушку, он на ней ,как солнышко»

« За снегопадом»

«Не природная тропа»

«Свет по всюду.»

Л.Г.Горькова стр186

4 неделя

«11 января- День заповедников и национальных парков»

«За признаками зимы»

«Угадай, кто я»

«Свет и тень»

О.А.Соломенникова стр50

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«В гостях у морского царя»

«За следами на снегу.»

«Опиши и угадай»

«Замерзшая вода»

Л.Г.Горькова стр189

2 неделя

«Проведение экологической тропы в помещении детского сада»

« За деревьями покрытыми инеем»

«Спроси и угадай»

«Что растворяется в воде»

О.А.Соломенникова стр53

3 неделя

«В гостях у солнышка»

«За тенью»

«На что это похоже?

«Солнечные зайчики»

Л.Г.Горькова стр193

4 неделя

«Служебные собаки»

« За  температурой воздуха.»

«Польза-вред»

«Фонтанчики»

О.А.Соломенникова стр55

МАРТ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Огород на окне»

«За состоянием снега»

«Наоборот»

«Волшебное сито»

О.А.Соломенникова стр57

2 неделя

«Что где растет, кто где живёт?»

«За изменением термометра»

«Цепочка»

«Что отражается в зеркале?»

Л.Г. Горькова стр196

3 неделя

«Черенкование комнатных растений»

 «За поведением птиц на участке.»

«4 времени года»

«Что нужно для питания растения?»

Л.Г. Горькова стр201

4 неделя

«Полюбуйся: весна наступает.»  

«За строением почек.»

«Тень»

«Как влияет солнце на растение?»

О.А. Соломенникова стр58

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«22 марта- всемирный день водных ресурсов»

« За деревьями»

«Что возьмём с собой?»

«Фокусы с магнитом»

О.А.Соломенникова стр61

2 неделя

«Космос, вселенная, звезды»

«За солнцем на небе.»

«Найди нужное слово»

«Ловись рыбка и мала и велика»

Л.Г.Горькова стр209

3 неделя

«Птицы нашего края»

« За изменением погоды.»

«Природа- не природа»

«Исчезающий мелок»

Л.Г.Горькова стр211

4 неделя

«Знатоки природы»

  «За осадками.»

«Насосы»

«Цветной песок»

О.А.Соломенникова стр63

МАЙ

Неделя

Тема занятия

Наблюдение

Игры

Опыты

Используемая методика

1 неделя

«Солнечные лучики»

«За признаками весны в неживой природе»

«Убеги от тени»

«Игры с песком»

Л.Г.Горькова стр223

2 неделя

Прохождение экологической тропы.

« За признаками весны»

 «Птицелов»

«Цветочное молоко»

О.А. Соломенникова стр66

3 неделя

«Цветочный ковёр»

«За мать- и мачехой и одуванчиком»    

«Хорошо- плохо»

«Извергающийся вулкан»

О.А.Соломенникова стр69

С.Н.Николаева стр101,122,127,134.

4 неделя

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» воспитателя МБДОУ №4 Николаевой С.М.

Заседание РМО №2 от 14.12.2017гОпыт работы воспитатателя МБДОУ №4 г.о.г.Выкса Николаевой С.М.«Технология  акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возр...

Технология экологического воспитания детей в ДОУ (О.В.Дыбина, О.А.Соломенникова, С.Н.Николаева )

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детс...

Технология экологического образования в детском саду. С.Н. Николаева

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенап...

Технология «Школа мяча» Николаевой Н.И.

Актуальность программы: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в ...

Технология «Формирование экологической культуры дошкольников» С.Н.Николаева.

Формировать экологическую культуру: правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения....

Реализация технологии экологического воспитания Николаевой С.Н. «Юный эколог».

Организация и проведение комплексного занятия в соответствии с программой «Юный эколог». В старшей группе. Конспект НОД  «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме...

Технология «Школа мяча» Н.И.Николаева

Дей­ствия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнен...