Психолого-педагогические основы начал экологического воспитания.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Бунова Надежда Валентиновна

Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: ФОРМИРОВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОЗНАНИЕ, ПО СУЩЕСТВУ – НОВОЕ ВИДЕНИЕ МИРА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

«Боги дали нам птиц,

  чтобы мы чаще смотрели в

                    небо, но мы не поднимаем

                                                                     головы и забыли про

                                                                красоту природы»

Конфуций

На территории нашей страны обитают более 700 видов птиц. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание либо громким мелодичным пением, либо яркой окраской оперения, либо интересным поведением. Почти все птицы приносят человеку пользу. Многие из них уничтожают вредителей сельского хозяйства – насекомых и грызунов, другие дают на мясо, пух, перо, яйца. Без птиц было бы неприветливо и тихо в лесах, парках, садах. Мы должны очень бережно относиться к ним.

В наше время значение охраны птиц возрастает с каждым днём. Бурное развитие техники, огромные строительные и сельскохозяйственные работы, вырубки лесов, мелиорация, туризм и.т.п. так или иначе, влияют на жизнь птиц. Многие из них не выдерживают, изменения условий, их численность в природе сокращается. Сейчас более 100 видов и подвидов птиц внесены в Красную книгу и требуют специальных мер охраны.

На территории Рязанской области существует Окский биосферный заповедник и заказники, где орнитологи занимаются наблюдениями, кольцеванием и охраной птиц. Существуют питомники по их разведению. Но, к сожалению, в нашем городе уменьшается численность с детства знакомых всем птиц: синицы и снегиря, ласточки деревенской, скворцов и.т.д. А это говорит о плохой экологии нашего города.

Птицы – часть биоразнообразия, а потери биоразнообразия наносят урон планете Земля.

Птицы  - одни из немногих живых объектов, которые может наблюдать каждый дошкольник: на прогулке, из окна, на отдыхе.

Обращая внимание детей на птиц, приучая их с детства к чуткости, внимательности, бережному отношению к миру пернатых, мы вносим, пусть и маленькую, но весомую долю в экологическое воспитание подрастающего поколения. А это значит, что есть надежда, что состояние природы нашего края, нашего города улучшиться.

Глава I. Научно – теоретический базис педагогического исследования.

Психолого-педагогические основы начал экологического воспитания.

В настоящее время опубликовано большое количество методических материалов, получивших высокую оценку специалистов и преподавателей – практиков. Роль экологической культуры для дошкольников отмечают многие практики и учёные: Егоренков Л.И., Николаева С.Н, Пешкова А.С., Саморукова  А.Г. и др.

Психолого-педагогические исследования Логиновой, Ветровой и др. убедительно доказывают, что воспитание у детей экологической культуры способствуют развитию и формированию таких психических процессов как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально - положительное отношение к природе, познавательной деятельности дошкольника.

В дошкольных образовательных учреждениях России проблема экологического воспитания рассматривается в двух направлениях:

  • Воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков.
  • Развитие экологического сознания взрослых, воспитывающих детей

Несмотря на то, что проблема экологического воспитания дошкольников занимает в исследованиях педагогов, психологов важное место, до сих пор существует недооценка в обществе приоритетности экологического образования, его оторванность от практической деятельности. «Модное» сегодня экологическое образование на практике не редко является познавательным занятием, либо же ситуативным наблюдением.

Фундамент экологической культуры составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей дошкольного возраста. Подрастающее поколение – это будущее нашей страны, наша надежда на возрождение  природы.

Вновь и вновь учёные обращаются к учению В.Н. Вернадского о биосфере. Вернадский впервые сформулировал идею о том, что человеческий  фактор становится главным, что будущее биосферы – ноосфера, то есть сфера разума. Учёный предостерегал: деятельность людей, даже там, где она незначительно растёт со скоростью, превышающей скорость эволюции природы. В.Н. Вернадский верил в силу разума человечества, в то, что оно сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы сделать планету Земля ещё прекрасней и богаче. А это значит, что воспитание экологической культуры подрастающего поколения – первостепенная задача нашего века.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. В своё время И.М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. Многое ребёнок усваивает благодаря подражанию.

Главной моделью для подражания становится взрослый. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, не критичность в принятии его требований, указаний, объяснений, особая чувствительность к оценке особенно близких людей.

Известный психолог Жан Пиаже объяснил причины несамостоятельности ребенка в мышлении и поведении особенностями европейской системы воспитания и обучения, в основе которой лежит достаточно четкое разделение функций взрослого ребёнка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми закрепляются функции контроля, оценки, а ребёнка с рождения приучают к немотивированным запретам, приказам. Психолог  Е.В. Субботский выяснил, многие дети просто не замечают ошибок  в словах и действиях взрослых. Между тем, слепая вера в правоту взрослого не совместима с поиском истины, добра, требующим предвзятого, критичного ума. Е.В. Субботский впервые предложил изменить социальную позицию ребёнка в отношении к взрослому.

Отношение ребёнок – взрослый должны строиться на соучастии в деятельности. Именно в проблемном обучении, в совместной деятельности детей и взрослых и формируется экологическое гуманистическое воспитание дошкольников.

Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. А это значит, что необходимо так строить работу по экообразованию, чтобы каждый малыш не только узнавал новое о мире природы, но и получал чувственный опыт от общения с ней.

Взрослый должен быть всегда рядом, не в качестве надзирателя, а в качестве надёжного старшего друга, открывающего малышу чудеса нашего мира.

Проблема исследования заключается в разработке практического обоснованного содержания, форм и методов эффективного формирования у детей экологической культуры с помощью ознакомления детей с природой родного края.

Цель исследования: составить методическую систему экологического воспитания детей через ознакомление с птицами родного края.

Задачи педагогического исследования:

  1. Изучить педагогические технологии и программы по экологическому воспитанию дошкольников.
  2. Вывить критерии оценки знаний старших дошкольников о природе родного края.
  3. Создать условия для развития у старших дошкольников знаний о флоре и фауне Рязанского края (перспективное планирование, конспекты занятий, систему игр, эмпатические игры, пособия для занятий)

Объект исследования: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по экологическому воспитанию.

Предмет исследования: формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с птицами родного края.

Гипотеза исследования: если ребёнок старшего дошкольного возраста качественно освоит материал о птицах родного края, местах их обитания, флоре и фауне Рязанской области, получит необходимые знания и практические навыки, то у него сформируется собственная система ценностей, позволяющая самостоятельно реагировать на различные экологические проблемы.

Теоретическая концепция педагогического исследования.

Ещё 20 – 30 лет назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты – биологи, а сейчас этот термин прочно вошёл в нашу жизнь, и даже дети знают, что не надо портить «окружающую экологию». В школьном и вузовском образовании уделяется определённое внимание экологической проблематике, издаются соответствующие программы и для дошкольников. Однако в большинстве случаев экологическое образование ориентировано на знания и не формирует экологическое сознание, экологическую культуру. Поэтому социологические опросы в нашей стране с неизменностью показывают, что большинство людей хорошо знают, например, что такое загрязнения окружающей среды и как они влияют на здоровье человека, на состояние живой природы, но эти знания не становятся жизненным смыслом, реальным побудительным мотивом их экологически целесообразного поведения.

Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: ФОРМИРОВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОЗНАНИЕ, ПО СУЩЕСТВУ – НОВОЕ ВИДЕНИЕ МИРА.

В настоящее время господствующей является такая точка зрения на природу, которая противопоставляет человека, как высшую ценность и природу, как его собственность, отношение к природе, как к объекту воздействия, преобразования и использования.

Экологически ориентированное сознание акцентирует единство, неотчуждённость человека и природы. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция.

Целью экологического образования является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое образование должно решать три основных задачи:

  1. Формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязи в природе.
  2. Развитие отношения к природе как к нашему общему дому, переживанию себя как части природы.
  3. Формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействие с природой.

Дошкольное детство, с точки зрения психологов и педагогов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Земля – наш общий дом, а человек – часть живого мира природы. Сегодняшние дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности, будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает переживать героям сказок и мультфильмов. Сочувствие побуждает к помощи другому, будь то плачущий ровесник или хромая собачка. Однако сочувствие к хромой собачке не обязательно в дальнейшем приведёт к формированию экологического сознания. Многие дети, любящие своих домашних животных, могут бросить камень в бездомного котёнка, потому что им сказали, что он грязный, у него блохи и.т.д. В этом случае у ребёнка формируется стиль поведения. Такое отношение воспитывается взрослыми, которые, выходя за порог своей квартиры, не заботятся о чистоте города, а попадая в лес, оставляют после себя горы мусора.

Как же воспитывать у ребёнка чувство причастности к природе вообще,  отношение к планете как к дому, всему живому как к самоценности? Декларативные требования охранять природу или сумма знаний о закономерностях её существования малоэффективны в этой ситуации. Здесь необходимо найти баланс между некоторыми знаниями о природе и формированием эмоционального отношения к ней. Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может. В возрасте 5-6 лет у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает его интерес, он задаёт массу вопросов, основной из которых – «почему?». Это говорит о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений окружающего мира.

Период дошкольного детства характеризуется тем, что у ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и воспитания. При систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов их жизненных проявлений в процессе игровой и практической деятельности ребёнка в форме наглядных образов, для него открываются не только внешняя видимость природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.

И, наконец, в период дошкольного детства у ребёнка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ребёнок учится следовать определённым общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесёт положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

В последние годы идёт целенаправленный процесс обновления содержания, форм и методов дошкольного образования.

Появился целый ряд новых образовательных экологических программ и технологий. Все они, безусловно, заслуживают пристального внимания. Однако, выбирая экопрограмму для работы с дошкольниками, следует учитывать многие факторы:

  1. Программа не должна сводиться только к расширению знаний ребёнка о мире животных и растений, важен чувственный опыт дошкольников, т.е. в результате знаний каждый малыш должен сочувствовать, переживать состояние окружающего мира.
  2. Основной вид деятельности в дошкольном детстве – это игра. Поэтому занятия для малыша должны быть интересными, в игровой форме.
  3. Объём знаний, предлагаемый дошкольникам не должен занимать слишком много времени в режимном процессе.
  4. Программа не должна строиться с точки зрения «нужности» и «полезности» изучаемого объекта природы. Важны любые проявления жизни.

Но самое важное то, что экологическое воспитание не может осуществляться одинаково по всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположен детский сад. Ведь именно в процессе общения с природой формируется ребёнок как личность. Любую экопрограмму следует корректировать в соответствии с природными условиями своей местности.

Специфика гуманистической модели экологического образования.

Цель:

- создание условий для самореализации и личностного роста учащихся;

- становление экологического сознания;

- становление такого отношения к окружающей среде, которое бы обеспечивало мотивированное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении экологических проблем.

Подход к проблеме взаимодействия природы и общества:

- взаимовлияние

- взаимоуравновешивание

- экоцентризм

- антропоцентризм

Этика: этика ответственности за окружающую среду и будущие поколения.

Отношения: человек – природа, учитель – ученик, ребёнок – ребёнок.

Условия, в которых осуществляется образовательный процесс:

Не педагогическая, как в традиционной модели образования, а образовательная среда – среда для построения собственного «я».

Условия, способствующие достижению цели экологического образования:

Не система запретов, как в традиционной модели образования, а мотивация учащихся, содействие проявлению социальной активности.

Роль учителя, воспитателя:

Учитель не в центре образовательного процесса, не на вершине пирамиды детского коллектива, а в совместном с воспитанниками пространстве образовательной среды.

Формы образовательной деятельности:

В отличие от традиционной модели экообразования, где формы ориентированы на развитие рационального поведения, в гуманистической модели идёт ориентация на создание условий для сочетания рационального и образного мышления, познавательного и деятельного поведения с учётом коррекционного направления.

Методы и приёмы гуманистической модели экологического образования.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд различных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент, наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, походы.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада, на экологической тропе позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой.

При составлении экологических занятий следует учитывать различия в стилях познания детей (аудиалы, визуалы, кинестетики): методическая деятельность ориентирована на учащихся с различными особенностями восприятия мира.

Фасилитационный подход:

Английское слово facilitate означает  «создавать благоприятные условия»; данный метод направлен на содействие наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей в самореализации личности воспитанников.

Проблемное обучение:

Обучение через решение доступных детям экологических проблем.

Интерактивное обучение:

Обучение, погружённое в общение (ролевые и имитационные игры, направленные дискуссии, инсценировки и.т.д.)

Обучение через сотрудничество:

Работа в малых группах, командах для активизации усвоения учебного материала и развития навыков сотрудничества в решении проблем.

Приоритет нравственных ценностей:

Для выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления, умения вырабатывать и отстаивать свою точку зрения в сложных жизненных ситуациях.

Аспекты, составляющие процесс экологического образования.

ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

«Всё тесно связано вокруг

(примеры мы не будем множить)

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтоб звёзды не потревожить…»

Четыре основных закона экологии, сформулированные Б. Коммонером:

1.Все связано со всем.

2.Все должно куда-то деваться.

3.Ничего не даётся даром.

4.Природа «знает» лучше.

Влияние экологического воспитания на всестороннее развитие ребёнка.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Проектная деятельность.

Проект - это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов.

 Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Проектная деятельность дошкольников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской:

*   в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта;

*    для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата;

*   проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.

Цели работы над проектом:

- научить самостоятельному достижению намеченной цели;

- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Этапы работы над проектом:

- предпроект;

- этап планирования работы над проектом;

- аналитический этап;

- этап обобщения;

- презентация полученных результатов.

Предпроект обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.

Основная цель этапа планирования, который начинается с третьего собрания проектной группы, — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.

Воспитатель использует визуальное оформление. Оно предоставлено презентацией, отражающей содержание этапа планирования работы над проектом.

Планирование работы над проектом - определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследовательской работы.

На этом этапе учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Здесь определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования:

Как работать с материалами? Как правильно оформлять проект и что для этого нужно знать?

Аналитический этап - исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания, и опыт; обмен информацией с другими лицами (учащимися, воспитателями, родителями и т.д.); изучение специальной литературы и Интернет-ресурсов и т.п.

Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Воспитатель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников, помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.

Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение поиска информации в Интернете.

Этап обобщения - систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде презентации в Интернете и публикации проекта).

Задача воспитателя на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.

Презентация полученных результатов - осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и  презентация участниками результатов работы над проектом.

Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.

Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача воспитателя — объяснить участникам проекта основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.

Таким образом, в основе метода проектов лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности. 

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

 

Проектная деятельность в детском саду № 78.

Приоритетным направлением нашего детского сада “Лесовичок” является экологическое развитие детей. Поэтому одной из основных наших задач является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и Подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддъякова Н.Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завершенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В проектах участвуют дети старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. Но педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми старшего дошкольного возраста. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.

Специфика метода экопроектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Требование к проекту:

  • Наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности вида продукта и формы презентации.
  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
  • Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
  • Подготовленный продукт должен быть представлен презентацией.

Таким образом, проект – это “Пять П”

Проблема – Проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

Шестое “П” проекта – его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умение и навыков.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

  • 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
  • 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
  • 3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Тематика и содержание проектов для детей очень разнообразны: и времена года, и витамины, и животные и др. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, когда наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

К организации поисковой и творческой деятельности детей мы подключаем родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания, например: приготовить альбом с рисунками, плакат в защиту животных, гербарий цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д. Прежде чем раздать задания, воспитатель их тщательно продумывает. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с “желанием и радостью”, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или порекомендует, где его можно найти.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

Таким образом, в процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют эффективно применять данную инновационную технологию

Мы твёрдо убеждены, что любить, охранять и беречь можно только, то что хорошо знаешь и понимаешь. В этом нам помогает проектно – исследовательская деятельность.

Краткие выводы по главе I.

Изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, пришла к следующим выводам:

  1. Необходимо включать экологическое воспитание в образовательно-воспитательный процесс д/с, т.к. на данном этапе состояние окружающей среды, а так же уровень экологической культуры подрастающего поколения резко падает.
  2. Как и всякая наука – экология тесно взаимосвязана с другими отраслями наук, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка.
  3. Экологическое воспитание следует осуществлять, используя гуманистический подход к воспитанию; это значит, что нужно:

- создать условия для развития основ экологической культуры, это можно сделать лишь при личностно – ориентированном взаимодействии педагога с детьми;

- развитие основ экологической культуры предполагает определённую компетентность ребёнка, формирование базовых представлений о многообразии форм жизни на земле;

- для адекватной организации личностно-ориентированного образовательного процесса должна быть создана соответствующая образовательная среда;

- самостоятельная деятельность детей по сохранению и улучшению окружающей среды способствует развитию ответственности, позволяет получить чувственный опыт.

  1. Целесообразно знакомить дошкольников с флорой и фауной родного края, т.к. экологическое воспитание может осуществляться лишь при непосредственном общении с природой.
  2. Птицы – один из немногих объектов живой природы, который дети могут наблюдать, взаимодействовать с ним (подкармливать, изготавливать домики), узнавать много интересного, а это значит, что необходимо разработать систему ознакомления дошкольников с птицами родного края.

Практическая часть

Теме «Птицы» я всегда старалась уделять более пристальное внимание. Птица – признанные индикаторы состояния окружающей среды; там, где хорошо птицам, хорошо и другим обитателям природы, а, значит, и человеку. Птицы – один из не многих объектов, которые каждый ребёнок может наблюдать в повседневной жизни.

Работая по этой теме, за основу я взяла программу экологического воспитания дошкольников Н.Н.Авдеевой, Г.Б.Степановой «Жизнь вокруг нас». Эта программа придерживается гуманистической модели экологического образования, она учитывает региональный компонент, т.е. программу можно варьировать. В программе широко освещается тема «море и его обитатели», т.к. Рязанская область далека от морских глубин, а в экологическом образовании очень важно непосредственное общение с объектом, главной целью в работе для меня стало разработать систему занятий по теме «Птицы – наши друзья».

Разрабатывая свой материал, определила основные направления системы, которые предназначены для целостности материала. Составляя занятия, я старалась учитывать эти направления. В результате у детей должен сформироваться полный образ того объекта, с которым я их ознакомлю, т.е. объект рассматривается не только с познавательной стороны, но и учитывался гуманистический, чувственный аспект.

Составила перечень тех птиц, с которыми можно знакомить детей старшего и подготовительного возраста. При составлении учитывала следующие факторы:

- доступность (дети могут наблюдать птиц в природе);

- птицы различных природных зон (леса, луга; городские, болотные и.т.д.)

- птицы Красной книги Рязанской области

- птицы зимующие и перелётные

Разработала план наблюдений за теми птицами, которые дети могут увидеть в парке, на участке д/с, у водоёма и.т.д.

Как и любой природный объект, птицы не могут рассматриваться изолированно. Их всегда будет окружать воздух, деревья и вода. От того, где птица живёт, зависит, чем она питается. Место, где живёт птица – её «дом», и все растения, животные, насекомые нужны друг другу и зависят один от других. Поэтому, знакомя дошкольников с птицами, включила в занятия следующие блоки:

  1. «Неживая природа»
  2. «Животные»
  3. «Растения»

Их цель – показать детям совершенство мира природы, в доступной форме объяснить, что такое природное сообщество.

Основные направления системы ознакомления дошкольников с птицами Рязанского края.

-Земля наш общий дом

-Природное разнообразие

-Всё живое имеет право на жизнь

-Какие птицы живут в лесу, в поле, в городе, у водоёмов. Приспособляемость птиц к природным условиям (разным временам года, климату, природной зоне)

-Взаимосвязь живого и неживого (экосистема)

-Как люди вредят природе

-Как бережно относится к природе. Человек – часть окружающего мира.

Цель и краткое содержание основных направлений системы.

1.Земля – наш общий дом.

Цель: формировать у детей понятие о том, что Земля – общий дом для всех живущих в нем зверей и птиц, земноводных, рыб, насекомых и человека.

Рассматривание глобуса, карты. Находим леса, океаны, моря и.т.п. Объясняю, что разные живые обитатели реки, моря, леса, степи и.т.п. имеют свои домики, которые все вместе составляют один город под названием Земля.

2.Природное разнообразие.

Цель: дать представление о том, что на Земле живёт множество разнообразных существ. Птицы также разнообразны и неповторимы.

Рассматривание альбома «дикие животные и птицы». Беседа о разнообразии живых существ на земле. Рассказать детям о птицах, о том, что они могут быть большие крошечные, жить в тепле и холоде, могут летать и плавать. Важно, чтобы у ребёнка возникло представление, что вокруг бурлит жизнь во всем её разнообразии.

3.Все живое имеет право на жизнь.

Цель: развивать эмоциональное восприятие ценности любого живого существа в независимости от его полезности или вредности для человека.

Дать понятие, что нельзя бессмысленно уничтожать животных, насекомых. Чтобы любить, беречь природу, надо знать многое о ней. На примере простой пищевой цепочки показать, что может случиться, если уничтожить, например, всех комаров. Лучший учитель – непосредственный опыт. На прогулках показывать детям растения, насекомых, червячков и.т.п., рассказывать об их жизни, любоваться на их красоту, наблюдать за повадками.

4.Какие птицы живут в лесу, в поле, в городе, у водоёмов. Приспособляемость птиц.

Цель: дать общие сведения о птицах.

Рассказать детям, что птицы очень разнообразны. Одни живут только у воды, другие - в лесу. Одни не могут слышать шума машин, а другие селятся рядом с человеком. Место обитания птиц зависит от их питания. По внешнему виду каждой птицы можно определить, где она живёт (длинные ноги – болотная птица, большие глаза – ночной охотник и.т.д.)

5.Взаимосвязь живого и неживого в природе (экосистема).

Цель: объяснить детям, что растения, животные, птицы нужны друг другу и завися одни от других.

Рассказать детям о том, что в природе всё взаимосвязано. От каждой травинки, жучка, птички зависит жизнь другого существа.

6.Как люди вредят природе.

Цель: дать детям представления о том, что можно по-разному относиться к природе.

Рассказать, что пока у людей не было мощного оружия, машин, заводов, они жили в согласии с природой. На макете показать детям, как продукты жизнедеятельности людей вредят природе.

7.Как бережно относиться к природе. Человек часть природы.

Цель: объяснить детям, что только бережное отношение каждого человека к природе поможет всем людям сохранить нашу планету красивой и уютной.

Рассказать детям о Красной книге, об акции «Птица года». Побеседовать с детьми о том, что существует Чёрная книга, в которой описываются исчезнувшие животные. Люди являются частью природы. Все существа, живущие на Земле взаимосвязаны и важны друг для друга.

Блок занятий «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»

Обучающий компонент: Общие понятия о птицах (строение, назначение). Значение птиц для природы, для человека.

Воспитывающий компонент: Понимание значения птиц в жизни человека и формирование бережного отношения к ним.

Блок занятий «РАСТЕНИЯ»

Обучающий компонент: Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, травы, их характерные особенности. Части растений, их назначение. Связь растений с жизнью насекомых, животных, человека.

Воспитывающий компонент: Воспитание эстетического отношения к растениям, умение любоваться ими и бережно относиться к ним. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями.

Блок занятий «ЖИВОТНЫЕ»

Обучающий компонент: Разнообразие животного мира. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Взаимосвязь разных видов животных.

Воспитывающий компонент: Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитания.

Блок занятий «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Обучающий компонент: Почва как верхний слой земли, «живая земля». Значение почвы в жизни растений, животных, людей. Солнце – источник света, тепла; воздух – источник жизни всего живого.

Воспитывающий компонент: Осознанное, бережное отношение к природе. Грамотное поведение во время отдыха.

План наблюдения за птицами

  1. Описание внешнего вида. Строение птицы её характерные черты.
  2. Повадки птицы, её особенности.
  3. Условия места обитания птицы. Круг «общения», питание.
  4. Определение голоса птицы, «птичья песня».
  5. Установить: зимующая или перелётная птица.
  6. Опасности, встречающиеся на пути птицы.
  7. Как мы можем помочь птицам (установка птичьих кормушек, домиков, посадка деревьев, сбор семян на зимнюю подкормку, изготовление экологических листовок)

Птицы Рязанской области, с которыми можно знакомить детей и вести наблюдение.

Старшая группа

Подготовительная группа

  1. Воробей

1.  Снегирь

  1. Голубь

2.  Свиристель

  1. Синица

3.  Щегол

  1. Ворона

4.  Чиж

  1. Грач

5.  Клёст (Кр. Книга)

  1. Ласточка (Кр. Книга Ряз обл. – деревенская ласточка)

6.  Сова (Кр. Книга)

  1. Сорока

7.  Орёл (Кр. Книга)

  1. Чайка

8.  Глухарь (Кр. Книга)

  1. Утка

9.  Стриж

  1.  Журавль (обитатель Окского заповедника)

10.  Скворец

12.  Дятел (Кр. Книга)

13. Кукушка

14. Трясогузка

15.Аист (обитатель Окского заповедника)

Весь материал по ознакомлению с птицами родного края я распределила по кварталам. В зависимости от погодных условий, знаний детей и других факторов новая тема может быть рассмотрена и на занятии, и на прогулке, и во время свободной беседы.

Планирование в старшей группе.

I квартал:

 - «Земля наш общий дом».

 - Сравнение голубя и вороны.

 - «Городские жители» (многообразие городских птиц).

 - «Земля наша – матушка» (свойства земли и значение для всего живого).

 - Выставка книг о птицах.

- Знакомство с сорокой.

- Факторы, влияющие на жизнь птиц.

- Наши добрые дела (изготовление кормушек).

II квартал:

- Отчего синица не синяя? (знакомство с птицей)

- Встречаем снегирей (знакомство с птицами)

- У каждой птицы свой дом (знакомство с различными местами обитания)

- Крылья, ноги, клювы (приспособляемость)

- Журавль – обитатель Окского заповедника

- Путешествие в Окский заповедник

- Как птицы и животные помогают друг другу

- Вода – источник жизни

III квартал:

- Знакомство с водоплавающими птицами (утка, чайка)

- Солнце – источник жизни

-   Вестник весны: грач

- Загрязнения окружающей среды (опыты)

- Встречаем пернатых друзей (экскурсия в парк)

- Растения – первоцветы. Взаимосвязь растений, насекомых, птиц

- Человек – часть природы. Панорама добрых дел.

Планирование в подготовительной группе.

I квартал:

- Природное разнообразие

- «Угадай, кто я?» (викторина)

- Обитатели Окского заповедника

- Лес – зелёный город. Этажи леса

- Птицы зимующие и перелётные. Глухарь

- Мигрирующие птицы. Снегирь, свиристель

- Всё живое имеет право на жизнь. Насекомые

- Кто как зимует? Животные зимой

II квартал:

- Выставка книг о птицах

- Болото – кладовая солнца. Аист

- Красная книга Рязанской области

- «Зимний огонёк». Клёст

- Зимний лес. Жизнь зимой в лесу

- Щёгол и чиж. Сравнение птиц

- «Невидимые ниточки природы» (экосистема)

- Круговорот воды в природе. Опыты

III квартал:

- Хищные птицы – враги или друзья? Сова, орёл.

- Лес весной. Встречаем пернатых друзей. Дятел

- Лесная гадалка. Знакомство с кукушкой

- Удивительные певцы. Скворец, соловей

- Загрязнение окружающей среды. Помощь человека природе

- Ласточкины братья. Знакомство со стрижами

- Наблюдение за поведением трясогузки

- Жизнь насекомых весной

- Панорама добрых дел

Для того чтобы дети могли непосредственно общаться с природой, получать чувственный опыт, помогать своими поступками, в подготовительной и старшей группах проводятся экологические походы.

Примерное планирование экопоходов.

I квартал: Экопоход в городской парк.

Цель: 1. Расчистка участка экологической тропы от листвы и мусора.

 2. Отметить изменения в поведении птиц осенью. Сбор семян на  зимнюю подкормку птицам.

         3.Утепление муравейника на зиму.

II квартал: Экопоход на водоём.

Цель:  1. Подкормка зимующих уток у полыньи.

          2. Сбор мусора по берегам водоёма.

3. С помощью воспитателя установить плавающую кормушку для                                      уток.

III квартал: Поход по экологической тропе.

Цель:  1. Уборка территории от мусора.

2. Отметить весеннее пробуждение муравейника. Убрать «зимнее покрывало».

3. Наблюдение за поведением птиц.

4. Зарисовка растений – первоцветов.

Взаимодействие со специалистами ДОУ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Работа по экологическому воспитанию в тифлогруппе.

Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах окружающей действительности, из-за нарушения зрения недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов. Для них очень важно потрогать предмет обследовать его с помощью всех сохранных анализаторов. В связи с этим так важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь не полным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

Общение с природой способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире. В процессе занятий, экскурсий, наблюдений сочетаются различные методы обучения, что так важно для детей с нарушением зрения. Структура занятий предусматривает включение всех анализаторов: дополнительную информацию дети получают за счёт полисенсорных взаимосвязей (слухо – двигательных, тактильно – двигательных, осязательных и др.), учитывая чувственный опыт детей.

Требования при работе с детьми с нарушением зрения.

  1. Наглядные пособия (иллюстрации, картины) должны быть не менее 45*45 см.
  2. При использовании наглядного материала использовать контрастный фон или подсветку.
  3. Ребёнок  должен иметь возможность близко подойти к объекту, потрогать его руками, чтобы получить чувственный.
  4. Учитываются общие, специфические и индивидуальные особенности детей с нарушением зрения.

Коррекционная направленность.

- Развитие всех сохранных анализаторов.

- Развитие точной фиксации взора.

- Развитие прослеживающей функции глаз.

- Развитие глазомерных возможностей.

- Развитие дистанционного восприятия действительности.

Взаимодействие с социумом.

Педагогический коллектив детского сада работает в тесном контакте со школой № 11. Совместно с ней, ежегодно мы проводим Дни Защиты от экологической опасности, устраиваем субботники по расчистке территории от  мусора.

Наши дети участвовали в выставке поделок из бросового материала и были награждены грамотами и призами, конкурсах на лучшую новогоднюю игрушку.

Неоднократно посещали вместе с детьми библиотеку (филиал № 4), где организовывали игру «Что, где, когда?» на тему о природе, о родном крае. Совместно с библиотекарем организовывали выставку книг «Люби и охраняй свой родной край»

Принимала активное участие в семинарах ЦДТ «Приокский» по птице года.

Для студентов Рязанского педагогического колледжа проводились занятия и семинары - практикумы по темам: «Сова – птица года», «Экологическое воспитание и андрогогическое образование», «Чайка – птица года», «Ласточка – птица года», «Аист – птица года» и.т.д.

Работа с родителями.

Проводить целенаправленную, планомерную работу по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении невозможно без связи с родителями. Воспитание правильного отношения детей к природе полноценно лишь в том случае, если она сочетается с воздействием на ребят в семье.

Совместная работа воспитателя и семьи существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания.

В работе с родителями используются разнообразные методы: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, привлечение родителей к активному участию в жизни группы. Вся эта работа ведётся в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуально: беседы, консультации, поручения родителям, тестирование.

Для коллектива: организуются общие консультации, родительские собрания, выставки, КВНы вместе с детьми, оформляются информационные и тематические стенды.

Совместно с родителями проложена экологическая тропа, благоустроена зелёная зона отдыха на территории детского сада, обустроен сад – огород.

Родители принимают активное участие в подрезании кустов, копают огород, помогают в изготовлении дидактических пособий. Охотно откликаются на просьбы воспитателей, выполняют поручения по выращиванию комнатных растений, устройству зелёного мира на окне, изготовлению кормушки. Следуют советам педагогов о правильном содержании животных и птиц, приручают детей трудиться в домашних условиях.

Ежегодно проводятся экологические дни совместно с детьми и родителями:

Зелёные даты.

21 – 27 сентября – дни защиты животных.

29 ноября – день охраны природы.

Февраль –  птица года (проект «дети и птицы»).

15 марта –  День весны.

22 апреля – День земли.

20 мая – День птиц.

20 марта – 5 июня – дни защиты от экологической опасности.

Примерная тематика собраний, консультаций, индивидуальной работы с родителями.

Родительские собрания.

  1. «Правильное отношение детей к природе начинается в семье»
  2. «Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений?»
  3. «Внимание – продуктовый геноцид»
  4. «Игра как средство воспитания у детей любви к природе»

Совместные акции и конкурсы детей и родителей.

  1. Акция «Посади дерево»
  2. Конкурс на лучшую кормушку
  3. Акция «Чистим парк»
  4. Конкурс на лучший птичий домик
  5. Конкурс экоплакатов ко дню защиты Земли

Консультации (рекомендации).

  1. «Если у вас есть комнатные растения»
  2. «Выращивание зимой зелени вместе с детьми»
  3. «Как помочь ребёнку отразить впечатления о природе в игре, сочинённой им сказке, рисунке?»
  4. «Если вы заняты, а ребёнок рядом»
  5. «Наблюдения и игры с детьми во время прогулки»
  6. «Чёрствое сердце» - что это?
  7. «Что мы едим?»
  8. «Наш маленький друг»
  9. «Зелёные даты Земли»

Оформление родительских уголков.

  1. «Любви к природе ребёнок должен, учится у родителей»
  2. «Прекрасный мир аквариума»
  3. «Если в доме завёлся зверёк»
  4. «Пернатые любимцы или как птицы помогают воспитывать детей»
  5. «Кормушка на окне»

Экспериментальная проверка эффективности предлагаемой системы работы по ознакомлению старших дошкольников с птицами родного края.

Данные констатирующего эксперимента (старшая группа)

Для того, чтобы внедрить свою систему работы по ознакомлению с птицами родного края, в старшей группе провела констатирующий эксперимент, т.е. вывела уровень знаний по данной теме. Для этого составила диагностическую карту. Весь материал разделила на части:

- ПТИЦЫ (зимующие и перелётные)

- Животные (дикие и домашние)

- НАСЕКОМЫЕ

- РАСТЕНИЯ

- НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (вода, солнце, почва)

Знания детей оценивала в баллах:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

- ребёнок затрудняется ответить

Подобрала соответствующие игры: «золото», лото «птицы», «кто больше назовёт?», «узнай по контуру», «составь картинку» и.т.д.

На прогулке рассматривали деревья, птиц на кормушке, наблюдали за поведением насекомых.

I этап: Первоначально обследовала детей в двух старших группах в октябре месяце и разделила их на контрольную и экспериментальную группы.

Дети обоих групп без затруднений назвали по 3-4 вида диких и домашних животных, некоторые распространенные виды птиц (голубь, воробей, ворона), насекомых (муравей, бабочка, пчела). При рассматривании альбома «Обитатели Окского заповедника» не могли назвать одно животное, или же назвали 1-2 (часто: лось, бобр, лиса). Особое затруднение вызвали вопросы к детям о птицах:

- Почему некоторые птицы улетают зимой в тёплые края?

- Чего боятся птицы зимой: голода или холода?

- Какие опасности встречаются в жизни птиц?

- Как птицы помогают людям, природе?

Например:

Юля Л. (5,5 лет)

- Птицы улетают на юг потому, что им нечего кушать.

Воспитатель

- А что кушают другие птицы, которые не улетают?

Ю. – Наверное, рябину или хлеб.

В. – Почему же тогда перелётные птицы не клюют рябину?

Ю. – Не знаю.

Игорь К. (6 лет)

- Птицы приносят людям пользу. Они клюют насекомых и очищают деревья от вредителей, а если насекомых нет, то они клюют яблоки и груши.

Детям знакомы некоторые виды птиц, животных, растений. Знания отрывочные, беспорядочные. Общий уровень знаний в обеих группах – низкий.

Проанализировав знания детей, сделала вывод: необходимо знакомить старших дошкольников с птицами родного края, показать их взаимосвязь с окружающим миром природы, с человеком. Для этого разработала план наблюдений за птицами, систему ознакомления детей с птицами, составила перспективное планирование.

Одних знаний о природе для формирования экологического сознания дошкольника недостаточно, важно так же взаимодействие каждого малыша с миром природы, т.е. получение чувственного опыта. Для этой цели разработала план экопоходов с детьми, провела работу с родителями, привлекла родителей к изготовлению вместе с детьми кормушек, скворечников. Изготовила ряд игр по ознакомлению дошкольников с птицами:

- Альбом «Загадки о птицах»

- Д/и «Кто быстрее назовёт»

- Д/и «Разрезные картинки»

- Д/и «Составь птицу»

- Д/и «Кто где живёт»

- Д/и «Кому что»

- Д/и «Найди мой домик» и.т.п.

Проводила планомерную работу в старшей экспериментальной группе.

II Этап: Обследование детей контрольной и экспериментальной групп (май).

В конце учебного года вновь диагностировала группы. Дети контрольной группы немного улучшили свой результат, но, в общем, уровень низкий, знания разрозненные.

В экспериментальной группе уровень знаний заметно улучшился, повысился интерес детей к птицам, дети понимают значение птиц для человека, стремятся заботиться о них. Общий уровень детей старшей группы – средний.

Вывод: продолжить работу по ознакомлению детей с птицами родного края в подготовительной экспериментальной группе.

III этап: Подготовительная группа (октябрь).

В подготовительной группе в начале учебного года детям контрольной и экспериментальной групп предложила назвать знакомых птиц, для этого подобрала картинки с изображением птиц, обитающих в нашей области. Дети контрольной группы узнавали птиц, но многие забывали название, объединяли всех мелких птиц одним названием – воробьи. Показали в основном низкий уровень знаний.

За лето некоторые дети экспериментальной группы забыли пройденный материал, названия некоторых птиц, но с удовольствием общались, проявился интерес к птицам. Ребята рассказывали о птицах, которых видели летом на отдыхе, описывали внешний вид, спрашивали название.

В целом дети экспериментальной группы показали средний уровень знаний.

Вывод: систематичные занятия и наблюдения по теме «птицы» в прошлом учебном году научили детей интересоваться миром птиц, наблюдать их в природе, заботиться о них. Как известно, любознательность – двигатель интеллекта, это значит, что система работы по ознакомлению дошкольников с птицами начинает давать положительный результат. Необходимо продолжить углублять знания о птицах родного края.

Для этой цели составила примерный список птиц, с которыми можно знакомить детей подготовительной группы. При составлении учитывала следующие критерии: птицы различных мест обитания (лесные, городские, болотные и.т.д); доступные детям (можно увидеть в природе); обитатели Окского заповедника; хищные. Разработала перспективное планирование. Изготовила ряд пособий по ознакомлению детей с птицами: «Разрезные картинки», «Посели птицу», «Круг общения птицы», «Составь птицу» и.т.д. Продолжила работу с родителями в этом направлении. Проводила открытые занятия в подготовительной группе по теме «Птица года», «День птиц».

IV этап: Подготовительная группа (май).

Дети контрольной группы охотно называли знакомые виды птиц. Делили их на группы: перелётные и зимующие. Объём знаний у детей ограничен. Например, дети не могут ответить на вопрос, как птицы приспосабливаются к окружающей среде, почему некоторые виды птиц исчезают и т.п. Не видят взаимосвязи между птицами и окружающей их природной средой. Знания бессистемны, общий уровень знаний – средний.

В экспериментальной группе дети не испытывают затруднений в узнавании предложенных птиц. Могут разделять их по группам: зимующие и перелётные; по среде обитания: лесные, болотные, городские и.т.д; по способу питания и.т.п. Рассказывают: как птицы помогают природе, человеку, от чего гибнуть. С помощью картинок легко составляют «круг общения» птицы, т.е. простейшую экосистему. Уровень знаний – высокий.

В начале учебного года в подготовительной группе, наблюдая за детьми на прогулке, обратила внимание на то, что дети, играя, например, в «магазин» могут использовать в качестве продуктов семена деревьев, ягоды рябины, веточки и.т.п. Зная, что природу нужно охранять, беречь, что многие семена и ягоды являются для птиц пищей в зимнее время, в игре это забывают и не считают нарушением. Т.е., обладая достаточным запасом знаний, дети не умеют его использовать. На протяжении всего учебного года вместе с детьми совершали практические дела в помощь пернатым друзьям: собирали семена на зимнюю подкормку, устанавливали кормушки, скворечники, на экскурсиях в парке развешивали рябиновые бусы, кусочки сала, крошили хлеб птицам, устроили конкурс на лучший экоплакат в защиту птиц (совместно с родителями).

Работая с детьми, старалась все занятия проводить так, чтобы дети узнавали не только много нового о птицах, растениях, животных, но и рассматривали природу с точки зрения её пользы для человека, испытывали уважение к любым формам жизни на Земле. Для этого широко использовала эмпатические игры, например:

- У дерева есть корни, а у нас… (ноги),

- У дерева ветви, а у нас…(руки)

- Что чувствует дерево, если сломать ветку (руку)?

И.т.д.

Дети учились отождествлять себя с бабочкой, травкой, жучком и.т.д.

С целью выявления у детей подготовительной группы доминирующей установки в отношении к природе провела вербальный ассоциативный тест В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо. В начале года тест показал, что большинство детей относятся к природе, как к объекту красоты, т.е. имеют эстетическую установку.

В конце учебного года вновь провела ассоциативный тест В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо. Наибольшее количество баллов получили эстетическая и этическая установки, т.е. дети поняли, что природу надо охранять, бережно относится к ней. Это значит, что система ознакомления дошкольников с птицами дала свой положительный результат: у детей сформировалась собственная система ценностей, позволяющая самостоятельно реагировать на различные экологические проблемы.

Заключение.

  1. Систематично проводя занятия по ознакомлению с птицами родного края, наблюдая их во время прогулки, используя  методы  и приёмы, направленные на защиту и охрану окружающей среды, воспитатель развивает в детях умение делать продуманный выбор. У ребёнка формируются собственные системы ценностей, позволяющие ему самостоятельно реагировать на различные экологические проблемы, улучшается поведение дошкольников в окружающей среде.
  2. В процессе ознакомления с птицами родного края, дети знакомятся с их окружением: миром растений, насекомых, животных. Непосредственно общаясь с природой на прогулках, в играх, на экскурсиях ребёнок старшего дошкольного возраста накапливает достаточный объём знаний об окружающем его мире, что положительно влияет на умственное, эстетическое, нравственное развитие.
  3. Получив необходимые знания и практические умения, дошкольник бережно и осознанно относится к миру природы, а значит, у него сформированы зачатки экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников"

В стате Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников. раскрыты задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста, формы и методы работы с де...

Консультация для педагогов «Детский сад – начало экологического воспитания»

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельност...

Консультация для родителей «Начало экологического воспитания»

Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует....

Консультация для педагогов "Детский сад -начало экологического воспитания"

В настоящее время закладываются основы личности, в том числе позитивное от ношение к природе....

Аналитическая справка по результатам психолого-педагогической диагностики на начало 2022 года подготовительная группа

Группа подготовительная «Звездочки».Количество диагностируемых детей: 22Дата проведения: сентябрь 2022 г.Статус мониторинга: на начало учебного годаЦель мониторинга: 1) инди...

Аналитическая справка по результатам психолого-педагогической диагностики на начало 2022 года старшая группа

Группа подготовительная «Ромашки».Количество диагностируемых детей:Дата проведения: сентябрь 2022 г.Статус мониторинга: на начало годаЦель мониторинга: 1) индивидуализация о...