Главные вкладки

    Экологический проект "Охрана окружающей среды" в старшей группе.
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Якушева Оксана Михайловна

    Экологический проект в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskiy_proekt.docx59.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида «Рябинка».

                       

    Групповой проект воспитанников старшей группы.

    Руководители: Якушева Оксана Михайловна

          Мочалова Татьяна Дмитриевна

                                                       2018г.

                                    

    Содержание:

    Паспорт проекта ……………………………………………………………….

    Актуальность проекта …………………………………………………………

    Реализация проекта…………………………………………………………….

    Заключение……………………………………………………………………..

    Список литературы…………………………………………………………….

    Приложение…………………………………………………………………….

    Картинки по запросу картинка природа по экологии

    Паспорт проекта

    Название проекта

    «Охрана окружающей среды»

    Образовательная область

    Окружающий мир

    Участники

    Дети старшей группы, педагоги группы и родители.

    Тип проекта

    Информационно-исследовательский.

    Цель проекта

    Способствовать проявлению осознанно нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с природой.

    Задачи проекта

    -Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

    -Развивать эстетическое чувство, творческое самовыражение, умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею, а также желание сохранить ее.

    -Познакомить с правилами поведения в природе.

    -Наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому воспитанию.                           

    Продукт проекта

    Формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – это обязанность человека.

    Сроки проведения

    В течение месяца.

    «Берегите землю!»

    Берегите землю. Берегите

    Жаворонка в голубом зените,

    Бабочку на листьях повилики,

    На тропинках солнечные блики.

    На камнях играющего краба,

    Над пустыней тень от баобаба,

    Ястреба, парящего над полем,

    Ясный месяц над речным покоем,

    Ласточку, мелькающую в жите.

    Берегите землю. Берегите!

                                     (М. Дудин).

    Актуальность проекта.

    Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа дает нам все необходимое для жизни, поэтому ее нужно беречь.

    Без воздуха не могут жить ни люди,  ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух! Также невозможно на земле прожить без воды. Она нужна не только для бытовых нужд человека. Человеку, животным и растениям нужна чистая вода!

    Также огромное значение имеет в нашей жизни лес. Лес дает нам необходимую древесину. В них живут звери и птицы, растут грибы и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, надо охранять.

    Одна из актуальных проблем нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. В последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, нерациональное использование  лекарственных растений, и т. д.  Для того, чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствия непосредственного общения с природой.

    Так как проблема экологии в последние годы выдвигается на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре  необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее более эмоционально, он способен сочувствовать и сопереживать, поэтому необходимо развивать в детях любовь к природе и ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей  даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.                         

    Реализация проекта.

    В ходе реализации проекта я использовала такие формы деятельности как:

    - Проведение непрерывно - непосредственной образовательной деятельности по данной теме «Мы друзья и защитники природы».

    -Чтение экологических сказок.

    - Отгадывание загадок о животных и растениях.

    - Проведение фотовыставки «Я и природа».

    - Дидактические экологические игры: «Хорошо - плохо», «Где что можно делать?», «Узнай, узнай чей лист» и другие.

    - Выставка рисунков «Защитим родную природу».

    - Консультация для родителей «Экологическое воспитание»

    - Акция с агитационными листовками  «Защити природу».

    Активное участие в реализации проекта принимали родители. Они совместно с детьми изготовили поделки из бросового материала. Затем была организована выставка поделок «Волшебные штучки из мусорной кучки».

    Заключение.

    Создав определенную эколого-развивающую среду, систематически и творчески организуя детскую деятельность при активном участии родителей, было положено начало процесса формирования человека с экологическим мышлением, способного осознавать  последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.

    Список используемой литературы:

    1. Волчкова  В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

    2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

    3. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

    4. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.

    5. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

    6. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

    7. Сайты интернета для воспитателей.

    8.  Волчкова  В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

    Приложение.

    Загадки о растениях:

    Зелена, а не луг, бела, а не снег,

    Кудрява, а без волос.

    (Береза)

    Дом со всех сторон открыт

    Он резною крышей крыт.

    Заходи в зеленый дом,

    Чудеса увидишь в нем.

    (Лес)

    Посадили зернышко –

    Вырастили солнышко.

    (Подсолнух)

    Разломился тесный домик

    На две половинки,

    И посыпались оттуда

    Бусинки - дробинки.

    Бусинки зеленые,

    Сладкие ядреные.

    (Горох)

    Вырос в поле дом –

    полон дом зерном.

    Стены позолочены,

    ставни заколочены.

    И стоит новый дом на столбе золотом.

    (Колосок)

    Я прихожу с подарками,

    блещу огнями яркими,

    нарядная, забавная,

    на Новый год я главная.

    (Елка)

    Мячики колючие,

    Очень приставучие.

    Их прицепит всем бездельник –

    Пакостный сорняк...

    (Репейник)

    Никак не могу понятья:

    Похожие кусты, как братья.

    А ягоды у них разные-

    чёрные, белые, красные.

    (Смородина)

    Она под осень умирает

    И вновь весною оживает

    Иглой зеленой выйдет к свету,

    Растёт, цветёт всё лето.

    Коровам без неё - беда:

    Она их главная еда.

    (Трава)

    Матушкой-весной

    Я в платьице цветном,

    Мачехой-зимой

    Я в саване одном

    (Черемуха)

    Низок да колюч,

    Сладок да пахуч,

    Ягоды сорвешь

    Всю руку обдерешь.

    (Крыжовник)

    Что за бусинка вот тут

    На столбе повисла?

    Глянешь - слюнки потекут,

    А раскусишь - кисло

    (Клюква)

    На полянке у дорожки –

    Красные горошки.

    Кто мимо пройдет –

    В рот себе их кладет

    (Земляника)

    Взял Ванюша туесок,

    Пошел Ваня во лесок.

    Видит: ягодка на кочке

    Укрывается листочком.

    – Что за ягодка такая,

    Словно небо, голубая?

    Ягодка шепнула тихо:

    – Я, Ванюша,

    (Голубика)

    Загадки о животных.

    Зубовато, серовато,

    по полю рыщет,

    телят, овец ищет.

    (Волк)

    Кто осенью холодной

    Ходит хмурый и голодный?

    (Волк)

    Зелёные мы, как трава,

    Наша песенка: "Ква-ква".

    (Лягушка)

    Пятачком в земле копаюсь,

    В грязной луже искупаюсь.

    (Свинья)

    Пятак есть, а ничего не купит.

    (Свинья)

    Живёт в норке, грызёт корки.

    Короткие ножки; боится кошки.

    (Мышь)

    Мягкие лапки,

    А в лапках - цап-царапки.

    (Кошка)

    Заворчал живой замок,

    Лёг у двери поперёк.

    Две медали на груди.

    Лучше в дом не заходи!

    (Собака)

    Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

    (Корова)

    Я устраиваюсь ловко:

    У меня с собой кладовка.

    Где кладовка? За щекой!

    Вот я хитренький какой!

    (Хомяк)

    Зимой спит,

    Летом ульи ворошит.

    (Медведь)

    Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный?

    (Волк)

    Длиное хвостище,

    рыжее волосище,

    сама хитрище.

    (Лиса)

    Летом, в болоте, вы её найдёте.

    Зелёная квакушка. Кто это?

    (Лягушка)

    Хвост крючком, нос пятачком.

    (Поросёнок)

    Не мышь, не птица, в лесу резвиться,

    На деревьях живет и орешки грызет

    (Белка)

    Водяные мастера

    Строят дом без топора,

    Дом из хвороста и тины.

    И добротные плотины.

    (Бобры)

    Вот иголки и булавки

    Вылезают из-под лавки

    На меня они глядят

    Молока они хотят.

    (Ежи)

    Лежала между елками

    Подушечка с иголками.

    Тихонечко лежала,

    Потом вдруг убежала.

    (Еж)

    Стройный, быстрый,

     Рога ветвисты,

    Носится весь день.

    Кто это?

    (Олень).

    Пословицы и поговорки о растениях:

    Первый цветок ломает ледок.

    Весна красна цветами, а осень плодами.

    Где цветок, там медок.

    Цветы, что дети, уход любят.

    Хорош цветок, да скоро вянет.

    Аленький цветок бросается в глазок.

    На хороший цветок летит мотылек.

    И красивые цветики ядовитыми бывают.

    Где вода, там верба, где верба, там и вода.

    Дождешься, как от вербы яблок.

    От ивы яблоко не родится.

    Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме

    Даст небо дождь, а земля — рожь.

    Будет дождичек — будут и грибки.

    Шиповник - для здоровья клад.

    Так в народе говорят.

    Из шиповника отвар-

    Ценный от природы дар.

    Пословицы и поговорки о животных:

    Собака лает, караван идет.

    Ворон ворону глаз не выклюет.

    Знает кошка, чье мясо съела.

    Доброе слово и кошке приятно.

    Гусь свинье не товарищ.

    Волка ноги кормят.

    Каждый сверчок, знай свой шесток.

    Цыплят по осени считают.

    Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    Соловья баснями не кормят.

    Яйца курицу не учат.

    Это - еж, его руками не возьмешь.

    Дидактические игры:

    Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

    Дидактическая задача: воспитывать чувство любви к родной природе.

    Хорошо хлопают в ладоши, плохо - топают.

    -беречь природу

    -вырубать деревья

    -стряхивать снег с деревьев и кустов

    -подсыпать стволы деревьев снегом

    -ломать ветви

    -белить стволы

    -топтать и рвать с корнем травы

    -поливать растения

    -сажать деревья

    -лазать на деревья

    Речку, лес, цветущий луг

    Получай в наследство

    Охраняй их юный друг,

    Береги их с детства.

    Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

    Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

    Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

    - Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

    «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

    Дидактическая игра «Какое время года?».

    Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

    Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

    Дидактическая игра «Где что можно делать?».

    Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

    Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

    Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

    Дидактическая задача: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

    Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

    Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

    Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

    Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

    Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

    Дидактическая игра «Закончи предложение».

    Дидактическая задача: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

    Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

    Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

    Летом листья зеленые, а осенью... (желтые).

    Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).

    Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

    Дидактическая задача: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

    Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

    Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

    Дидактическая задача: описать предмет и узнать его по описанию.

    Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

    Дидактическая игра «Кто же я?».

    Дидактическая задача: указать названное растение.

    Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

    Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».

    Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

    Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

    Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

    Дидактическая игра «Дети и волк».

    Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

    Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

    Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...

    Землянику собирали. И глазища засверкали...

    Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,

    И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!

    Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

    Дидактическая игра «Что это за птица?».

    Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

    Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

    Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».

    Дидактическая задача: расширять в сознании смысловое содержания слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

    Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

    -Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

    -Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

    Дидактическая игра «Кто же я?».

    Дидактическая задача: указать названное растение.

    Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

    Дидактическая игра «Брать - не брать ягоды».

    Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

    Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)

    Дидактическая игра «Где что растет?».

    Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

    Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат.

    -Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

    Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

    -Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.

    В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.

    Физкультминутки:

    Физкультминутка «Три медведя».

    Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

    Папа был большой-большой (поднимают руки над головой)

    Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди)

    А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают)

    С погремушками ходил

    Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь (дети имитируют игру с погремушками).

    Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

    Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)

    Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам)

    Хомка раненько встает, (движения на растяжку)

    Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)

    Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)

    И выходит на зарядку (марширование на месте)

    Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

    Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук).

    Физминутка «Белочке не лень»

    Физзарядкой белочке не лень

    Заниматься целый день.

    С одной ветки, прыгнув в лево,

    На сучке она присела.

    Вправо прыгнула потом,

    Покружилась над дуплом.

    Влево-вправо целый день

    Прыгать белочке не лень.

    Физминутка «На болоте две лягушки»

    На болоте две лягушки, две зеленые подружки,

    Утром рано умывались, полотенцем растирались,

    Ручками хлопали, ножками топали,

    Вправо влево наклонились и обратно возвращались,

    Вот здоровья в чем секрет.

    Физминутка «Зайка»

    Движения выполняются по ходу стихотворения.

    Зайке холодно сидеть,

    Нужно лапочки погреть.

    Лапки вверх, лапки вниз.

    На носочках подтянись,

    Лапки ставим на бочок,

    На носочках скок-скок-скок.

    А затем вприсядку,

    Чтоб не мерзли лапки.

    Прыгать заинька горазд,

    Он подпрыгнул десять раз.

    Физминутка «На водопой»

    Звери шли на водопой

    За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

    За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

    За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

    За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

    За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

    За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

    Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

    Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».)

    Физминутка «Птички - невелички»

    Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

    Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

    Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

    Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

    Крылышко, два! (другую руку в сторону).

    Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

    Глазик, раз! (закрывают один глаз).

    Глазик, два! (закрывают другой глаз).

    Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

    Прилетали птички,

    Птички - невелички.

    Весело скакали

    Зернышки клевали

    Физкультминутка «Мы листики осенние»

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим (присесть)

    Дунул ветер - полетели,

    Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

    И на землю тихо сели (присесть)

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял (легкий бег по кругу)

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели (присесть)

    Физминутка «Выросли деревья в поле»

    Выросли деревья в поле.

    Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

    Каждое старается,

    К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

    Вот подул веселый ветер,

    Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

    Даже толстые стволы

    Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

    Вправо-влево, взад-вперед –

    Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

    Он их вертит, он их крутит.

    Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

    Ветер стих. Взошла луна.

    Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

    Физминутка «Капуста»

    Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

    Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

    Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

    Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

    Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)

    Физмннутка «Деревцо»

    Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

    Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

    Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

    Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

    Физминутка «Наши нежные цветки»

    Наши нежные цветки

    Распускают лепестки (Плавное раскрывания пальцев)

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет (Помахивание руками перед собой)

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки (Плавное опускание рук)

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    Экологические сказки о растениях

    Почему у земли платье зеленое.

    А. Лопатина

    Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.

    — Трава и деревья, дочка, — ответила мама.

    — А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?

    На этот раз мама задумалась, а затем сказала:

    — Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.

    — Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

    Мама снова долго думала, а потом спросила:

    — Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?

    Девочка удивленно посмотрела на маму:

    — Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?

    — Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.

    Кто землю украшает.

    А. Лопатина

    Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

    Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

    С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

    Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры. У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них, спрашивают:

    — Я ль на свете всех белее?

    — Всех румяней?

    — Голубее?

    Первая полянка вся белая от ромашек.

    На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

    И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

    Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости. А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

    Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок  - для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков - для счастья. Красные улыбки гвоздичек - для радости. Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

    История одной Капли (грустная сказка о воде).

    Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

    Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

    Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

    Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

    Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

    И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов - кабан со своим выводком - был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

    Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

    А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши  и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

    Всё это было. Но было, кажется, так давно!

    За столько лет Капелька многое повидала.  Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

    Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

    «А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

    Зайчик и Медвежонок.

    Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

    Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

    Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

    Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

    На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

    Экологическая сказка «Маша и Медведь».

    В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

    Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

    И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

    И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

    Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

    «Мухомор» Н. Сладков.

    Красавец мухомор по виду добрее Красной Шапочки, безвредней божьей коровки. Похож и на веселого гномика в красном бисерном колпаке и  в кружевных панталончиках: вот - вот зашевелится, в пояс поклонится и что -нибудь скажет хорошее.

    И в самом деле, хоть ядовит он и несъедобен, но не совсем уж плох: многие жители леса даже едят его и не болеют.

    Лоси, бывает, жуют, сороки клюют, даже белки, на что уж в грибах разбираются, а и те, случается, мухоморы на зиму сушат.

    В малых долях мухомор, как и змеиный яд, не травит, а лечит. И звери с птицами это знают. Знайте теперь и вы.

    Но только сами никогда — никогда! — не пробуйте мухомором лечиться. Мухомор он все-таки мухомор — может и уморить!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

    Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

    Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

    Картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме: Экологическое воспитание в стихах

    Экология – это то что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальн...

    Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....