Конспект исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Извержение вулкана»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Углинских Юлия Николаевна

Конспект для детей старшей группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы - извержением вулкана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста.

     Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

     Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» с взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.    

Творческий проект для детей старшей группы «Извержение вулкана»

     Цель: Сформировать представление детей о вулканах.

Задачи:

1. Содействие формированию картины мира, представления о вулканах, их пользе и опасностях вулканических извержений.

2. Помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

3. Развитие творческой исследовательской активность детей.

4. Воспитание интереса к исследовательской деятельности, самостоятельности и умению работать в коллективе.

5. Активизировать в речи детей слова: магма, очаг, жерло, лава, кратер.

Тип проекта: исследовательский, кратковременный (1 неделя.)

Гипотеза: умение создать искусственный вулкан.

Объект исследования: вулканы.

План работы: чтение "Энциклопедия стихийных бедствий". Беседы, рассматривание фотографий с вулканами. Просмотр видеофильма "Вулканы Камчатки. Камчатка". Предложить родителям вместе с детьми найти информацию о вулканах. Исследовательская деятельность: проведение эксперимента. Изготовления макета вулкана. Подведение итогов, выводы.

Методы и приёмы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фильма, фотографий, проведение опытов, изготовление макета, рисунков.

Материал: Материал для изготовления макета вулкана (монтажная пена, картон, пластиковый стаканчик, гуашь, кисточки). Смесь для изготовления извержения вулкана, (пищевая сода, красная краска-гуашь, моющая жидкость, уксус). Компьютер для просмотра видеофильма, фотографии с изображением вулканов.

Актуальность проекта: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

Перспективное планирование ООД по проекту.

Понедельник. Беседа с детьми о вулканах. Просмотр презентации «Извержение вулкана». Разгадывание загадок. Дети совместно с воспитателем.

Вторник. Прослушивание детской информации о вулканах. Рассматривание схемы «Строение вулкана».  Дети совместно с воспитателем.

     Среда. Просмотр фотографий на тему «Вулканы». Чтение научной литературы.

Четверг. Изготовления макета вулкана. Дети и воспитатель.

     Пятница. Эксперимент «Извержение вулкана». Дети и воспитатель.

Результаты.

  1. Дошкольники узнают о возникновении природных образований, получат первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
  2. Дети самостоятельно создадут макет вулкана.

Практическая значимость исследований – использование полученных знаний в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской. Например: игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой.

Вывод.  В ходе исследовательской деятельности наша гипотеза подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшей группы  

«Извержение вулкана»

     Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами.

     Задачи:

- формировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;

- помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;

- активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава;

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

- поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения;

-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность) .

     Предварительная работа:

1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3. Беседы о видах вулканов.

4. Изготовление макета вулкана.

     Материал:

1. Ноутбук.

2. Картинки с изображением вулканов.

3. Смесь для изготовления извержения вулкана.

Содержание деятельности детей.

     Организационный момент.

     Часть 1.

     Воспитатель: Ребята, не хотите ли поучаствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

А вы знаете загадки про вулкан?

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Снежная гора,

Вверху – дыра,

Внутри – жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу! (Вулкан)

     Воспитатель: Как вы думаете, что такое вулкан? (ответы детей)

     Воспитатель: Да, вулкан – это гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, и летят камни.

     Воспитатель: А на что же похожа эта огнедышащая гора? (На конус, на треугольник).

    Воспитатель: А что извергает вулкан?

     Воспитатель: Да, ребята, из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасываются газы, пепел, раскаленные камни.

     Воспитатель: Послушайте легенду про древнего бога Вулкана.

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. А дом его получил название Вулкан.

     Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как образуется вулкан? (ответы детей)

     Воспитатель: Давайте перейдем в другую часть нашей лаборатории, и я расскажу, как образуется вулкан. (Рассказ сопровождается показом слайдов) .

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.

     Воспитатель: Что же выходит из вулкана? (пепел, камни)

     Воспитатель: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок.

В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.

А сейчас посмотрим, какие бывают вулканы:

1. Вулканы бывают действующие - это те, которые извергают лаву.

2. Потухшие - не извергающие лаву.

3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

     Воспитатель: А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу? (ответы детей)

     Воспитатель: Почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы? ( ответы детей)

     Воспитатель: Да, ребята, вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана:

1. Там плодородная почва.

2. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Проведение физкультминутки.

     Часть 2.

     Воспитатель: Ведь мы же сегодня волшебники, и забыли про свое волшебство, не хотите ли оживить вулкан?

     Эксперимент «Извергающийся вулкан»

Для проведения эксперимента нам понадобится:

- пищевая сода (2 чайные ложки);

- любое средство для мытья посуды:

- уксус;

- немного красной гуаши;

- стеклянная колба;

- конус из картона со срезанной вершиной;

- пластилин коричневого цвета;

- поддон,

- пластмассовые ложки,

- мерные стаканчики.

     Подготовка: изготовить макет вулкана (на конус из картона налепить пластилин, надеть на бутылочку, закрепив горлышко с конусом пластилином, на поддон установить макет вулкана).

     Ход эксперимента: насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду в отверстие вулкана. Потом добавить немного моющего средства. А затем осторожно вливать в жерло вулкана уксус.

Что получится: сода и уксус вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.

     Вывод: Когда сода смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

     Проведя данный эксперимент, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана. Наша гипотеза подтвердилась.

Литература

  1. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство. – Волгоград:  Учитель, 2012.
  3. Энциклопедия необходимых знаний/Пер. с англ. У.В.Сапциной. – М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС», 2010. – 320с.
  4. "Энциклопедия стихийных бедствий" Геращенко Надежда. Издательство: Проф-Пресс, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы и родителями на тему"Кто живет на нашей даче?"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской с детьми старшей группы и родителями на тему: "Кто живет на нашей даче?"...

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Вулканы.

Задачи:Познание:- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; - расширить представления о природном явлении – вулкане. - раз...

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему: «Всё обо всем»

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспер...

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему «Молоко и молочные продукты»

Цель: Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования....

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Тема: «Вулканы»

Цели:1. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активнос...