Развитие познавательных способностей детей через общение с природой
статья по окружающему миру (младшая группа)

Алексеева Маргарита Алексеевна

Доклад на тему:

Скачать:


Предварительный просмотр:

филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Доклад

по теме: «Развитие познавательных способностей  детей  через общение с природой»

Подготовила Алексеева М.А. воспитатель

Ноябрь 2016г

 

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое  и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому необходима такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдения и труд в природе.

Но экологическое воспитание в детском саду - это не только подача детям,  каких – либо знаний о природе, но и возможность воспитать у них эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание трудиться и обогащать окружающий мир. 

С этой целью нами был  разработан проект для детей младшей группы «Золотая осень»

Актуальность этого проекта заключается  в том, что начинать закладывать эти  основы следует как можно раньше. Так как именно в этом возрасте ребенок охотно познает новое, ему  легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты

В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с родным краем. 

Любой край неповторим.  

Природа нашего края разнообразна и уникальна и важно  помнить что, когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые

Используя все методы и приемы, я заметила, что наиболее эффективным, доступным и интересным являются наблюдения за объектами природы в естественных условиях.

Нам повезло, потому что рядом с нашим садом  находится березовая роща.  И нам не надо далеко вывозить детей, что бы понаблюдать за изменениями в природе. В парке мы бываем очень часто и можем понаблюдать с детьми, например  и  раннюю и позднюю  осень. Понаблюдать и сделать сравнительный анализ  насекомых: бабочки и стрекозы, которых этим летом было очень много. Прогулка в парк,  для детей проходят всегда эмоционально и увлекательно.

Нами были организованы  экскурсии  « Лето красное», «Разноцветные краски осени», «Хмурая осень»,  « Путешествие  в зимний парк»,  Планируется экскурсия «Весна пришла».

 Детей  любого возраста привлекает опытно – экспериментальная деятельность  с природным материалом:  водой, песком, снегом. С прогулки дети часто приносят  ветки, красивые камушки,  шишки.

Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его.

 В осенний период нами  были проведены следующие опыты: «Узнаем, какая вода», «Свойство песка»,  «Лети, лети лепесток».

Успешность экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,  

В целях более успешного решения данных задач, нами создана развивающая среда группы, оформлены дидактические игры.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем большое количество природного и бросового материала.

Для развития сенсорных  способностей нами был сделан  «Сухой бассейн» для рук, который наполнили  разноцветной фасолью. Дети с большим удовольствием играют в этом бассейне. Использование сухого  бассейна  несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье  детей, одновременно  с этим они,  познают  форму, цвет, величину предметов.

Полученные детьми знания находят отражение в творчестве:  

Например: после  каждой сезонной экскурсии в парк,   с детьми был  оформлен  познавательный плакат  на тему «Времена года».

Пока, что на нашем стенде  не все времена года, но к концу учебного года он  пополнится.

Организована выставка  из природного материала «Чудеса осенней природы»

Проведено занятие  по трафаретному рисованию  «Осенние листочки

Занятие по аппликации из природного материала «Иголки для ёжика»

Основная цель этих мероприятий, формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе.

В ходе работы привлекаем  родителей к решению поставленных задач.  Это

и помощь в  изготовлении трафаретов  листьев для рисования,  участие в выставке  «Чудеса осенней природы», участие в совместных мероприятиях,  мастер-классах. Стараемся отметить важность участия каждого в большом деле сохранения природы родного края

Кроме этого в нашей  группе  создан уголок природы. Дети с желанием ухаживают, и заботятся о растениях.

Я  стараюсь не останавливаться на достигнутом,  а ищу новые формы работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию и развитию  познавательных способностей.

Есть такая притча:           «Стоит лес. Он никому не нужен.

Стоит храм. Он никому не нужен.

Стою я – я тоже никому не нужен.

Что же делать? Стоять!

Стоять на своём, если ты убежден!»

Я убеждена,  что важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания - ощущения и восприятия.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по развитию познавательных способностей детей через проектную деятельность.

формировать у детей представления о профессиях  взрослых в ближайшем окружении....

Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая наход...

Развитие познавательных способностей детей через активное внедрение метода экспериментирования в воспитательно – образовательный процесс

  Детское экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизир...

Развитие познавательных способностей детей через дидактические игры

Развитие познавательных способностей детейчерез дидактические игры с помощью блоков Дьенеша...

Консультация. Развитие познавательной активности детей при общении с природой

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.2. Познавате...