Мастер-класс по развитию познавательных способностей детей через проектную деятельность.
материал (средняя группа) на тему

Суханова Татьяна Николаевна

формировать у детей представления о профессиях  взрослых в ближайшем окружении.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_doshkolnom_vozraste.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

       В дошкольном возрасте, когда познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать представления детей о различных профессиях и о труде. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. Формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не  стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-5 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Поэтому  мы начали работу над  проектом «ВСЕ ПРОФЕССИИ ХОРОШИ», цель которого формировать у детей представления о профессиях.

Задачи проекта:

1. Продолжать знакомство детей с трудом взрослых
2.Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
3. учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
4.    Заинтересовать родителей в совместной игре  с детьми в профессии.
5. Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

На первом (подготовительном) этапе реализации проекта проводилось анкетирование родителей с целью выявить уровень знаний родителей об познавательной деятельности ребенка и в поддержании его интереса. По результатам анкетирования можно сделать вывод:  родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей.

Прошла экскурсия с детьми в прачечную, мед.кабинет, кухню.

На втором (практическом) этапе реализация проекта осуществлялась в разнообразных видах деятельности: - беседы с детьми о профессиях;

- проведены сюжетно-ролевые игры

- отгадывание загадок;

- Чтение и обыгрывание стихов про профессии.;

- Консультация на тему: «Как сформировать положительное отношение к труду детей через ознакомление с профессиями» ;

- привлечение родителей  к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

На третьем (заключительном) этапе родителями были созданы альбомы «Профессии бывают разные», «Профессии наших родителей».        

Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, игры,  беседы.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей  происходило через индивидуальную работу.

В результате проведенной диагностики выявилась положительная динамика усвоения детьми знаний о профессиях:

в начале работы над проектом высокий уровень развития детей составлял 17,4%, в конце работы-28,3%.

Таким образом, познавательной деятельности ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности, о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. В сознании ребёнка постепенно  меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, что позволяет увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.