Главные вкладки

    «У каждого есть имя»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Елисеева Светлана Геннадьевна
    По словарю В.И. Даля: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность». Имя человека – это то слово, которое человек слышит чаще всего. Это самое важное слово в жизни человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Знакомим ребёнка с именем.24.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия  «У каждого есть имя»

    Цель: формировать у ребенка позитивное отношение к своему «Я».

    Задачи:

    1. Познакомить детей с правами на имя, отчество и фамилию.
    2. Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу.
    3. Развивать чувство ответственности и умения понимать, что такое обязанности.

    Оборудование: цветные лепестки из бумаги, клубок ниток, мяч, игрушки – щенок и котенок, оформленный центр права в группе, Чебурашка.

    Ход занятия:

    Дети становятся в кружок.

    - Доброе утро, ребята. Я сегодня на занятии встречаю вас вот такой песенкой («Песенка Чебурашки» сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского). Кто знает, подпевайте.

    -Ребята, а кто догадался, чему обрадовалась эта странная, безымянная игрушка (показываю Чебурашку). («Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка…», у него появилось имя, с ним стали дружить, руку подавать…).

    - Правильно, а сейчас отгадайте загадку:

    «И у бабушки есть,

    И у дедушки есть,

    И у мамы есть,

    И у папы есть,

    И у внучки есть,

    И у лошадки есть,

    И у собачки есть

    Чтобы его узнать,

    Надо вслух сказать». (ИМЯ)

    - Правильно, ребята. У каждого человека есть имя, и это самое священное и любимое слово для него.

    -Хотите поиграть?

    - Вот мяч, передайте друг другу его и называете свое уменьшительное имя (Володя, Таня).

    - А как по имени, отчеству вас будут называть, когда вы станете взрослыми? (передаем мяч в другую сторону).

    - Как хорошо мы поиграли и как много интересного узнали друг о друге.

    (слышится плач новорожденного. Вкатывает коляску, в которой куклы – младенцы).

    - Ой, ребята, в этой коляске новорожденные, как они похожи.

    - А что это у них на ручках? (манжетки с указанием даты рождения).

    - А вот и ваши манжетки, которые принесли показать родители. Когда вы родились, у вас тоже были манжетки с цифрами, чтобы вас не перепутать. Какие цифры вы знаете?

    - А вам бы понравилось, если бы вас стали называть: первый, десятый, двадцатый и пр…?

    - Вот для этого родители дают своему ребенку имя.

    - Но не только для того дается имя, чтобы отличить своего ребенка от других.

    - Подумайте и скажите, для чего еще дается имя? ( Имя дается в честь кого-то, семья, называя ребенка, желает ему любви, надежды, веры, счастья. Хочет, чтобы ребенок был милым, добрым).

    - Да, имя – это пожелание, напутствие родителей маленькому человечку, который только начинает жить.

    -Ребята, а хотите послушать историю. Садитесь. (Дети садятся полукругом. На столе открываю Котенка и Щенка).

    - Маленький Котенок гулял по улице и встретил маленького Щенка. Щенок заливисто лаял: «Гав-гав…». Котенок спросил у Щенка: «Зачем ты меня зовешь?» Щенок: «Я никого не зову, я просто лаю: «Гав – гав…»

    - Нет, ты зовешь меня, потому что меня зовут Гав. У меня такое имя.

    - Какое забавное у тебя имя, а я вот просто щенок…

    - «Так не бывает, у каждого должно быть свое имя», - сказал Котенок.

    - Ребята, вы согласны с Котенком?

    - Встречали ли вы ребят без имени?

    -Давайте придумаем такое имя щенку, которое бы ему подходило. (Дети предлагают разные имена, обсуждают и выбирают то, которое наиболее соответствует Щенку, Щенок благодарит детей).

    - Ребята, а сейчас скажите своим друзьям ласковое имя того, кто сидит справа, и улыбнитесь ему.

    - Молодцы, а какие пословицы вы знаете о ласковом слове?

    («Ласковое слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое разрушает».

    - Какие ласковые и дружные дети у нас в группе, и я приглашаю вас в сказочную страну Имени, но для этого надо соткать паутинку из наших имен. ( дети встают за стульчики).

    - У меня в руках клубочек. Каждый берет его в руки и наматывает на спинку своего стула, называя при этом свое полное имя, все повторяют, так клубок будет переходить от одного к другому, пока нитка не обмотает все стульчики.

    - Все действовали дружно и поэтому соткали такую чудесную паутинку из наших имен. Теперь пройдем через нее и наполнимся волшебной силой. (Дети перелезают через (паутинку), оказываются в центре круга, образованного стульчиками).

    - Вот мы и оказались в стране имени. Давайте присядем и приготовимся к встрече со своим именем. (Звучит музыка).

    - закройте глаза и представьте себе, на что похоже ваше имя и как оно выглядит, из чего сделаны, какие в нем есть цвета, как пахнет, как звучит, как двигается?

    ( Лена-мое имя похоже на ласточку. Я думаю, что в моем имени есть такой цвет…-показывает лепесток соответствующего цвета, прикрепляет на фланелеграф)

    Вася – похоже на василёк.

    Маша – мягкое, теплое имя.

    Аня, Анюта – как цветок анютины глазки.

    Коля, звучит как колокольчик).

    - Посмотрите, какой замечательный цветок получился, все имена красивые, дети любят свои имена, но и обязаны не нарушать право на это любого человека.

    - Это право закреплено в Декларации прав и конвенции о правах ребенка (показываю документ).

    - А сейчас мы услышим, как вы выполнили домашнее задание: каждый должен был дома побеседовать с родителями и узнать тайну своего имени. ( Я Юлия – пушистая, волнистая).

    - Молодцы! Людей на Земле очень много и у каждого есть свое имя, каждый имеет право на имя, много имен одинаковых, но у одних оно кажется красивым, добрым, а у других нет, почему? ( Потому что не имя красит человека, а человек имя своими добрыми делами, поступками).

    - Если хотят предостеречь человека от плохого, что ему говорят? (Не губи свое имя).

    - Запомним пословицу « Не имя красит человека, а человек – имя».

    Итог.

    - Что вы запомнили сегодня на занятии? (Каждый имеет право на имя, человек красит, прославляет свое имя).

    - Ребята, все имена и фамилии хороши. Плохих имен и фамилий не бывает. Сейчас вы об этом услышите ( стихотворение С.В. Михалкова «Финтифлюшкин»).

     У папы Финтифлюшкина,

    У мамы Финтифлюшкиной,

    У сына Финтифлюшкиных

    (Ему девятый год!) —

    Не драма, не комедия,

    А личная трагедия:

    Семейную фамилию

    Малыш не признает.

    Конечно, Финтифлюшкины

    Совсем не то, что Пушкины…

    Но все же Финтифлюшкины —

    Рабочий русский род:

    Он был прославлен предками

    Кондитерами редкими,

    Их плюшками, ватрушками

    И чудо-финтифлюшками —

    Что сами лезли в рот.

    Но Феде Финтифлюшкину

    Нет дела до того,

    Поскольку друг за дружкою

    Все дети Финтифлюшкою

    Теперь зовут его.

    Как жить с такой фамилией

    И как ее терпеть?

    Вот хорошо бы личную,

    Совсем, совсем обычную,

    Серьезную, приличную

    Фамилию иметь!

    Бывают же фамилии

    Без разных глупых слов:

    Ну, скажем, просто Сидоров!

    А лучше — Иванов!

    Но так уже положено,

    Что там, где есть семья,

    Там папина фамилия

    И мамина фамилия —

    Семейная фамилия,

    А стало быть, твоя!

    А Феде Финтифлюшкину

    Я свой совет даю:

    Носи, малыш, с достоинством

    Фамилию свою!

    А если ты научишься

    Работать и мечтать,

    Великим Финтифлюшкиным

    Ты в жизни можешь стать!

    - Чему должен научится человек, чтобы стать хорошим?

    - Молодцы!

    Список литературы:

    1. Декларации прав (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года) и конвенции о правах ребенка (1989);
    2. Зацепина М.Б. «Патриотическое воспитание дошкольников»
    3. Гербова В.В. «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
    4. Петрова В.И. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "У каждого мама есть!"

    Это сценарий занятия совмесного с мамами. Дети вместе с мамой нетрадиционной техникой, рисованием на шарике, делают себе дружочка. Особый эмоциональный настрой дают мамы, которые трудятся вместе с реб...

    Образовательная деятельность с использованием ИКТ «У каждой планеты есть что-то свое, что ярче всего отличает ее»

    Возрастная группа детей: подготовительная группа.Направление: познавательно-речевое.Образовательная область: интеграция образовательных областей – «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественн...

    Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)

    Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)...

    «У каждого есть мама» 8 Марта

    «У каждого есть мама» 8 Марта  ср.гр. 2012 год. Звучит музыка, дети заходят в зал парами и встают полукругом. 1реб:...

    Проект "У каждого есть своё имя".

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. В самом начале для...

    «У каждого есть Ангел за спиной…»

    Конспект интегрированного занятия ко Дню матери...