Вода - источник жизни. НОД.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Якимова Тамара Владимировна.

Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zekologiya_vodoemy.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект НОД по экологии в старшей группе.                

                            Тема: «Вода – источник жизни».                                                                                

                                                                                Воспитатель: Якимова Т.В.

Цель: формирование у старших дошкольников осознанно-правильного отношения к природе посредством развития основ экологической культуры.

Задачи:

1.Уточнить и систематизировать знания детей о воде, как о самой важной и нужной на планете, необходимой для жизни всего живого на Земле.

2. Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за все живое на земле.

3. Вызвать интерес и желание экономно расходовать воду, беречь и охранять природные источники воды: реки, озера, водоемы.

4. Развивать у детей доказательность суждений и речи, продолжать учить делать выводы и умозаключения, анализировать и обобщать, опираясь на полученные ранее знания и опыт.

5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, быстро переключаться с одной деятельности на другую.

6. Воспитывать бережное отношение к природным и водным ресурсам.

7. Воспитывать нравственно-этические чувства: товарищество, дружелюбие, сопереживание и желание прийти на помощь нуждающемуся.

Оборудование:

Набор плакатов и картинок «Вода в жизни человека. Как человек использует воду». Мяч для игры.  Мольберт.  Таз с водой, покрашенное черной краской растительное масло (нефть), ложка, салфетка, губка, ветошь; Диск «Живые звуки матушки-природы», звукозапись из цикла «Вода».                                                                   Ход НОД:                                                                                                                                       Стук в дверь. Появляется Кот Леопольд. Он очень грустный. На нем мокрая и грязная одежда.

Воспитатель: - Здравствуй, дорогой Кот Леопольд! Что с тобой произошло? Почему ты такой грязный?

Кот Леопольд: - А вы как думаете? (ответы детей: споткнулся и упал в лужу, обрызгал автомобиль…)

Кот Леопольд: - Нет, ребята! Я очень торопился к вам в гости, поиграть. Ярко светило солнышко, и мне стало жарко. Когда я проходил возле реки, то решил искупаться. После того, как я искупался в речке и вышел на берег, то стал вот таким грязным (плачет). Что какое? Почему?

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему Кот Леопольд вышел из воды таким грязным? (ответы детей: речка загрязнена, в нее попала нефть, в реку по трубам сбрасывают разные отходы)

Воспитатель: - Как мы можем помочь коту? (дети предлагают отправить кота умыться и переодеться)

Воспитатель: - Кот Леопольд, иди, умойся и переоденься, и опять будешь чистым и опрятным. А пока Кот Леопольд приводит себя в порядок, предлагаю поиграть. Словесно-дидактичекая игра «Кому нужна вода?

- Ребята, подумайте и скажите, кому нужна вода? (ответы детей: рыбам, птицам, деревьям, растения, цветам, водоплавающим птицам, зверям, морякам, рыбакам, всем живым существам)

- Какая бывает вода (подбор слов-эпитетов). Дети передают по кругу мяч друг другу, называя прилагательные. (ответы детей: чистая, холодная, речная, грязная, питьевая, газированная, мутная, ключевая, дождевая, кипяченая, морская, пресная, вкусная…)

Кот Леопольд: - А человеку нужна вода?  Для чего человеку нужна вода?

Игра с мячом «Для чего человеку нужна вода?» Кот кидает мяч, задавая, вопрос, дети, ответив, возвращают мяч коту обратно

Дети: - Человеку нужна вода для того, чтобы умываться, мыться, чистить зубы, готовить пищу, мыть посуду, мыть полы, стирать вещи, убираться в комнате и соблюдать чистоту, купаться и закаляться, чтобы пить и готовить еду, мыть окна, поливать комнатные растения.

Воспитатель: - Молодцы!  Да, ребята, вода нужна человеку чтобы жить. Ведь наш организм на 70% состоит из воды. Без воды человек может прожить не более пяти дней. Значит, какой делаем вывод?

Дети - Что без воды человеку не прожить.

Воспитатель: - В каком виде (состоянии) вода существует в природе?

(в жидком, твердом и газообразном).                                                                                     Кот Леопольд: -  Назовите температуру кипения воды. (вода закипает при температуре кипения 100 градусов Цельсия).

Воспитатель: - А при какой температуре вода замерзает и превращается в лед? (вода замерзает при температуре ниже нуля градусов).

Кот Леопольд: - Молодцы! Все знают! Сразу видно, что в школу готовятся пойти учиться! А знают ли ваши ребята пословицы и поговорки о воде?

Пословицы и поговорки о воде:

- Пролитую воду не соберешь.

- Вода – всему голова.

- Вода течет вниз, а человек стремится вверх. - С лица воду не пить.

- Вода чиста у истока.

- Где вода, там и верба, где верба, там и вода.

- Не зная броду, не лезь в воду.

- Без воды нет жизни.

- Вода найдет себе дорогу.

- Утопающий в воде хватается даже за соломинку.

- Под лежачий камень вода не течет.

- Вода и землю точит и камень долбит.

- Вода камень точит.

- Вода студёна - тело ядрено.

- Вода и огонь друг с другом не спорят.

- Крепкую дружбу и вода не разлучит.

- Друзья - не разлей вода.

- Как с гуся вода.

- Река узнается в течении, человек — в беседе.

Воспитатель: Мы знаем еще и высказывания великих людей о воде:

 "Капля воды дороже золота" -  Д.Менделеев

 "Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды"-  В.Песков

 "Вода - красота природы" -  С.Аксаков "Вода! …У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Ты - сама жизнь. Ты - самое большое богатство на свете." - Антуан-де Сент Экзюпери.

Физминутка

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.                                   Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.                                                  А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно -                                 Вместе – раз – это брасс. Качаясь на волне – плывём на спине.                       Вышли на берег крутой и отправились домой!

Воспитатель: - Кот Леопольд, послушай, пожалуйста стихотворение!

«Вода – источник жизни»  

 «Вода – источник жизни, каждый знает.

Вот только исполняет не всегда.

Кран за собою плохо закрывает,

И все бежит, бежит, бежит вода.

Вода – источник жизни! Звери знают.

И Киплинг даже нам писал о том.

У водоема жажда заставляет

Их соблюдать приличия во всем.

Вода – источник жизни! Птица знает.

И птицы очень рады той молве.

Ведь не прожить порою им бывает,

Все мысли их устремлены к воде.

Для водоплавающих птиц вода – стихия!

И жизнь у водоемов хороша,

Построят гнезда, … уж птенцы большие….

Но не торопятся покинуть берега.

Вода – источник жизни! Дети знают.

Так любят лодку в ванной запускать.

Цветы польют, мишутку искупают,

Им без воды никак нельзя прожить.

Надев сапожки – лужи измеряют,

Запруды строят, лепят города.

Куда ни глянь, все о воде мечтают.

Всем на Земле всегда нужна вода.

Вода – источник жизни, каждый знает.

Вот только исполняет не всегда.

Кран за собою плохо закрывает…

И все бежит, все капает вода.»

Воспитатель: - Вода в водоемах с каждым годом становится все грязнее. Люди и животные стали чаще болеть. Но мир не без добрых людей! В России есть еще добрые, заботливые люди. На предприятиях строят очистные сооружения, а специальные службы контролируют сброс вредных веществ в реки и водоемы. (рассматривание плакатов и картинок).

Кот Леопольд: - Но природе помогают не только люди. Очень хорошо очищают воду крабы, которые пожирают отходы и сорные речные растения. Хорошо очищают воду и мидии, которые питаются загрязняющими воду веществами.

Воспитатель: - Вода - это источник жизни для всего живого. Мы должны ее беречь и охранять. Наша планета Земля - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.

Зукозапись из цикла «Живые звуки матушки-природы». – Ребята, вслушайтесь в журчание воды. Может быть, она просит о помощи. (релаксация)

Моделирование экологической катастрофы

 Заранее в таз наливаю воду, добавлю покрашенное черной краской растительное масло, которое будет обозначать нефть. Предлагаю воспитанникам чем-нибудь убрать «нефть» (ложкой, салфеткой, губкой, ветошью). Им это не удается. Дети приходят к выводу, что это невозможно. Тогда в «нефть» опускаю гусиное перо. Оно чернеет, склеивается, покрывается «нефтью» (маслом). Подвожу детей к тому, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. Вред наносится не только птицам. Обитатели рек, море, океанов тоже погибают, потому что сквозь маслянистое нефтяное пятно не проникает воздух, морским обитателям нечем дышать. Ученые-экологи изобрели корабли по сборке с поверхности воды разлившейся нефти. Эти корабли-нефтесборщики собирают с поверхности водной глади капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами. Нефтяное пятно притягивается к ним, и загрязненная нефтью вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть задерживается в мешках-фильтрах. Таким способом люди придумали очищать воду от нефти. Подвожу воспитанников к выводу, о том, что специальные корабли-нефтесборщики просто необходимы.

Кот Леопольд: - Я тоже знаю одно очень хорошее стихотворение.

«Кто знает, откуда берется вода?

Из снега, из крана, иль изо льда?

Хочу получить я четкий ответ

На свете есть жизнь без воды, или нет?!?

Вода где живет? В бутылке, в стакане?

В колодце, в реке, может быть в океане?

В луже, в ручье, в ушате, в лохани?

Может в болотце иль в тазике в бане?

Кто скажет, откуда берется вода?

И почему так прозрачна она.

И почему состояние разное:

Твердое, жидкое, газообразное?

Вода дает жизнь, все об этом мы знаем.

Только порой в суете забываем.

Что люди и птицы, и звери любые

Лишившись воды бы и дня не прожили.

Ребята!!! Будем же воду беречь!

Давайте воде не позволим зря течь!

А то ведь закончиться может вода,

И жизнь на Земле прекратится тогда!»

Кот Леопольд: - Спасибо, ребята, что разрешили мне умыться. Я очень рад, что у вас такие хорошие знания, и думаю, что вы будете хорошо учиться в школе. А теперь мне уже пора домой. До свидания.

Дети прощаются с Котом Леопольдом, а воспитатель подводит итог, вспоминая, почему Кот вышел из воды грязным.

Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, что надо делать, чтобы вода в водоемах была чистая?  не мыть машины и велосипеды, не бросать мусор, не мусорить возле реки, не выливать отходы).

- Как мы с вами можем беречь воду? (закрывать краны, зря не тратить воду, напрасно не лить). Молодцы, ребята!

Воспитатель: - Вода – это наше богатство и залог здоровья, и людей, и животных, и растений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект на тему: "Вода - источник жизни" в старшей группе

Конспект по экологическому воспитанию....

Вода – источник жизни (подготовительная группа)

формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Во...

Вода источник жизни

Дать понятие детям, что вода источник жизни...

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию...

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...