Проект «Зима – прекрасная пора»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Юлия Германовна Петрова

Познавательно-исследовательский, творческо-информативный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima-prekrasnaya_pora.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 присмотра и оздоровления Санкт – Петербурга

Проект

 «Зима – прекрасная пора»

Составитель: Петрова Юлия Германовна

 Проект: познавательно-исследовательский, творческо – информационный.

1. Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы   дети получали удовольствие от зимы.  

2. Предполагаемые итоги:

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища
  • повышение познавательной активности
  • усвоение необходимых знаний по теме «Зима»
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
  • Проведение утренника к Новому году.

3. Сроки реализации:  декабрь-февраль.

4. Участники проекта: дети старшей группыы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

5. Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зимушка-зима!"

6. Задачи:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы  (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  • Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
  • Развивать  коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.

7. Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

8. Этапы работы:

  • Подготовительный – введение в ситуацию, доведение до участников проекта важность данной проблемы. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта. Создание развивающей среды.
  • Основной  (практический) – раскрытие темы.
  • Заключительный – закрепление полученных знаний на практике, свободное применение их в повседневной жизни.

9. Механизмы  реализации проекта с детьми:

занятия, беседы, наблюдения,  досуговая  деятельность, игровая деятельность, исследовательская деятельность,  продуктивная деятельность детей, чтение художественной литературы.

  • Дидактические игры:

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе),  «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах), «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц»,  «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Сезонная одежда и обувь», «Найди пару», «Подбери костюм».

  • Словесные игры: «Какой,  какая, какие?»,  «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т.д.),  «Скажи  наоборот».
  • Сюжетно-ролевые игры:  «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»
  • Настольно – печатные игры: «Времена года», «Сезонная одежда и обувь»
  • Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».
  • Игры – соревнования: «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
  • Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках».
  • Ознакомление с окружающим: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей».
  • Конструирование и ручной труд из природного материала: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами).
  • Беседы: «Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зима в нашем крае», «Почему мне нравится зима». «Как звери в лесу зимуют». «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Почему скрипит снег?», «Помоги птицам», «Зачем зимой снег», «Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой», «Откуда идёт снег», «Сезонная одежда и обувь», «костюмы разных народов» (зимой).
  • Наблюдения:  за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом), за красотой и богатством зимних красок, за птицами, за деревьями, растущими на территории детского сада, за одеждой и обувью детей и прохожих в зимний период (разные погодные условия).
  • Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах), « Зимние забавы на улице». Экологическая тропа ДОУ. В зимний сквер.
  • Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.
  • Чтение художественной  литературы: Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь», «Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица», загадки о зимних явлениях в природе, пословицы и поговорки о зиме.
  • Рассказывание детей по темам: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…», старорусские костюмы. Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
  • Непосредственно образовательная деятельность.

Развитие речи: «Зимний лес»; ознакомление с окружающим миром: «Зима в лесу»; развлечение: «Зимние забавы»; физкультурное развлечение: «Мы морозов не боимся!»; интегрированное занятие: «Зимушка-зима!»

Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

  • Трудовая деятельность: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц, «Окучивание» снегом деревьев, расчистка дорожек от снега во время прогулки, с помощью воспитателя посыпать дорожки песком, очистить вместе с воспитателем место для игр от снега, на прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков, сгребание снега лопатой, расчистка дорожек, постройка из снега.
  • Творческая мастерская: вырезывание снежинок, лепка снежинки.
  • Рисование: «Деревья в инее», «Снегурочка», «Зимняя одежда», Зимняя ночь»,  «Снежинки- балеринки», «Шары на елку».
  • Изготовление цветных льдинок.
  • Аппликация: «Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза».
  •  Лепка: «Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке», «Символ 2018 года»
  • Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку», «Метелица»

Работа с родителями:

Мероприятия по работе с родителями: 

1. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно -  образовательному процессу в ДОУ.

2. Оформление папок-передвижек для родителей:

  «Зимние подвижные игры». Домашнее задание на тему «Мультгерои на новогодней елке» (участие в конкурсе). Подборка стихов для разучивания с детьми дома. Беседа «Одежда ребенка на зимней прогулке». « Столовая  для птиц" -  изготовление кормушек для птиц. Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы». Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний». Организация выставок детских работ

Беседы по ОБЖ:

«Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Что делать, чтобы не замерзнуть»

10. Ожидаемый результат:

дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт; познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; овладели расширенным словарным запасом;

имеют представление о природе родного края; знакомы с правилами безопасного поведения на природе; систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»; научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.

11. Продукт проекта: новогоднее представление для детей и родителей,

конкурс «Мультгерои на новогодней елке».

12. Развивающая среда: подобран и систематизирован весь материал по теме (д/и, п/и, плакаты, макеты, использование интернет – ресурсов и т.д.); выставка художественной литературы по теме проекта.

13. Список литературы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Мозаика-Синтез,  2010

1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.

2.Книга для чтения в детском саду и дома:  5- 6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с.

3.Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.

4. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис – пресс. 2002.

5.С Новым годом. Для чтения родителями детям. - М.: Дрофа - Плюс, 2010. - 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима - прекрасная пора.

Заметка о снежных постройках...

проект для детей с 2-3 лет "Красавица - зима, прекрасная пора"

проект для детей с 2-3 лет "Красавица - зима, прекрасная пора"...

Проект для детей 3-4 лет «Зимушка - зима, прекрасная пора»

Цель проекта: формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей.Задачи проектной деятельности:Развивающие:1. Развивать речевую и прод...

Проект «Зимушка-зима, прекрасная пора».

Проект во второй младшей  группе«Зимушка-зима, прекрасная пора»....

Фотоотчёт за первый месяц по проекту «Зимушка - зима, прекрасная пора»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27127866","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Тип проекта: информационно творческий, групповой.Продолжительность - долгосрочный...