Проект «Зима – прекрасная пора»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-исследовательский, творческо-информативный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zima-prekrasnaya_pora.docx | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 присмотра и оздоровления Санкт – Петербурга
Проект
«Зима – прекрасная пора»
Составитель: Петрова Юлия Германовна
Проект: познавательно-исследовательский, творческо – информационный.
1. Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.
2. Предполагаемые итоги:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища
- повышение познавательной активности
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
- Проведение утренника к Новому году.
3. Сроки реализации: декабрь-февраль.
4. Участники проекта: дети старшей группыы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
5. Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зимушка-зима!"
6. Задачи:
- Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
- Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
- Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
- Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
- Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
- Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
- Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
- Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
- Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
7. Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
8. Этапы работы:
- Подготовительный – введение в ситуацию, доведение до участников проекта важность данной проблемы. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта. Создание развивающей среды.
- Основной (практический) – раскрытие темы.
- Заключительный – закрепление полученных знаний на практике, свободное применение их в повседневной жизни.
9. Механизмы реализации проекта с детьми:
занятия, беседы, наблюдения, досуговая деятельность, игровая деятельность, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность детей, чтение художественной литературы.
- Дидактические игры:
«Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах), «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Сезонная одежда и обувь», «Найди пару», «Подбери костюм».
- Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».
- Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»
- Настольно – печатные игры: «Времена года», «Сезонная одежда и обувь»
- Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».
- Игры – соревнования: «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
- Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках».
- Ознакомление с окружающим: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей».
- Конструирование и ручной труд из природного материала: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами).
- Беседы: «Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зима в нашем крае», «Почему мне нравится зима». «Как звери в лесу зимуют». «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Почему скрипит снег?», «Помоги птицам», «Зачем зимой снег», «Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой», «Откуда идёт снег», «Сезонная одежда и обувь», «костюмы разных народов» (зимой).
- Наблюдения: за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом), за красотой и богатством зимних красок, за птицами, за деревьями, растущими на территории детского сада, за одеждой и обувью детей и прохожих в зимний период (разные погодные условия).
- Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах), « Зимние забавы на улице». Экологическая тропа ДОУ. В зимний сквер.
- Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.
- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь», «Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица», загадки о зимних явлениях в природе, пословицы и поговорки о зиме.
- Рассказывание детей по темам: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…», старорусские костюмы. Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
- Непосредственно образовательная деятельность.
Развитие речи: «Зимний лес»; ознакомление с окружающим миром: «Зима в лесу»; развлечение: «Зимние забавы»; физкультурное развлечение: «Мы морозов не боимся!»; интегрированное занятие: «Зимушка-зима!»
Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
- Трудовая деятельность: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц, «Окучивание» снегом деревьев, расчистка дорожек от снега во время прогулки, с помощью воспитателя посыпать дорожки песком, очистить вместе с воспитателем место для игр от снега, на прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков, сгребание снега лопатой, расчистка дорожек, постройка из снега.
- Творческая мастерская: вырезывание снежинок, лепка снежинки.
- Рисование: «Деревья в инее», «Снегурочка», «Зимняя одежда», Зимняя ночь», «Снежинки- балеринки», «Шары на елку».
- Изготовление цветных льдинок.
- Аппликация: «Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза».
- Лепка: «Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке», «Символ 2018 года»
- Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку», «Метелица»
Работа с родителями:
Мероприятия по работе с родителями:
1. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
2. Оформление папок-передвижек для родителей:
«Зимние подвижные игры». Домашнее задание на тему «Мультгерои на новогодней елке» (участие в конкурсе). Подборка стихов для разучивания с детьми дома. Беседа «Одежда ребенка на зимней прогулке». « Столовая для птиц" - изготовление кормушек для птиц. Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы». Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний». Организация выставок детских работ
Беседы по ОБЖ:
«Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Что делать, чтобы не замерзнуть»
10. Ожидаемый результат:
дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт; познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; овладели расширенным словарным запасом;
имеют представление о природе родного края; знакомы с правилами безопасного поведения на природе; систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»; научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.
11. Продукт проекта: новогоднее представление для детей и родителей,
конкурс «Мультгерои на новогодней елке».
12. Развивающая среда: подобран и систематизирован весь материал по теме (д/и, п/и, плакаты, макеты, использование интернет – ресурсов и т.д.); выставка художественной литературы по теме проекта.
13. Список литературы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010
1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
2.Книга для чтения в детском саду и дома: 5- 6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с.
3.Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
4. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис – пресс. 2002.
5.С Новым годом. Для чтения родителями детям. - М.: Дрофа - Плюс, 2010. - 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима - прекрасная пора.
Заметка о снежных постройках...
зима- прекрасная пора !
Презентация...
проект для детей с 2-3 лет "Красавица - зима, прекрасная пора"
проект для детей с 2-3 лет "Красавица - зима, прекрасная пора"...
Проект для детей 3-4 лет «Зимушка - зима, прекрасная пора»
Цель проекта: формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей.Задачи проектной деятельности:Развивающие:1. Развивать речевую и прод...
Проект «Зимушка-зима, прекрасная пора».
Проект во второй младшей группе«Зимушка-зима, прекрасная пора»....
Фотоотчёт за первый месяц по проекту «Зимушка - зима, прекрасная пора»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27127866","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Тип проекта: информационно творческий, групповой.Продолжительность - долгосрочный...