Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

В настоящее время, в связи с пересмотром форм и методов обучения в дошкольном образовании, в процесс обучения активно внедряется экспериментирование.  Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений. Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду.

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю»

(К. Т. Тимирязев)

В настоящее время, в связи с пересмотром форм и методов обучения в дошкольном образовании, в процесс обучения активно внедряется экспериментирование. Многие исследователи считают, что у детей, уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать исследовательскую активность и инициативность, так как существенной стороной подготовки ребёнка к школе является потребность в знаниях, проявляющихся в познавательных интересах. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений. 

Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Основное содержание экспериментальной деятельности.

1. О материалах (песок, бумага, глина, дерево, ткань).                                                                          2.О природных явлениях (вода, снег, солнце, ветер).                                                                        3.О мире растений (способ выращивания растений из семян).                                                         4. О предметном мире.

В ДОУ эксперимент может быть организован в трёх направлениях:

- специально организованное обучение;                                                                                                   - совместная деятельность педагога с детьми;                                                                                        - самостоятельная деятельность детей.                                                                                            Важно: занятия являются итоговой формой исследовательской деятельности. Проблемные ситуации, эксперимент могут быть частью любого занятия.  Например, частью занятия по математике, развитию  речи, конструированию и т.д.                 Структура занятия-эксперимента является примерной и может быть изменена.

Формы работы с детьми (методы и приёмы).

1. Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная, игра-драматизация ) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:

  • «Определи на вкус»;
  • «Определи по запаху»;
  • «Узнай по голосу»;
  • «Оденем куклу на прогулку»;
  • «Где живёт вода»

2. Практическая деятельность. Действия (с магнитами, лупой, измерительными приборами).  Позволяет самостоятельно овладеть способом познавательной деятельности.                                                                                                                         3. Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.

4. Рассматривание схем, таблиц, рисунков. Позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.                                                                                                     5. Использование энциклопедических данных. Развивает интерес, интеллект.                         6. Ребёнок берёт на себя роль – объясняет, учит. 

7. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах, явлениях, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Организация центра экспериментирования

- Материал, находящийся в уголке, располагается в доступном для детей месте.                             - Пособий для опытов и экспериментов должно быть в достаточном количестве.                   - Оборудование уголка подбирается с учётом возраста и уровня развития детей.                  - Материал для экспериментирования распределяется по разделам.

Оборудование центра экспериментирования

- Приборы: увеличительные стёкла (лупы), микроскопы, песочные часы, магниты, зеркала и др.                                                                                                                                                   - Сосуды из различных материалов разного объёма и формы: колбы, пробирки, стаканы, чашки и др.                                                                                                                                        - Природный материал: камешки, шишки, ракушки, мох и т. д.                                                - Разные виды бумаги: картон, ватман, калька, гофрированная бумага и т. д.                          - Красители: пищевые и непищевые: акварель, гуашь и т. д.                                                      - Медицинские материалы: вата, кусочки марли, мерные ложки, деревянные палочки и др. - Сыпучие материалы: крупа, песок, мука и др.                                                                             - Прочие материалы.

Мир ребёнка разнообразен. Важно научить его находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых - давно знакомые. И всё это в атмосфере игры.  Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Важно поощрять, воспитывать привычку учиться. Многие явления детям непонятны. Знакомство же с физическими явлениями служат средством для накопления впечатлений об окружающем мире, выступают инструментом для развития его умственной деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. В предложенных методических рекомендациях указания, как этого достичь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

Презентация «Организация музыкально творческой деятельности в детском саду»

В презентации раскрывается опыт работы музыкального руководителя МДОУ "Детский сад №51"  Г.В.Кузовкиной, по развитию у детей творческих  способностей, потребности  самовыражения в движе...

Педсовет "Организация полноценной речевой деятельности в детском саду"

Педагогическая технология О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на  развитие у дете...

Организация учебно-воспитательной деятельности в детском саду

Данную презентацию я использовала для проведения родительского собрания в детском саду моей группы (2-ая младшая) в начале учебного года....

Организация непрерывной образовательной деятельности в детском саду с помощью театрализованой игры.

Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание,...

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...