Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_ptitsy.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.
Составила воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР детского сада №111 Н.В.Ульянова
Программные задачи:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: водоплавающие, насекомоядные, орнитолог; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Материалы: аудиозапись « Голоса птиц»; 7 картин с изображениями разных мест обитания; модели животного мира; скворечник; птицы-картинки; репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели»; картинки с изображением разных гнездовий; перья, пух, яйца разного размера; мяч, медали «Юный орнитолог».
Раздаточный материал:
Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка. Бумага для оригами, клей, силуэт голубя из картона.
Ход занятия: (аудиозапись «Голоса птиц» будет звучать тогда, когда дети выполнят очередное задание, в знак того, что дети справились)
Вступительная часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня, когда я шла на работу, в нашей кормушке на участке лежало вот это письмо: «Юным экологам группы №6». Кто такие экологи?(люди, которые знают природу, берегут ее и охраняют). Давайте прочитаем письмо: «Ребята, спасибо вам большое за то, что вы подкармливали нас целую зиму. Вы настоящие защитники природы. Мы очень хотим, чтобы вы рассказали о нас, птицах, все, что вы знаете. В конверте вы найдете задания. Если вы справитесь, то мы вас будем называть «юные орнитологи» и в благодарность мы будем вам петь радостные песни». Выполним просьбу птиц? (звучит пение птиц)
1. Первое задание: найди среди всех моделей модели птиц.
2. Второе задание: Разложи всех птиц по местам обитания (дети раскладывают птиц по картинкам «море». «лес», «озеро», «горы», «север», «саванна», «деревня» )
Воспитатель: Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?
Дети:
Перелётные и зимующие.
3.Третье задание: Игра «Возьмите карточки и поделитесь на зимующих и перелетных».
Вопрос к «зимующим» : Назовите себя. Почему вы не боитесь холода?
Дети:
Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Вот тут на помощь приходят люди, делают кормушки и подкармливают птиц.
Воспитатель:
Вот послушайте стихотворение на эту тему:
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель: Вопрос к «перелетным» : Назовите себя. Почему вы улетаете на юг?
Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети:
Строит и развешивает скворечники, синичники.
Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?
Дети:
Из дерева.
Воспитатель:
Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселятся лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.
Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети:
Морские птицы – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин, пеликан;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова.
4. Четвертое задание: Игра «У кого кто?»- ловим мяч и отвечаем.
Грач-грачата,
Скворец – скворчата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Орел – орлята,
Аист-аистята,
Страус –страусята,
индюк –индюшата,
Сокол – соколята.
5. Пятое задание: Игра «Четвёртый лишний»
6. Шестое задание: Игра-перевоплащение
Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать (цапля, воробей, ворона, утка)
7. Седьмое задание: Сравнение птиц по разным признакам
Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем, например?
Дети:
У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»
Дети:
У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.
Воспитатель:
Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Что ещё отличает птиц друг от друга?
Дети:
Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.
Воспитатель: Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо. Можно трогать и разбивать яйца диких птиц?
Работа над содержанием стихотворения
— Я нашла гнездо лесное,
Маленькой пёстрой птички,
Свитое ранней весною.
В гнезде лежали яички.
Как же она испугалась,
Прикинулась птичка больною,
Крыло волочила, металась,
В густой траве, предо мною.
Давалась мне прямо в руки.
Меня от гнезда уводила.
И сколько в ней было муки,
И сколько в ней было силы.
— Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).
Дети: (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).
-Что ещё у птиц разного?
Дети:
У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.
Воспитатель:
А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).
Опыт: жир отталкивает воду
Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?
Дети:
Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.
Воспитатель:
Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода» в отличии « как мокрая курица».
8. Восьмое задание: польза птиц.
Воспитатель:
Как человек использует птиц в своей жизни?
Дети:
Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.
Воспитатель:
Какую пользу приносят птицы в природе?
Дети:
Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.
Воспитатель:
А какой вред?
Дети:
Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.
Воспитатель:
Кого можно назвать врагами птиц?
Дети:
Диких животных, хищных птиц.
Воспитатель:
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?
Дети:
Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.
9. Девятое задание: Изготовление птицы-оригами из бумаги.
10.Итог занятия:
-Продолжите предложение, которое начинается так:
-Я узнал на занятии......
-Я удивился......
-Я запомнил.....
-Для меня было новое…..
-Мне было интересно…..
-Я поняла, что ….(природу надо беречь.)
Воспитатель:
Вы справились со всеми заданиями, которые прислали птицы, поэтому смело можете называться юными орнитологами (вручаются медали «Юный орнитолог».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”.
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”....
Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы разных стран" в подготовительной группе
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Птицы разных стран"...
Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение времени. Часы» для подготовительной группы.
Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.2. Уточнить знания детей о часах и их видах.3. Обогащать словарный запас детей.4. Способствоват...
Конспект занятия по познавательному развитию «Викторина по сказкам» в подготовительной группе.
Конспект занятия по познавательному развитию «Викторина по сказкам» в подготовительной группе.Цель: Закреплять знания о литературных произведениях, их авторах и героях.Задачи:Образова...
Конспект занятия по познавательному развитию "Кем быть?" для детей подготовительной группы
Конспект занятия по познавательному развитию "Кем быть?" для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по познавательному развитию(ФЭМП)«Необычный гость» в подготовительной группе
Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число к названному...
Конспект занятия по познавательному развитию, ознакомление с природой в старшей группе Тема: "Бабочки -Красавицы"
Цель: Расширить знания детей о жизни бабочек.Программные задачи:1. Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида;2. Закрепить знания детей о развитии насекомо...