Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Ульянова Наталья Васильевна

    Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_ptitsy.docx25.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.

    Составила воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР детского сада  №111  Н.В.Ульянова

    Программные задачи: 

    Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
    Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
    Активизировать словарь по теме: водоплавающие, насекомоядные, орнитолог; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
    Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

    Материалы: аудиозапись « Голоса птиц»; 7 картин с  изображениями разных мест обитания;  модели животного мира;  скворечник; птицы-картинки; репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели»; картинки с изображением разных гнездовий; перья, пух, яйца разного размера; мяч, медали «Юный орнитолог».

    Раздаточный материал:

    Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка. Бумага для оригами, клей, силуэт голубя из картона.

    Ход занятия: (аудиозапись «Голоса птиц» будет звучать тогда, когда дети выполнят очередное задание, в знак того, что дети справились)

     Вступительная часть

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня, когда я шла на работу, в нашей кормушке на участке лежало вот это письмо: «Юным экологам группы №6». Кто такие экологи?(люди, которые знают природу, берегут ее и охраняют). Давайте прочитаем письмо: «Ребята, спасибо вам большое за то, что вы подкармливали нас целую зиму. Вы настоящие защитники природы. Мы очень хотим, чтобы вы рассказали о нас, птицах, все, что вы знаете. В конверте вы найдете задания. Если вы справитесь, то мы вас будем называть «юные орнитологи» и  в благодарность мы будем вам петь радостные  песни». Выполним просьбу птиц? (звучит пение птиц)

    1. Первое задание: найди среди всех моделей модели птиц.

    2. Второе задание: Разложи всех птиц по местам обитания (дети раскладывают птиц по картинкам «море». «лес», «озеро», «горы», «север», «саванна», «деревня» )

    Воспитатель: Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

    Дети:

    Перелётные и зимующие.

    3.Третье задание:  Игра «Возьмите карточки и поделитесь на зимующих и перелетных».

    Вопрос к «зимующим» : Назовите себя. Почему вы не боитесь холода?

    Дети:

    Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Вот тут на помощь приходят люди, делают кормушки и подкармливают птиц.

    Воспитатель:

    Вот послушайте стихотворение на эту тему: 

    Покормите птиц зимой

    Покормите птиц зимой. 
    Пусть со всех концов 
    К вам слетятся, как домой, 
    Стайки на крыльцо. 

    Не богаты их корма. 
    Горсть зерна нужна, 
    Горсть одна — 
    И не страшна 
    Будет им зима. 

    Сколько гибнет их — не счесть, 
    Видеть тяжело. 
    А ведь в нашем сердце есть 
    И для птиц тепло. 

    Разве можно забывать: 
    Улететь могли, 
    А остались зимовать 
    Заодно с людьми. 

    Приучите птиц в мороз 
    К своему окну, 
    Чтоб без песен не пришлось 
    Нам встречать весну.

    (А. Яшин)

    Воспитатель: Вопрос к «перелетным» : Назовите себя. Почему вы улетаете на юг?

    Как человек заботится о птицах с приходом весны?

    Дети:

    Строит и развешивает скворечники, синичники.

    Воспитатель:  Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

    Дети:

    Из дерева.

    Воспитатель:

     Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселятся лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

    Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

    Дети:

    Морские птицы – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин, пеликан;
    Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
    Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
    Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
    Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
    Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова.
    4. Четвертое задание:  Игра «У кого кто?»- ловим мяч и отвечаем.

    Грач-грачата,
    Скворец – скворчата,
    Журавль-журавлята,
    Кукушка-кукушата,
    Орел – орлята,

    Аист-аистята,

    Страус –страусята,

    индюк –индюшата,

    Сокол – соколята.

    5. Пятое задание:  Игра «Четвёртый лишний»

    6. Шестое задание:  Игра-перевоплащение

    Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать (цапля, воробей, ворона, утка)

    7. Седьмое задание:  Сравнение птиц по разным признакам

    Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем,  например?

    Дети:

    У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

    Воспитатель:

    Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

    Дети:

    У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

    Воспитатель:

    Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

    Дети:

    Нет.

    Воспитатель:

    Что ещё отличает птиц друг от друга?

    Дети:

    Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.

    Воспитатель:  Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо. Можно трогать и разбивать яйца диких птиц?

    Работа над содержанием стихотворения 

    — Я нашла гнездо лесное,

    Маленькой пёстрой птички,

    Свитое ранней весною.

    В гнезде лежали яички.

    Как же она испугалась,

    Прикинулась птичка больною,

    Крыло волочила, металась,

    В густой траве, предо мною.

     Давалась мне прямо в руки.

    Меня от гнезда уводила.

    И сколько в ней было муки,

    И сколько в ней было силы.

    — Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

    Дети: (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

    -Что ещё у птиц разного?

    Дети:

    У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

    Воспитатель:

    А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). 

    Опыт: жир отталкивает воду

    Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

    Дети:

    Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

    Воспитатель:

    Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода» в отличии « как мокрая курица».

    8. Восьмое задание: польза птиц.

    Воспитатель:

    Как человек использует птиц в своей жизни?

    Дети:

    Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

    Воспитатель:

    Какую пользу приносят птицы в природе?

    Дети:

    Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

    Воспитатель:

    А какой вред?

    Дети:

    Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

    Воспитатель:

    Кого можно назвать врагами птиц?

    Дети:

    Диких животных, хищных птиц.

    Воспитатель:

    Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

    Дети:

    Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

    9. Девятое задание:  Изготовление птицы-оригами из бумаги.

    10.Итог занятия:

    -Продолжите предложение, которое начинается так:
    -Я узнал на занятии......
    -Я удивился......
    -Я запомнил.....

    -Для меня было новое…..

    -Мне было интересно…..

    -Я поняла, что ….(природу надо беречь.)

    Воспитатель:

    Вы справились со всеми заданиями, которые прислали птицы, поэтому смело можете называться юными орнитологами (вручаются медали «Юный орнитолог».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

    Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе детского сада.

    Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)в средней группе на тему : "Как животные готовятся к зиме?"...

    Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”.

    Конспект  занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”....

    Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы разных стран" в подготовительной группе

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Птицы разных стран"...

    Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение времени. Часы» для подготовительной группы.

    Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.2. Уточнить знания детей о часах и их видах.3. Обогащать словарный запас детей.4. Способствоват...

    Конспект занятия по познавательному развитию «Викторина по сказкам» в подготовительной группе.

    Конспект занятия по познавательному развитию «Викторина по сказкам» в подготовительной группе.Цель: Закреплять знания о литературных произведениях, их авторах и героях.Задачи:Образова...

    Конспект занятия по познавательному развитию "Кем быть?" для детей подготовительной группы

    Конспект занятия по познавательному развитию "Кем быть?" для детей подготовительной группы....