Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ульянова Наталья Васильевна

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ptitsy.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.

Составила воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР детского сада  №111  Н.В.Ульянова

Программные задачи: 

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: водоплавающие, насекомоядные, орнитолог; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Материалы: аудиозапись « Голоса птиц»; 7 картин с  изображениями разных мест обитания;  модели животного мира;  скворечник; птицы-картинки; репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели»; картинки с изображением разных гнездовий; перья, пух, яйца разного размера; мяч, медали «Юный орнитолог».

Раздаточный материал:

Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка. Бумага для оригами, клей, силуэт голубя из картона.

Ход занятия: (аудиозапись «Голоса птиц» будет звучать тогда, когда дети выполнят очередное задание, в знак того, что дети справились)

 Вступительная часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня, когда я шла на работу, в нашей кормушке на участке лежало вот это письмо: «Юным экологам группы №6». Кто такие экологи?(люди, которые знают природу, берегут ее и охраняют). Давайте прочитаем письмо: «Ребята, спасибо вам большое за то, что вы подкармливали нас целую зиму. Вы настоящие защитники природы. Мы очень хотим, чтобы вы рассказали о нас, птицах, все, что вы знаете. В конверте вы найдете задания. Если вы справитесь, то мы вас будем называть «юные орнитологи» и  в благодарность мы будем вам петь радостные  песни». Выполним просьбу птиц? (звучит пение птиц)

1. Первое задание: найди среди всех моделей модели птиц.

2. Второе задание: Разложи всех птиц по местам обитания (дети раскладывают птиц по картинкам «море». «лес», «озеро», «горы», «север», «саванна», «деревня» )

Воспитатель: Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети:

Перелётные и зимующие.

3.Третье задание:  Игра «Возьмите карточки и поделитесь на зимующих и перелетных».

Вопрос к «зимующим» : Назовите себя. Почему вы не боитесь холода?

Дети:

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Вот тут на помощь приходят люди, делают кормушки и подкармливают птиц.

Воспитатель:

Вот послушайте стихотворение на эту тему: 

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой. 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 

Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — 
И не страшна 
Будет им зима. 

Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 

Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Воспитатель: Вопрос к «перелетным» : Назовите себя. Почему вы улетаете на юг?

Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети:

Строит и развешивает скворечники, синичники.

Воспитатель:  Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Дети:

Из дерева.

Воспитатель:

 Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселятся лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети:

Морские птицы – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин, пеликан;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова.
4. Четвертое задание:  Игра «У кого кто?»- ловим мяч и отвечаем.

Грач-грачата,
Скворец – скворчата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Орел – орлята,

Аист-аистята,

Страус –страусята,

индюк –индюшата,

Сокол – соколята.

5. Пятое задание:  Игра «Четвёртый лишний»

6. Шестое задание:  Игра-перевоплащение

Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать (цапля, воробей, ворона, утка)

7. Седьмое задание:  Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем,  например?

Дети:

У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

Дети:

У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель:

Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Что ещё отличает птиц друг от друга?

Дети:

Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.

Воспитатель:  Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо. Можно трогать и разбивать яйца диких птиц?

Работа над содержанием стихотворения 

— Я нашла гнездо лесное,

Маленькой пёстрой птички,

Свитое ранней весною.

В гнезде лежали яички.

Как же она испугалась,

Прикинулась птичка больною,

Крыло волочила, металась,

В густой траве, предо мною.

 Давалась мне прямо в руки.

Меня от гнезда уводила.

И сколько в ней было муки,

И сколько в ней было силы.

— Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Дети: (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

-Что ещё у птиц разного?

Дети:

У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель:

А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). 

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети:

Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель:

Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода» в отличии « как мокрая курица».

8. Восьмое задание: польза птиц.

Воспитатель:

Как человек использует птиц в своей жизни?

Дети:

Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

Воспитатель:

Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети:

Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

Воспитатель:

А какой вред?

Дети:

Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель:

Кого можно назвать врагами птиц?

Дети:

Диких животных, хищных птиц.

Воспитатель:

Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

Дети:

Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

9. Девятое задание:  Изготовление птицы-оригами из бумаги.

10.Итог занятия:

-Продолжите предложение, которое начинается так:
-Я узнал на занятии......
-Я удивился......
-Я запомнил.....

-Для меня было новое…..

-Мне было интересно…..

-Я поняла, что ….(природу надо беречь.)

Воспитатель:

Вы справились со всеми заданиями, которые прислали птицы, поэтому смело можете называться юными орнитологами (вручаются медали «Юный орнитолог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”.

Конспект  занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”....

Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы разных стран" в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Птицы разных стран"...

Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение времени. Часы» для подготовительной группы.

Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.2. Уточнить знания детей о часах и их видах.3. Обогащать словарный запас детей.4. Способствоват...

Конспект занятия по познавательному развитию «Викторина по сказкам» в подготовительной группе.

Конспект занятия по познавательному развитию «Викторина по сказкам» в подготовительной группе.Цель: Закреплять знания о литературных произведениях, их авторах и героях.Задачи:Образова...

Конспект занятия по познавательному развитию "Кем быть?" для детей подготовительной группы

Конспект занятия по познавательному развитию "Кем быть?" для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по познавательному развитию(ФЭМП)«Необычный гость» в подготовительной группе

Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число к названному...

Конспект занятия по познавательному развитию, ознакомление с природой в старшей группе Тема: "Бабочки -Красавицы"

Цель: Расширить знания детей о  жизни бабочек.Программные задачи:1. Формировать умение  называть характерные особенности внешнего вида;2. Закрепить знания детей о развитии насекомо...