ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИРОДА НАШЕ БОГАТСТВО
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

 Маликова Сабира Башировна

Формирование  экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с  природой  родного края.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda_nashe_bogatstvo.docx65.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Г. Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

                                                     

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

          ПРИРОДА НАШЕ БОГАТСТВО

Автор-составитель:

                                                                                         воспитатель высшей квалификационной категории                                                                                                

                                                                                    МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 61,

Маликова Сабира Башировна

   

г. Нижневартовск

ПАСПОРТ

Тема проекта

Природа наше богатство.

Автор проекта

Воспитатель  высшей  квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Нижневартовска детского сада № 61 «Соловушка»  Маликова Сабира Башировна

База реализации проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад  № 61 «Соловушка»

Адрес организации исполнителя, телефон/факс

г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов 14а

тел. 45-18-95

Сроки реализации

2 года

Цель

Формирование   экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с  природой  родного края.  

Задачи

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие  представления о живой и неживой природе родного края;
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное  отношение к природе родного края.

Ожидаемые результаты

  • Будут сформированы основные природоведческие представления о живой и неживой природе родного края;
  • Повысится уровень экологической культуры дошкольников и их родителей;
  • Повысится компетентность родителей в вопросах экологии родного края.

Краткая аннотация проекта

Введение федерального государственного образовательного стандарта обеспечивает своевременное решение ряда проблем в системе дошкольного образования, оказывающих в дальнейшем существенное влияние на социальную систему в стране и регионе. Перед образованием поставлены новые задачи, предусматривающие модернизацию дошкольных учреждений и ведение деятельности по проектированию работы педагогических коллективов в новом режиме. Предложенный  мною проект организации работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Данный проект разработан на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Новая форма работы с родителями, введенная в рамках проекта, позволила увеличить количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе детского сада и своей группы.

С целью взаимодействия с социумом были проведены следующие мероприятия: посещение  детской городской библиотеки  «Читай – город»  выставки книг и иллюстраций о животном и растительном мире родного края,  посещение краеведческого музея, экскурсия в природный парк «Сибирские увалы»,  сотрудничество с клубом аквариумистов «Золотая рыбка», участие в городском экологическом конкурсе.

На  заключительном этапе  я представила   результаты работы над  проектом педагогом ДОУ на педагогическом совете.

Обоснование необходимости проекта

      Современная  концепция дошкольного воспитания предполагает, что целью и результатом дошкольного образования, будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту. Невозможно, достичь данного результата не заложив фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Экология ХМАО – экология  региона, где нефтегазоразработки явились причиной экологического неблагополучия в  регионе (даже в  заповеднике ведутся геологоразведочные работы и бурение), необходимо менять потребительское сознание человека, для которого ХМАО – постоянное место жительства, от которого зависит его здоровья  и состояние окружающей среды.  С учетом  климатических,  экологических, особенностей  ХМАО  планируется работа по  формированию экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природой  ХМАО.

Цель  проекта: Формирование  экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с  природой  родного края.                                                     Объект: процесс воспитания экологической  культуры  дошкольников.

Предмет:  система работы по воспитанию экологической  культуры   в ходе ознакомления с  экологией  родного края.

Гипотеза проекта заключается в том, что если целенаправленно знакомить детей, 5-7лет, с  животным и растительным миром родного края, то это будет способствовать формированию    основ экологической культуры дошкольников.                                

Задачи:

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие  представления о живой и неживой природе родного края;
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное  отношение к природе родного края.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

      Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к экологической культуре  региона.  

       Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно воспитателю.  

   Новизна     Проект  ориентирован на вступившие в силу ФГОС (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет:

- активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Вступив в новое тысячелетие, человечество столкнулось с глобальными проблемами, угрожающими жизни на Земле. Особую остроту эти вопросы приобретают в северных условиях. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (ХМАО – Югра) – один из важнейших регионов российского Севера. Высокие темпы развития производственной деятельности на территории округа оказывают мощное техногенное воздействие на природную среду, снижая ее качества.

Экологическое образование дошкольников как первая ступень системы непрерывного экологического образования  имеет огромное значение. В последнее столетие в значительной степени изменились  и люди, и природа, и их взаимоотношения. Окружающий мир всё больше подвергается отрицательному влиянию человека. Современные дети, живущие в городах, всё реже общаются с природой.  Это связано с интенсивной урбанизацией, уменьшением количества зеленых насаждений, изменением облика городов, более стремительным темпом жизни.

Введение федерального государственного образовательного стандарта обеспечивает своевременное решение ряда проблем в системе дошкольного образования, оказывающих в дальнейшем существенное влияние на социальную систему в стране и регионе. Перед образованием поставлены новые задачи, предусматривающие модернизацию дошкольных учреждений и ведение деятельности по проектированию работы педагогических коллективов в новом режиме. Предложенная модель организации работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней. Дети дошкольного возраста должны получить первые представления о взаимосвязях между объектами в природе. Именно в этот период закладываются основы экологического мировоззрения, становится возможным воспитание ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Дети приобретают мотивацию и первоначальные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы родного края. Решение  этих задач служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду, способствует формированию экологической культуры у детей.

          В основу разработки проекта легли следующие методологические подходы по формированию экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края:

- концепция А.В. Запорожца, о самоценности дошкольного периода, об амплификации психического развития ребенка, предполагающей  максимальную  реализацию его возможностей в специфики детских видах деятельности;

- концепция Л.А. Венгера, о развитии познавательных способностей  в дошкольном возрасте, об усвоении ребенком выработанных человечеством эталонов и критериев оценки, которые меняют характер детского мышления, проявляющегося  в переходе от эгоцентризма к  объективному пониманию деятельности;

- исследования Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.М. Федотовой и др., доказывающих возможность формирования элементов экологического сознания у старших дошкольников;

- положения Н.Ф. Реймерса, о потребностях человека и среде жизни, удовлетворяющей их разнообразие.

  Проект  разработан на основе региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей» Е.В. Гончаровой.

Принципы реализации проекта:

  1. Регионализация экологического образования.

Позволяет знакомить детей с начальными знаниями об особенностях географического положения ХМАО, его растительного и животного мира, природных богатств, истории и культуры.

  1. Гуманизм. Реализуется идея разумности и гуманности человека, сообщества людей.
  2. «Позитивный центризм» (отбор, наиболее актуальных для ребенка данного возраста знаний);
  3. Активности и сознательности – участие педагогов и  родителей в поиске эффективных методов.
  4. Дифференцированный  подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  5. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных,  эмоциональных  и двигательных нагрузок.                                                                        
  6. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Распространение инновационного опыта

Ресурсное обеспечение

        

Участники проекта

Модель

 интеграции  образовательных направлений при реализации проекта

Этапы реализации проекта

I этап

Этап

Содержание  деятельности на этапе.

I этап

(аналитический)

Анализ предметно-развивающей среды в группе.

Анализ программно - методического  материала.

Обобщение передового педагогического опыта.

Изучение  новинок методической литературы и периодической печати.

Анализ сформированности экологических представлений.

Создание системы мониторинга, диагностики.

II этап

Этап

Содержание  деятельности на этапе.

II этап (организационный)

Составление плана организационных мероприятий.

Внести  коррективы в календарно-тематическое планирование, в план работы по самообразованию, в планы работы с семьей, в план культурно-досуговой деятельности.

Ввести в комплексный годовой план, мероприятия, способствующие  совершенствованию  процесса экологического воспитания дошкольников

Подобрать диагностические материалы для отслеживания результатов работы.

Укрепление материально- технической базы: пополнение лабораторного оборудования, наглядных средств обучения, ТСО.

III этап

Этап

Содержание  деятельности на этапе.

III  этап  (практический)

 

Проведение, бесед, занятий, экологических    праздников; экскурсий, труд, экологических природоохранных акций,  индивидуальная работа с детьми и родителями.  

   На III  этапе  (практическом),   я разработала и апробировала систему по формированию экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природой  родного края, которая включает следующие  виды деятельности:

  • Специально - организованное обучение

- ООД;

- Экскурсии;

- Наблюдение за животными и растениями;

- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными;

- Изобразительная деятельность экологической тематики;

- Развитие речи (придумывание экологических сказок, составление, рассказав о природных объектах и явлениях);

- Формирование обобщенных представлений о природе;

- Классификация представлений о природе;

  •  Природоохранные акции:

- Чистый дворик;

- Берегите природу;

- Растут цветы для красоты.

  • Совместная деятельность педагога и детей

- наблюдение в уголке природы, на прогулке;

- целевые прогулки в природу;

- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя;

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- работа с моделями;

- ведение календарей природы, дневников наблюдений;

- экологические досуги и праздники.

  • Самостоятельная деятельность детей:

- игры;

- экспериментирование;

- уход за растениями и животными уголка природы;

- изготовление поделок из природного материала;

- театрализованная деятельность.

  • Деятельность детей на участке детского сада

Отдых и труд среди растений, безусловно, улучшают и здоровье, и психическое состояние ребенка, приближая его к природе.

Экологическая тропа одна из современных форм, воспитания и образования детей. Нами составлен план маршрута, выделены интересные объекты тропы.

Овощной огород расположен на открытом пространстве, при оформлении огорода, мы выбирает быстро растущие и рано созревающие овощи.  Крупные смена и луковицы (лук, горох, бобы) дети высаживают самостоятельно. Укроп, петрушку, салат помогают сажать взрослые.

Уголок лекарственных трав создан, для того, чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений (одуванчик, ромашка, мята, календула).

Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астры, календула, ромашка, колокольчики). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность,  помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми.

На участке для привлечения птиц, размещены кормушки, где дети могут самостоятельно кормить птиц и наблюдать за ними.

Проектная деятельность – позволяет развивать творческие способности ребенка с опорой на его поисковое поведение.

Так с детьми проводились следующие мини – проекты:

- «Защитники природы»;

- «Клумбы для бабочек»;

- «Красная книга нашего региона – сигнал опасности».

IV этап

Этап

Содержание деятельности на этапе.

IV этап (итоговый)

Проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы

Выявление сформированности  основ экологической культуры

В процессе изучения методической и педагогической литературы были обозначены следующие  критерии сформированности экологической культуры у детей 5-7 лет:

  1. У детей появился интерес к растительному и животному миру родного края.
  2. Сформировался необходимый минимум экологических знаний.
  3. Сформировались основы гуманистического подхода к природе, человеку.
  4. Пополнились знания о разнообразии растительного и животного мира родного края.
  5. Расширились знания о здоровье человека в условиях Севера России.

Показатели оценки критериев сформированности основ экологической культуры  у детей 5-7 лет

  1. Осведомленность о крае, городе в котором живем.
  2. Наличие  представлений о живой и неживой природе и их взаимодействия.
  3. Имеет представление о разнообразии животного мира родного края.
  4. Имеет представление о разнообразии растительного мира родного края
  5. Проявляет интерес к людям и их действиям
  6. Уровень  отношений ко всем природным объектам и явлениям в окружающем мире.
  7. Умеет сопереживать, проявлять заботу о других.
  8. Наличие навыков общения, критического мышления, способность исследовать окружающий мир, защищать и охранять его.
  9. Умеет примерять свои знания, навыки для сохранения окружающего мира.
  10. Умеет задавать вопросы, экспериментировать.
  11.  Устанавливает причинноследственные связи.
  12. Имеет представление о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношения.

Сравнительные результаты уровня сформированности экологической культуры у детей 5-7 лет

за 2017 – 2019 годы

          Полученные сравнительные результаты.  показывают положительную динамику в плане формирования основ экологической культуры.  Высокий уровень  сформированности основ экологической культуры повысился на 50%. Дети имеют достаточно полные знания о животных и растениях региона, умеют их классифицировать. Повысился  уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками. Сформировано у детей старшего дошкольного возраста осознанно – грамотное экологически поведение.    

          Предложенная в проекте система  работы с родительской общественностью  способствовала укреплению связей с родителями. Совместное участие в экологических  мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса.

Условия реализации проекта.

Проект реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 61 «Соловушка», который расположен   по адресу: улица Дружбы народов 14а, город Нижневартовск Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

Кадровое обеспечение проекта.

Наименование должности

Кол-во единиц

Заведующий МБДОУ

1

Заместитель заведующего по ВМР

1

Заместитель заведующего по АХР

1

Главный бухгалтер

1

Бухгалтер

1

Специалист по кадрам

1

Инженер по охране труда

1

Медицинская сестра

1

Повар

2

Рабочий по стирке белья

1

Педагог-психолог

1

Музыкальный руководитель

1

Воспитатель

2

Помощник воспитателя

1

Швея-кастелянша

1

ИТОГО

17

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

             1. Выступление с презентацией проекта на ГМО воспитателей.

                     2. Публикация в печати.

Заключение        

Анализируя результаты работы, я пришла к выводу, что формирование у детей экологической культуры, наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умение целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Играя с растениями и животными, дошкольник учиться распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что так же способствует чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

Условия, которые были созданы:   уголок природы, уголок проведения опытов, наблюдение, проекты, чтение художественной литературы, рассматривание работ художников, огород на окне, поделки из природного материала, способствовали тому, что у детей повысился интерес к природе.

Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнивать, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.

Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно – гуманное отношение к величайшей ценности – жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.
  2. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ - Екатеринбург; изд. «Центр Проблем Детства», 2002.
  3. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Монография. - Ростов-на-Дону; изд. Ростовского гос. пед. университета, 2001.
  4. Гончарова Е. В. Экологическое воспитание старших дошкольников/ Вопросы воспитания дошкольников. - Шадринск, 1993.
  5. Гончарова Е. В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  6. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Региональная программа экологического воспитания дошкольников. - Тюмень, 2000.
  7. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет - М.: Синтез, 2006.
  8. Дмитриева Е.В. Особенности чтения сказок о животных//Дошкольное воспитание, 1979, №3.
  9. Диагностические задания для старших дошкольников. Сост. Е.В. Гончарова и др. - Шадринск, 1997.

10.«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др., Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович; Изд. 3-е, переработанное: «Детство -Пресс», 2003.

11.Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./ сост. О.А. Воронкевич. - СПб.; «Детство - Пресс», 2004.

12.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ О.В. Дыбина (отв. ред). - М.:ТЦ Сфера, 2005.

13.Ельникова К.Р. Роль литературы в ознакомлении детей с природой.// Дошкольное воспитание, 1979, №6.

14.3алкинд Э.И. Природа в детском саду. - М., 1947.

15.3олотова Е.И. Знакомство дошкольников с миром животных. - М., 1988. 16.Игнаткина Л.С. Формирование у дошкольников представлений о росте и

развитии животных; дис. канд. пед. наук. -М., 1988.

 17.«Истоки»: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. - М., 2003.

18.Маханёва М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.//Управление ДОУ, 2005, №2.

19.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск: «Асор», 1996.

20.Мир природы и ребенок./ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-Пресс», 2003.

21.Марков  А.,  Кондратьева  Н.Н.,  Шиленок  Т.А.   «Мы»:  Программа экологического образования детей. - М: Сова, 2006.

22.Моисеева Л.В., Гончарова Е.В., Островская Г.А., Телегина И.С. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования. - Екатеринбург: УГПУ, 2002.

23.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., Новая школа, 1995.

24.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2001.

25.Николаева С.Н. Юный Эколог. Программа экологического воспитания

дошкольников. - М.: Мозаика - Синтез, 2002.

 26.Нефедова   Е.   Экологические   знания   дошкольникам.//  Дошкольное

воспитание, 1997, №7.

27.Программа «Развитие»: (основные положения). -М., 1994.

28.«Радуга»: Программа и руководство для воспитателей старшей группы/ сост., В.В. Гербова. - М., 1996.

29. Рыжова   Н.А.   Наш   дом   -   природа.   Программа   экологического образования старших дошкольников. - М., 1998

30.Саморукова   П.Г. Систематизация   знаний   у   детей   о   природе.// Дошкольное воспитание, 1973, №4.

31.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

 32.Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Л., 1988.

33.Фабри К.С., Николаева С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животным миром./ под ред. Н.Н. Поддъякова. - М., 1980.

34.Федотова  A.M.   Формирование  представлений  о  животном  мире./Методические рекомендации для воспитателя детского сада. - Пермь, 1981.

35.Христовская Т.В. Представление дошкольников о росте и развитии живых существ. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. -М., 1988.

З6.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. - М.: Книголюб, 2005.

37.Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Прогулки в природу : учеб.-метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Академия, 2003.

38.Экология Ханты-Мансийского Автономного Округа./ под ред. В.В.Плотникова. - Тюмень: Софт Дизайн, 1997.

39.Энциклопедический словарь юного натуралиста./ сост. В.К. Рахилин, А.Г. Рогожкин. - М., 1996.

40.Энциклопедический словарь./ под ред. А. М. Прохорова. - М.: БСЭ, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

Педагогический проект "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе -в этом наша сила"

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Природа – наше богатство»

В долгосрочном проекте ставятся следующие цели:1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.2. Осознание детьми экологических зависимост...

Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....

Педагогический проект « Лес – наше богатство»

Цель проекта:  Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе; расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого  через различные виды деят...

Педагогический проект "Хлеб - наше богатство"

Понимание детьми ценности хлеба. Важности труда хлебороба, комбайнера. пекаря. Представление детей о технологии преготовления хлеба. Вовлечение родителей в педагогический процесс....