Главные вкладки

    Проект «Насекомые» в младшей группе с учетом возможностей детей с ОВЗ
    проект по окружающему миру (младшая группа)

    Харламова  Светлана  Константиновна

    Актуальность темы:

    формирование у детей экологического сознания,

    способности понимать и любить окружающий мир,

    бережно относиться к нему. Сформировать у детей представление о насекомых,

    их пользе или вреде,

    развить творческую способность и поисковую деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1512"бюджетное

    Проект «Насекомые»

    в младшей  группе  с учетом возможностей детей с ОВЗ

                                              Составили и провели: воспитатели Папшева Е.И,  Харламова С.К.

                                  Участники проекта: воспитатели, дети, родители, муз рук.

                                                                                                                             14.04.2019г.

    Вид проекта:   краткосрочный,  творческий, познавательно-исследовательский

    Актуальность темы: формирование у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Сформировать у детей представление о насекомых, их пользе или вреде, развить творческую способность и поисковую деятельность.

     Продолжительность:  14.04-14.05.2019

    Цель:  формирование представлений о жизни насекомых, характерных признаках, роли человека в жизни насекомых.

    Задачи

    1. Формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним.

    2.Расширять знания об окружающем мире, о пользе насекомых в природе.
    3. Развитие творческих и исследовательских способностей детей

    Коррекционно — развивающие задачи:

    -способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

    -активизировать и расширять словарный запас;

    -развивать связную речь.

    Воспитательные

    -прививать бережное отношение ко всему живому;

    -замечать красоту окружающей природы;

    -воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

    1 этап- организационный

    Подбор художественной литературы

     Подбор считалок, потешек;

    загадок по теме: «насекомые»;

    подбор пальчиковой гимнастики

    подвижных  игр;

    изготовление дидактических игр

    подбор информации для консультаций с родителями

     « Первая помощь при укусах насекомых»

    2 этап- реализация проекта

    исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на участке во время прогулки); рассматривание частей тела насекомых в лупу.

    Беседы «Кто такие насекомые», «Летающие и ползающие насекомые», «Бабочки красавицы», «Жуки и пауки», « Муравей».

    Чтение сказки «Муха-Цокотуха» , В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»,

    сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,

    отгадывание загадок про насекомых

    Рассматривание иллюстраций  о насекомых

     Пальчиковая  гимнастика «Сороконожки», «Бабочка», «Улей», «Тараканы»,

    «Паучок» (картотека),» Дударики-дударики прилетели комарики», «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»

    Раскрашивали раскраски

    НОД « Мир насекомых»

    Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

    Задачи:

    Образовательные

    -расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

    -обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

    -уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

    -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

    -продолжать учить отгадывать загадки.

    Коррекционно — развивающие

    -способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

    -активизировать и расширять словарный запас;

    -развивать связную речь.

    Воспитательные

    -прививать бережное отношение ко всему живому;

    -замечать красоту окружающей природы;

    -воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

    НОД  аппликация  « Пчелка»,

    НОД аппликация «Божья коровка»:

          

    Цель: развитие навыков создания аппликации из готовых заготовок, формирование аккуратности в работе с клеем, получение новых знаний о насекомых.

    Задачи: развивать умение составлять предмет из нескольких частей; развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук. Развивать воображение, умение высказывать предположения. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и последовательность в выполнении своей работы.

      НОД рисование «Бабочка»

          

    Цель: Раскрашивание бабочек методом нетрадиционных техник – монотипией и рисованием пальчиками.

    Задачи:

    1.        Знакомить с нетрадиционной техникой рисования – монотипией;

    2.        Совершенствовать технику рисованию пальчиками;

    3.        Развивать творческие способности детей и мелкую моторику рук;

    4.        Активизировать знания о приметах весны;

    5.        Закреплять знания желтого и зеленого цвета;

    6.        Воспитывать любовь к природе, любознательность.

    Предварительная работа: беседа о приметах весны, о насекомых, рассматривание с детьми на прогулке травки, одуванчиков.

    Материалы: Бумажные шаблоны бабочек на каждого ребенка, миски с красками - желтой, зеленой, влажные салфетки, макеты солнца, одуванчика, бабочек, иллюстрации с изображением бабочек.

    Техника рисования: Пальчиковая живопись, монотипия.

    Ход занятия:

    В-ль: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями! Какой сегодня чудесный день, не правда ли? Тише! Слышите, кто-то в окошко постучал?

    Это солнышко проснулось,

    Всем ребяткам улыбнулось,

    Засияло, засверкало,

    «С добрым утром!» - нам сказало (сюрпризный момент – появление Солнышка)

            Ребята, как вы думаете, а почему солнышко такое яркое и такое теплое? Какое время года наступило?

    ответы детей: Весна!

            - А кроме яркого солнышка, какие приметы указывают на то, что наступила весна? (ответы детей: снег растаял, птички вернулись из теплых стран, травка появилась и т.д.)

            Ребята, а давайте отправимся с вами в путешествие на лесную полянку, и посмотрим, какие чудеса принесла весна туда. А поедем мы на паровозике! Поскорее занимайте свои места, пора в путь! А солнышко отправится вслед за нами!

    Мы едем через чащу,

    Мы едем через лес,

    Туда, где на полянке

    Ждет множество чудес.

            Вот мы и приехали! Смотрите! А под большой елкой снег еще не растаял, темно здесь, не заметило солнышко этот сугроб, не дотянулось до него лучиками. Давайте поможем солнышку растопить снежок!

            Речедвигательная игра «Солнышко»:

            - Ребята, какой формы наше солнышко? (круглое). Давайте встанем в кружок и поиграем с солнышком:

    Ходит солнышко по кругу (ходьба по кругу, дети держатся за руки),

    Улыбнемся мы друг другу

    Лучик вверх (понять руки вверх и встать на носочки),

    Лучик вниз (опуститься на корточки),

    С нами вместе покружись! (кружатся вокруг себя).

    И на травку опустись (садятся на ковер).

    - Услышало нас солнышко, пригрело посильнее, и снежок растаял… А там! Ребята, посмотрите, вот оно, настоящее чудо! Что же это за цветы, как они называются? Верно, это одуванчики! Какого они цвета? Одуванчики одними из первых появляются весной, и на их яркий цвет слетаются первые насекомые. А вот и гостья к одуванчику пожаловала! Кто это? Бабочка! А почему она прилетела на цветок? Верно, потому что в цветах есть сладкая пыльца, которую бабочки едят.

    Давайте повнимательнее рассмотрим бабочку! У нее длинное черное тело, маленькая головка, на которой красуются усики, а еще у бабочки есть крылья. Они очень красивые, яркие! А цвет крылышек может быть самый разный (рассматривание иллюстраций) – и желтый, и красный, и синий, и белый, и даже черный, а еще – пестрый.

    - Давайте посадим нашу бабочку на цветок, пускай позавтракает. Только скучно ей, наверное, одной, подружки ее еще не проснулись от зимнего сна. Я предлагаю вернуться в наш паровозик, и отправиться на нем в волшебную мастерскую, где с помощью красок мы оживим целую стаю бабочек. Поскорее занимайте свои места в паровозе, мы отправляемся! (дети рассаживаются за столы. На столах – вырезанные из бумаги фигурки бабочек, гуашь желтого и зеленого цветов, влажные салфетки для вытирания пальчиков).

    Посмотрите, что у вас лежит на столе? Это – бумажная бабочка. Какого она цвета? Верно, полностью белая.  Яркая ли она? Конечно, нет. А чтобы сделать бабочку яркой, нам нужно ее раскрасить. А раскрасим мы ее весенними цветами. Какими же цветами мы будем пользоваться, и почему же они весенние? Это – желтый цвет, цвет солнышка, и зеленый цвет – цвет травки.

    Давайте еще раз внимательно посмотрим на бабочку (рассматривание иллюстрации). Поглядите, крылышки справа у бабочки точно такие же, как и слева, рисунок одинаков, как будто одно крылышко смотрит в зеркало.  Рисовать свою бабочку мы будем необычным способом.  И для этого нам не понадобятся кисти, потому что рисовать мы будем пальчиками. Посмотрите на доску! Я обмакиваю палец в краску, но не весь, а только подушечку, и аккуратно ставлю отпечаток на одно крылышко.  Затем я снова обмакиваю палец, и вновь ставлю отпечаток. А теперь я хочу поставить пятнышко другого цвета. Я вытираю палец салфеткой, чтобы красочки не смешались, и чистый палец окунаю в другую краску. Чтобы и ваша бабочка выглядела красивой и аккуратной, пальчик, после того как вы порисовали одной краской, нужно вытирать, и только потом окунать его в краску другого цвета.

    Вот, посмотрите, одно крылышко у бабочки я раскрасила, а второе – нет. Оно по-прежнему белое. Теперь я аккуратно складываю крылья вместе, как будто книжку закрываю, сильно прижимаю ладошкой, а затем – раскрываю крылышки. Посмотрите, с обеих сторон крылья получились одинаковые.

    Итак, давайте повторим по порядку все действия, которые нам нужно произвести, чтобы раскрасить бабочку:

    •        Не забываем, что раскрашиваем мы только одно крыло.

    •        Палец обмакиваем в гуашь не полностью, а только подушечку.

    •        Пока мы пользуемся желтым цветом, вытирать палец не нужно. Как только нам потребуется зеленая гуашь, палец мы хорошо вытираем салфеткой. И так вытираем пальчик каждый раз, когда решим сменить цвет! А когда закончим раскрашивать крыло, также вытираем палец, чтобы наши ручки были чистыми.

    •        Чистыми руками аккуратно «закрываем» бабочку, нажимаем на нее ладошкой, и аккуратно «раскрываем».

            Рисуем аккуратно, не пачкая ни стол, ни свою одежду. А когда наши бабочки станут яркими, мы отпустим их на лужок! (на доске закреплен плакат-лужайка). Итак, начинаем работу! (наблюдение за ходом работы детей, помощь по необходимости).

            Вот и наша работа завершена! Чтобы перенести бабочку на лужок, нужно встать из-за стола, задвинуть свой стульчик, аккуратно положить бабочку на ладошку и отнести на луг. А там, выбрав самый красивый цветочек, мы посадим на него свою бабочку (закрепляем с помощью магнита на доске).

    - Посмотрите, как ожила наша лужайка! Красивые ли у нас получились бабочки? Какими цветами мы пользовались для того, чтобы их нарисовать? А с помощью чего мы их нарисовали? Понравилось ли вам рисовать? А я очень рада, что вы так много знаете о весне, о цветах, а теперь – и о бабочках. А еще мне очень понравилось, что вы работали старательно, аккуратно и дружно. Вы большие молодцы! И даже наше солнышко, посмотрите-ка, улыбается еще приветливее! Оно подарило нам целую корзинку угощений. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем мыть ручки

    НОД лепка «Гусеница»

    Прослушивание аудиозаписи Виктор Пелевин «Жизнь насекомых» Музыкальное сопровождение (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.).

    Цель: развитие музыкального слуха, представлений детей о насекомых, вызвать интерес и положительные эмоции

    дидактические игры «Соедини точки и узнай кто изображён на рисунке,

    «Собери гусеницу», «Разложи по карманам», «Чей домик», « Один-много»

    Малоподвижная игра "Кузнечик", «Гусеница»

    подвижные игры : Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

     Подвижная игра: «Медведь и пчелы»

     3 этап заключительный

    Оформление выставки – игрушки « Мир насекомых»,

    выставка рисунков и аппликации,

    выставка познавательной и художественной литературы о насекомых, энциклопедий, журналов.

    Рефлексия: воспитатель задает вопросы детям по пройденной теме с целью закрепления материала. Для выяснения,  что интересного узнали, что нового открыли для себя ребята и что больше всего запомнилось.

    Результативный этап.

    Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:

    познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

    у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

    В заключение работы над проектом « Насекомые» следует сделать вывод:

    Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;

    Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.

    Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:

    Дети овладели обобщающим понятием «насекомые»;

    научились узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, комар, блоха, водомерка, клоп, майский жук, шмель и т.д.),  познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

     дети готовы охранять и защищать насекомых;

    у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания

    приложение №1

    C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190520_174333.jpg                 C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190522_163016.jpg

    на прогулке ищем насекомых                  не    обижай      насекомых

     C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190522_160844.jpg                C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190522_160544.jpg

    рассматривание иллюстраций                подбор  художест.  литературы             

    Малоподвижная игра «Гусеница»          выставка   « Мир   насекомых»

    приложение №2

    Русская народная игра «Пчелки и ласточка»

    Играющие пчелы летают по поляне и напевают: Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении. Игра «Пчелкины песни» Часть детей превращается в «пчёлок», которые «летают»(бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» - «пчёлки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» - «пчёлки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки. Игра «Пчелкины шалости» «Пчёлки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчёлкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают»(бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчёлка»(ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.

    Подвижная игра: «Медведь и пчелы»

     Цель: развивать координацию движений, развитие речи. Ход игры. В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок-»медведь», дети-»пчелы». Выбрать медведя помогает считалка. Если играющих только двое: вы и ваш малыш, то один из вас-»пчела», другой-»медведь». «Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее. Ведущий произносит: «Пчелы!» Дети- «пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать. Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!» «Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают». Взрослый говорит: Вот медведь идет, Ищет мишка мед! Из «берлоги» выходит ребенок - «мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Догоню, накаж-ж-жу! «Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него), становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».

    Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....

    Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей.  Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями...

    Проект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в младшей группе по теме «Насекомые»

    Цель: Развивать умение составлять описательный рассказ по теме «насекомые».Задачи приоритетной образовательной области:·        Социально-коммуникативное разви...

    Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

    Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...

    Познавательно-творческий проект «Волшебница Осень» в средней группе с учетом возможностей детей с ОВЗ.

    Задачи проекта:Образовательные:познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;познакомить с овощами и фруктами;способствова...

    Конспект Досуга «Путешествие по мотивам сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок»» в младшей группе № 4 с учетом возможностей детей с ОВЗ (АОП для слабовидящих детей, детей с ТНР, ЗПР и НОДА).

    Цель: закрепление знания сказки К. И. Чуковского «Цыплёнок».Образовательные задачи:- расширять представления об окружающем мире посредством сказки.- учить различать предметы по существенны...

    «Организация тематического проекта «Насекомые» в группе детей раннего возраста «Ладушки»» (из опыта работы)

    Выступление на педагогическом совете «Организация тематического проекта «Насекомые» в группе детей раннего возраста «Ладушки»» (из опыта работы)...