Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Путешествие в лес" для детей средней возрастной группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Белова Ольга Ивановна

Материал для обобщающего занятия с решением проблемной ситуации и повторением обитателей леса, правил поведения в в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №14 "Родничок""

г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан


Конспект

образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

« Путешествие в лес»

для детей средней возрастной группы

                                                                           Подготовила: О.И.Белова

            воспитатель

2019г

Цель: Формирование экологической культуры детей среднего  дошкольного возраста

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес к миру природы; связную речь и активный словарь

2. Активизировать мыслительную деятельность через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации
3. Воспитать  эмоционально-положительное,  заботливое отношение к окружающему миру
4.Закрепить умение работать в команде. 

Материалы и оборудование: знаки отличия  для разделения на команды (зеленые и синие кружочки), лист ватмана с изображением леса, карточки с животными, птицами и насекомыми, запись « Звуки леса», оборудование для практической деятельности (стаканы прозрачные, вода, колбы, марля, ватные диски, бумажные салфетки, палочки, подносы, влажные салфетки,4 стола, два мольберта, ноутбук, интерактивная доска, компьютерная презентация, маленькие скамейки-пенечки 5 штук

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, д/и: «Назови детенышей», «Кто где живет?», слушание голосов птиц.

Ход ОД

Воспитатель:

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте со всеми поздороваемся!

(дети встают в полукруг перед гостями)

Дети: Станем рядышком по кругу, скажем, здравствуйте, друг другу.

            Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день!

(Слайд 1: Лес)

Воспитатель: Ребята, вы слышите голоса? Где их можно услышать?

Дети: В лесу!

Воспитатель: Как вы думаете? Куда мы сегодня отправимся?

Дети: В лес!

Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, мы должны с вами вспомнить правила поведения в лесу

(Слайд 2: Правила на экране: не рвать цветы, не ломать деревья, не разорять гнезда птиц, не разжигать костер и т.д)

Дети рассказывают по картинкам на слайдах, что нельзя делать в лесу.

Воспитатель: Ну вот, мы знаем как себя вести в лесу, отправляемся в путь!

(дети подходят к обручу на коврике)          

                                                       Круг волшебный покружись

Поскорей в лесу окажись

Воспитатель: Ребята, сколько деревьев в нашем лесу! Какие деревья вы знаете?

Дети отвечают

Воспитатель: Скажите, а если в лесу растут только хвойные деревья, как называется лес?

Дети: Хвойный! (Слайд 3)

Воспитатель: Дети, скажите, а если в лесу растут береза, дуб, осина, тополь, как называется лес?

Дети: Лиственный! (Слайд4)

Воспитатель: Ребята, а чей голос вы слышите?

Дети: Сорока!

Воспитатель: Смотрите, сорока принесла  весточку для нас (конверт на дереве)

Давайте заглянем в конверт?

Дети: Давайте!

Воспитатель: Оказывается, она принесла нам загадки! Хотите отгадать?

Дети: Да!

Воспитатель:

1.Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?   (Слайд  5:Белка)

2. Из иголок колобок

Кто свернулся здесь в клубок?

Не поймешь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.(Слайд 6: Еж)

3.Рыжая плутовка

Хитрая да ловка

В сарай попала

Кур пересчитала(Слайд 7:Лиса)

4.Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой (Слайд 8:Медведь)

Воспитатель: Молодцы, вы отгадали все загадки!

А сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой - лосихой топал     ( лосенок)

За мамой – лисицей крался    (лисенок)

За мамой – ежихой катился     (ежонок)

За мамой – медведицей шел    ( медвежонок)

За мамой – белкой скакали      (бельчата)

За мамой – зайчихой – косые     (зайчата)

Волчица вела за собою                ( волчат)

Все малыши и дети напиться хотят.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что вы сделаете, если забыли с собой взять в лес воды, а пить очень хочется?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Дети, у вас есть значки. У кого зеленый значок, подойдите к столу №1.

У кого синие значки, подойдите к столу №2

Дети подходят к столам

Воспитатель: Что вы видите на столе?

Ответы детей ( стаканчики, кусочки марли, бумажные салфетки, палочки, стаканы с грязной водой)

Воспитатель: Представьте, что вы в лесу увидели ручей с водой, но вода в ручейке оказалась грязной. Вот перед вами в стаканчиках грязная вода, как в ручье. Как вы думаете, что можно сделать с водой, чтобы она стала чистой?

Дети: Очистить.

Воспитатель: Подумайте вместе и решите, что вы будете использовать для того, чтобы очистить воду?

(Практическая работа по очистке воды)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием!

А теперь, подойдите все ко мне! Мы с вами отдохнем и разомнемся.

Физминутка: «Ветер дует нам в лицо»

Воспитатель: Как хорошо в нашем лесу!

Ребята, а давайте мы сделаем свой лес, согласны?

Дети: Давайте!

Воспитатель: Перед вами изображение леса (картина на ватмане)

Вам необходимо выбрать карточки  с изображением животных, птиц и насекомых, которые живут в лесу.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим  заданием!

А теперь, последнее задание для настоящих защитников природы. На картинках вы видите лес, но на них есть что-то, что не должно быть в лесу. Вам нужно зачеркнуть не нужное.

Дети выполняют задание на листочках

Ну, а сейчас, нам пора возвращаться! Нужно произнести волшебные слова!

Дети: Круг волшебный покружись

          Детский садик покажись!

Воспитатель: Ну вот, мы снова  оказались в саду!

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: А вы бы хотели что-то еще узнать о лесе?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами обязательно еще отправимся в путешествие, но в следующий раз!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №14 "Родничок""

г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан


Консультация для родителей

по экспериментированию в домашних условиях

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0eeb/00084c4a-9d6db2c7/hello_html_5dfa3968.jpg

Подготовила: Белова О.И.

воспитатель

2018г

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Вы отвечаете на все вопросы «юного» почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в  музее, цирке?
Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будешь знать, скоро состаришься». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию:
1. Организуется исследовательская деятельность детей;
2. Создаются специальные проблемные ситуации;
3. Проводятся занятия;
Во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, различные виды поверхностей, круп и т.д.; специальные приборы (микроскопы, лупы и т.д), неструктурированные материалы ( песок, вода, камешки).
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения
опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению
эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная
папка из пластика.
Процесс:
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге,
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла,
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый,
который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску,
сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им
спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог».
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

«Жареный» сахар.
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику!

«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

«Живые дрожжи»
Известная русская пословица гласит: "Изба красна не углами, а пирогами". Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за пироги. Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, "поднимает" тесто, делает его пышным и вкусным. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.
Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.
Спросите у ребят, что произойдет? Правильно, когда дрожжи оживут и начнут, есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

«Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

«Шуба из стекла»
Спросите ребенка, знает ли он, что бывают «шубы» из стекла?
Это термос. У него двойные стенки, а между ними - пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам.
Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.

Экспериментируйте с детьми – это очень интересно!



 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе. «Давайте поможем Кошке!»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. В конспекте закрепляется счет в пределах пяти, уточняется пространственное отношение: "позади", "спереди", "сле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования для детей средней общеобразовательной группы «Зимушка-зима»

Программное содержаниеОбразовательная область «Художественное творчество»1. Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем.2. Формировать умение рисовать простейший п...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств у детей средней общеразвивающей группы «Цветок доброты» (Образовательная область «Познание»)

Дать представление детям о моральных понятиях:  доброта, вежливость. Сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга....

Конспект образовательной деятельности «Зимующие птицы» Познавательное развитие для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы».Материал знаком...

Организованная образовательная деятельность с детьми 4-5 летнего возраста (средняя возрастная группа ДОО) по социально-познавательному развитию с элементами экспериментирования. «Морское приключение».

Организованная образовательная деятельность с детьми 4-5 летнего возраста (средняя возрастная группа ДОО) по социально-познавательному развитию с элементами экспериментирования. «Морское приключ...

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству (аппликация) для детей средней группы

     Когда-то я жила в море со своими друзьями. Море было не только очень красивым, но и гостеприимным. В нем жило много разных существ, самых разнообразных и необыкновенных. Все...