«Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий»
статья по окружающему миру

Лифанова Жанна Николаевна

В данной статье рассмотрены вопросы использования  информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov_sredstvami_ikt_1.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

«Экологическое образование детей дошкольного возраста  с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий»

Лифанова Ж.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад № 11 «Умка»,

 г. Павлово, Нижегородской области

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы использования  информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое образование, информационно-коммуникационные технологии, воспитанники, взаимодействие с родителями (законными представителями).

Общество, в котором растёт и развивается современный ребёнок, значительно отличается от общества, в котором выросли его родители, не говоря уже о бабушках и дедушках. Это предъявляет совершенно иные требования к дошкольному образованию как первой ступени непрерывного образования: образования с использованием современных информационно -коммуникационных технологий, которые стали частью современной культуры. Требования, предъявляемые к современным педагогам побуждают изучать новые технологии и внедрять их в практику работы с детьми. Дошкольный возраст – это период жизни, когда маленький человечек делает первые шаги по пути познания мира природы.

Образовательный процесс современного ДОО невозможно представить без использования компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства в познавательной деятельности ребёнка. Применяя звук, графику, цвет интерактивной доски или компьютера можно моделировать различные ситуации и развивать познавательные способности дошкольников.

Вместе с тем возникает ряд проблем, связанных с применением интерактивных технологий. Например: существует большое количество программ и методик по экологическому образованию детей дошкольного возраста, но информационные  технологии не применяются в связи с тем, что недостаточно разработаны методические условия их использования и отсутствуют соответствующие  методики. Они разрешены  к использованию в работе с детьми дошкольного возраста, находятся в свободном доступе,  но недостаточно разработок методического с практическим материала  применения ИКТ. Многие родители помогают и участвуют в образовательном процессе ДОО, но в то же время сохраняется тенденция к  «закрытости» и индивидуализации семьи, отстранение родителей от затруднений детей.

Встаёт проблема повышения мотивации детей к занятиям по ознакомлению с миром природы.

Отечественные и зарубежные исследователи использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольной организации убедительно доказывают возможность и целесообразность этого, а также особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.  Л.А.  Венгер научно обосновал и подтвердил, что в процессе  занятий с применением компьютерных технологий  происходит  формирование познавательной мотивации, произвольных памяти и внимания.  А.В.Запорожец привёл примеры использования компьютера как средства развития ребенка. В своей книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» С.Л.Новоселова отмечает, что использование компьютерных технологий на занятиях с детьми дошкольного возраста приводит к активному овладению способами умственной деятельности. Проведя анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы пришла к выводу,  что на современном этапе развития образования лучшим средством повышения мотивации формирования у детей интереса и ценностного отношения к природе, и осознанного отношения к ней  являются информационно - коммуникационные технологии. Они помогают, применяя принцип наглядности, повысить заинтересованность ребенка, что в свою очередь  способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание преподносимой  информации. Часто в работе с детьми дошкольного возраста возникает проблема: для проведения занятий экологической направленности не хватает информации и наглядного материала.  Здесь на помощь приходит компьютер, который прочно вошел в дом практически каждого человека, и детям стал намного ближе, чем взрослым. Наша задача сделать компьютер помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

Как   использую  ИКТ  в работе с дошкольниками. В первую очередь проанализировала, систематизировала и классифицировала материал по разделам: живая и неживая природа, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения и другие. Создала серию мультимедийных презентаций к ООД: «Снежинка», «Путешествие воды», «Времена года», «Дикие  домашние животные», «Птицы нашего края» и другие. Презентации помогают представить развивающий и обучающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритме (порядке). В этом случае начинают действовать различные каналы восприятия и это позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

В ходе организованной образовательной деятельности, в процессе которой дети приобретают, сведения о явлениях природы и их многообразии первично знакомятся с ними, использую видеоклипы и слайды с изображениями живой и неживой природы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению сравнивать, анализировать, моделировать, выделять характерные признаки в животных и растениях. 

Постановка проблемы в составление экологических пирамид с использованием интерактивной игры заставляет ребят самостоятельно или с помощью взрослого искать решения, которые помогают им понять и выявить причины связи между животными, растениями и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

С помощью фотоаппарата фиксировали результаты  проекта «Огород на окне». Дети с помощью воспитателя снимали процесс посадки и роста лука, затем презентовали собранный материал на родительском собрании с помощью интерактивной доски.

 Для формирования обобщенных представлений об объектах одного типа или однородных явлениях природы использую интерактивные игры: «Что лишнее», «Найди, кто спрятался»; загадки и ребусы с опорой на интерактивные картинки со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию связной речи, внимания, логического мышления, умения делать выводы и доказывать их.

В настоящее время изменился подход к организации экскурсий на природу, возникает много трудностей и здесь на помощь приходят интерактивные экскурсии. Не выходя из детского сада, ребята путешествуют, например, по лесу или реке. Хотя ничто не заменит личного общения с природой. Но всё же ребята получают новые представления от увиденного, так как они являются непосредственными её участниками.

Использование ИКТ включает в себя не только деятельность с детьми, но и взаимодействие с  родителями (законными представителями). Одним из критериев профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС ДО, является высокая степень активности и вовлечённости родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. С помощью компьютера  создаю буклеты и памятки по разным экологическим направлениям В тоже  время у многих родителей не хватает времени читать материалы на информационных стендах. Поэтому у нас  создана персональная страничка группы в сети Internet. Это очень актуально в настоящее время.  У родителей есть возможность заглянуть на страничку группы, посмотреть фотографии, получить информацию о методах здоровьесбережения детей, их безопасности, правилах поведения. Её создание позволяет получить виртуальную консультацию на интересующую тему, просмотреть фрагменты режимных процессов, повторить с детьми рекомендованный воспитателем материал, поделиться своим мнением и задать любой интересующий вопрос на ту или иную тему.

Таким образом, считаю, что применение  информационно-коммуникационных технологий  позволит повысить интерес и сформировать у детей осознанное отношение к окружающей природе, будет способствовать более осознанному отношению ребенка к природному и социальному окружению как среде жизни человека и своему здоровью, дополнит созданные в ДОО условия для позитивной социализации дошкольников. Каждый ребенок  сможет достичь уровня развития, который соответствует его возможностям.  

 

Литература:

  1. Афонина Ю. В., Ханова Т. Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников// Перспективы Науки и Образования. Международный электронный научный журнал  2017. 6 (30)
  2. Калаш И., Семёнов А. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании// М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. — 177 с.
  3. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве// Управление ДОУ, М.: Сфера, 2008
  4. Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника//М.: Новая школа, 1997. - 128 с.
  5. Солоневичева. М.Н.  Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях// СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2008 – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством современных информационно-коммуникационных технологий".

Данный опыт работы составлен на основе практического опыта музыкального руководителя ДОУ. Опят апробирован успешно в муниципальных и региональных конкурсах, также некоторые материалы опыта (конспекты ...

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"...

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...