Наша Родина- Россия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Калмыкова Татьяна Николаевна

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

Обобщить и систематизировать знания детей о России. Закрепить названия крупных городов и рек РФ. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага). Уточнить представления детей о родном городе,

 

Коррекционно-развивающие:

 

Развивать внимание, память, умение вести диалог, поддерживать непринужденную беседу.

 

Активизировать словарь детей: столица, россияне, Омичи, Родина, Россия, флаг, герб, гимн, Москва, президент.

 

Воспитательные:

 

Воспитывать: патриотические чувства по отношению к к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России.

 

Материалы:

 

Глобус, карта России, изображения президента РФ, герба и флага, выставка рисунков о родном городе, крае, альбомы города Омска, аудиозаписи государственного гимна;

 

Предварительная работа:

 

Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание глобуса, фотографий городов и рек; рассматривание живописных произведений о Родине, д/и «Найди свой флаг», «Узнай наш герб», «Иностранный гость Москвы»; сюжетно-ролевые игры «Мы строим город», «Путешествия по городу»; рассматривание открыток об Омске, о Москве.

 

Творческая работа:

 

- рисование городов РФ, Государственного флага

 

- коллективная аппликация «Родной город»

 

- выставка рисунков «Мой Омск»

 

- конструирование «Улицы моего города».

 

-изготовление альбомов «Мой Любимый город Омск!»

 

Ход занятия.

-Ребята вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим!

 

На ноге стоит одной,

 

Крутит-вертит головой.

 

Нам показывает страны,

 

Реки, горы, океаны.

 

Воспитатель: - Ребята что это такое? (глобус)

 

-А что такое глобус? (модель земли)

 

-А что на нём изображено? (моря, океаны, страны)

 

(глобусах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, границы государств, города).

 

- А какие страны вы знаете?

 

-На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

 

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

 

– Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина?

 

Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна.

 

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

 

Стихотворение:

 

У каждого листочка, У каждого ручья

 

Есть главное на свете- Есть Родина своя.

 

И там, где мы родились, Где радостно живем,

 

Края свои родные Мы Родиной зовем.

 

Воспитатель: - Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.

 

- Человек без Родины что соловей без песни.

 

- Нет в мире краше Родины нашей.

 

- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

 

-Тот герой кто за Родину горой.

 

- Жить - Родине служить.

 

- Если дружба велика, будет Родина крепка.

 

- Родина поучает – Родина выручает.

 

- Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

 

- Граждане России называются … (россияне) .

 

Столица России – город … (Москва) .

 

А какие реки России вы знаете?

 

Город, в котором мы живем, называется … (Омск)

 

Игра в города

 

-Я предлагаю вам сыграть в игру «Я знаю города России». У меня в руках флажок. Кому он в руки попадет, тот и город России назовет (дети становятся в круг, передавая флажок - друг другу, называют города России)

 

-Дорогие ребята, а что нужно сделать что бы лучше узнать нашу Родину? (отправиться в путешествие)

 

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно - в родном городе. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе.)

 

-Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка.

 

Упражнение «УЛЫБКА»

 

- Билеты куплены – занимайте места в вагоне. Дети садятся в «поезд»

 

Воспитатель:

 

Мы в поезде сейчас

 

По России едем.

 

Что увидим - всем расскажем,

 

Как домой приедем.

 

- А что бы нам было не скучно ехать давайте поиграем!

 

Пальчиковая игра "Поезд"

 

Это наш веселый поезд,

 

Много в нем вагонов дружных,

 

Всем на свете очень нужных.

 

/быстро соединять пальцы в замок и разъединять/

 

Раз - вагончик, /загнуть один пальчик вниз/

 

Два - вагончик, /загнуть второй пальчик вниз/

 

Три, четыре, пять и шесть. /загнуть по одному четыре пальчика/

 

Есть места, где можно сесть. /загнуть мизинчики/

 

Проходите по порядку /разгинать пальчики по одному/

 

И поехали, ребятки! /потрясти всеми пальчиками/

 

- Первая остановка: «Символы нашей страны – России». Флаг

 

Воспитатель: -У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн).

 

-А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).

 

-Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). -Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. «Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег и на флаге появилась белоснежная полоска.

 

-А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).

 

-В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

 

- Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

 

-По утрам над страной встает солнце.» Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной.

 

Белый цвет – березка,

 

Синий - неба цвет,

 

Красная полоска –

 

Солнечный рассвет (В. Степанов)

 

Герб России

 

-Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб? Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

 

-Что изображено на гербе России?

 

- На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец.

 

А что это за воин? (дети рассказывают про Георгия Победоносца, и что эта картина символизирует победу добра над злом).

 

А кто ещё изображён на гербе? (двуглавый орёл)

 

А почему он изображен?

 

Воспитатель: Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах) Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»

 

Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел - является символом единства и независимости государства.

 

Чтение стихотворения В. Степанова.

 

У России величавой. На гербе орёл двуглавый,

 

Чтоб на запад на восток. Он смотреть бы сразу мог.

 

Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.

 

Гимн.

 

Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн.

 

- А что такое гимн? (Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны).

 

А когда может звучать гимн России? Гимн исполняется в особо важных случаях например, когда вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях.

 

-Когда звучит гимн страны - нужно встать и слушать его стоя, так мы проявляем свое уважение к нашей Родине.

 

Воспитатель включает гимн России. Дети встают и поют гимн.

 

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна.

 

Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,

 

Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Москва – столица России

 

- В каждой стране есть главный город который называют столицей.

 

-А Какой город является столицей России? (Москва).

 

-А как вы думаете, почему Москва является главным городом нашей страны - столицей нашей Родины? (Предположительные ответы детей).

 

-В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздника здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны.

 

- А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).

 

В Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин).

 

«Фотография президента»

 

Здесь Кремль, Здесь Воробьёвы горы

 

И площадь Красная видна. Такой большой старинный город!

 

Гордится им моя страна! Всем городам она глава,

 

Столица Родины – Москва.

 

А какая красивая природа в России. Давайте это покажем!

 

Физкультминутка:

 

Руки подняли и покачали

 

Это – березы в лесу,

 

Руки согнули, кисти встряхнули –

 

Ветер сбивает росу.

 

В стороны руки, плавно помашем,

 

Это к нам птицы летят.

 

Как они сядут, тоже покажем,

 

Руки согнули назад. Молодцы!

 

Третья остановка «Наш город»

 

Воспитатель: Дети, посмотрите мы приехали в родной наш город!

 

Как называется наш город? (Омск)

 

На какой реке стоит Омск? (Иртыш).

 

- К нашему поезду подошел корреспондент газеты «Омская правда», и он хочет задать нам вопросы о нашем городе!

 

Интерактивная технология «Корреспондент».

 

Дети отвечают на вопросы о местах города, края. Презентация альбомов «Мой Любимый город Омск!», которые дети совместно с родителями изготовили к занятию (в альбомах фотографии памятных мест города Омска). Оценивают работы других детей, высказывают свои суждения.

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

 

воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране).

 

О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей). Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине и о родном городе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Консультация для родителей "Наша Родина - Россия!" "Малая родина - Смоленск!"

Задачи. 1.  Повышение педаггогической компетентности родителей.              2. Помочь ребёнку делать открытия, формировать нравственные чувства.    ...

КВН "Наша Родина Россия" "Наша Родина "Кузбасс"

Сценарий интеллектуального развлечения "Наша Родина Россия"  "Наша Родина Кузбасс" предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет)  Все задания посвящены теме...