Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности детей в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Рябинина Любовь Игоревна

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Помочь ребенку, чтобы он сам захотел исследовать практически все.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_9.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 53 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Перспективное планирование

опытно-экспериментальной

деятельности детей в старшей группе №9

          Выполнила: Воспитатель I квалификационной категории

Рябинина Л.И.

Санкт-Петербург

2019

Месяц

       

      Тема

Цель

Опыты

Оборудования

Сентябрь

  1. Что такое воздух и его свойства

  1. Встреча с воздушным

            шариком

.

  1. Чистый и грязный воздух

.

  1.  Ветер

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе.

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами  его обнаружения.

Помочь детям понять, что загрязнение

воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с риродным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе

экспериментирования.

«Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

«Поиск воздуха»

 «Воздух при нагревании расширяется»

«В воде есть воздух»

полиэтиленовый пакет

резиновая груша

воздушный шарик

парашютик, карточки с изображением

ветра, бури, веера,

банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

Октябрь

  1. «Вода в природе и в быту».

  1. «Вода – источник жизни»

  1. «Вода – растворитель»

  1. «Путешествие капельки»

Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.  познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.

«Вода – помощница»

«Откуда берется вода?»

«Что в воде растворяется?»

«Что в воде не тонет?»

«Вода не имеет формы»

«Замораживаем воду»

«С водой и без воды»

«Сухой из воды»

«Пар — это тоже вода»

Чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.

Банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, воронки и палочки, фильтрованная бумага, лупа, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус.

Ноябрь

  1. «Магнит – фокусник»

  1. «Сила тяготения»

  1. « Хитрости инерции»

  1. «Что мы знаем о времени»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.  

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает  предметы и любые тела к  Земле.

познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности  часов  (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».

«Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

«Почему все падает на землю»

«Парящий самолет»

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки.

Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.

Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.

Свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»

Декабрь

  1. «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

  1. «Живые камни»

  1. «Как появляются горы?» «Извержение вулкана».

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.    

«Что есть в почве?»

«Камни тонут или нет?»

«Как появляется вулкан?»

«Могут ли камни менять цвет?»

«Камень может издавать звуки»

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений»

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.  

Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.  

    иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.  

Январь

  1. «Песочная страна»

  1. «Песчаный конус»

  1. «Глина, какая она?»

  1. «Песок и глина – наши помощники»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов с песком и глиной.

Помочь определить, может ли песок двигаться.

«Из чего состоит песок?»

 «Как движется песок»

«Как построить замок?»

«Глина-волшебница»

«Погружение предметов в мокрый и в сухой песок»

Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Февраль

  1. «Как увидеть и услышать электричество»

  1. «Почему горит фонарик?»
  2.  «Электроприборы»

  1.  «Радуга в небе»

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.      

 Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму.  Развивать любознательность и внимание.

«Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

«Откуда берется радуга?»

«Как увидеть молнию?»

«Почему лампочка светит?»

«Шарики падают»

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

картинка  с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.

стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки  с кольцом на конце, миски, зеркала.

воздушные шарики по количеству детей ;пластмассовые расчески, авторучки, полоски бумаги; шерстяные шарфы, кофты, перышки ;два воздушных шарика на длинных нитках, брызгалки, лейка.

Март

  1. «Рукотворный мир»

  1. «Бумага и картон»

  1. «Фартук для Машеньки»

  1. «В мире пластмассы»

учить детей различать природные объекты  и  предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

Уточнить представления детей о картоне и бумаге, найти различия и сходство. Формировать у детей представление о свойстве бумаги размокать в воде.

Расширить представления детей о видах бумаги, о ее различных свойствах, пополнить словарный запас детей (тонкая, мягкая, шероховатая, гладкая).

Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей, дать понятие детям, что от свойства ткани зависит ее использование в тех или иных целях.

Углублять представление детей об искусственных материалах: пластмасса, пластик, полиэтилен.    Уточнить знания детей  о естественных и искусственных материалах.

Закрепить знания о свойствах и качествах пластмассы, пластика и полиэтилена.

Расширять представление детей о применении этих материалов в быту.

"Бумага мнется, рвется, режется"

"Бумага намокает"

«Волшебный кораблик»

"Что происходит с тканью в воде?"

Фокус с тканью "Белые розы"

"Все ли ткани намокают?"

«Выявление свойств пластмассы – легкость, прочность, безопасность»

Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой; карточки-схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы бумаги, клей.

Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. ; наборное полотно, схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, три разрезных картинки с изображением одежды.

Набор предметов, сделанных из пластмассы (банки для сыпучих продуктов, игрушки, пробки, ручки, ведро); из пластика (бутылки, ваза, одноразовая посуда); образцы полиэтилена, скатерть, полиэтиленовый пакет; образцы природных материалов (глина, дерево, кожа, уголь, песок).  

Апрель

  1. «Волшебное дерево»

  1. «Этот загадочный космос»

  1. «Волшебница соль»

  1. «Наш мини огород»

Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Выяснить физические и химические свойства. Выращивание кристаллов соли. Способы добычи соли Применение соли. Уточнить знания детей о свойствах соли.  Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение

замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

«Тонет или нет?»

«Гори-гори ясно!»

«Дерево сохраняет тепло»

«Темный космос»

 «На орбите»

«День и ночь»

«Солнечная система»

«Волшебные кристаллы»

«Куда делась соль?»

«Какая соль растает быстрее?»

«Что внутри?»

«Вверх к листочкам»

«Как пьют растения?»

Кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека, спички, термометр, образцы деревьев разных пород

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Макет земли, фонарик.

Увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей),  стакан с

насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца.

Луковицы, семена помидор, миски с увлажненной рассеянной землей, лейка, палочки. Краска, стебли сельдерея, баночки, горшочки для рассады, кашпо длинное.

Май

  1. «Что такое стекло»

  1. «Где растения любят жить?»

  1. «Свет и цвет»

Познакомить детей со свойствами стекла; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа.

Познакомить со свойствами стеклянных предметов.

Закрепить знания детей о свойствах стекла.

Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.  

«Волшебное стекло»

«О чем поет стекло»

«Водонепроницае-мость»

«Где растения быстрее получат воду»,  «Хватает ли света?»

«Может ли растение дышать?»

«На свету и в темноте»

«Как увидеть радугу?»

 «Мыльные пузыри»

«Радуга в стакане»

Изделия из стекла; стекло, гуашь, влажные и бумажные салфетки, стаканчик с водой.

Горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.

Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...

Перспективное планирование групповой деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) № 11

ЦЕЛЬ: развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нарвственноой основы социального поведения и формированнию привязанности, доброжелательности по отнош...

перспективное планирование по рисованию в старшей группе для детей с ЗПР

Учебный план  по рисованию для группы компенсирующей направленности. Старший возраст...

Перспективное планирование игровой деятельности в старшей группе детей с ЗПР, направленное на развитие коллективного взаимодействия

Перспективное  планирование игровой деятельности  в старшей  группе детей с ЗПР, направленное на развитие коллективного взаимодействия...

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе...

Перспективный план по использованию развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности для развития интеллекта у детей в старшей группе.

Перспективный план по использованию развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности для развития интеллекта у детей в старшей группе....