Публикация конспекта ООД "Живая и неживая природа"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Колобкова Татьяна Александровна

Данное занятие развивает познавательно-исследовательский интерес, желание изучать окружающий мир. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Ведь в современном мире изобретая что-то новое человек не думает, наносит ли он вред природе. Ведь Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком). Занятие помогает развивать умения устанавливать причинноследственные связи между природными явлениями. Развивать умение поддерживать беседу. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Расширять и уточнять представления детей о природе. Показать взаимодействие живой и неживой природы. После проведения таких занятий дети различают понятия - «Живая», «Неживая природа». Занятие проходит в нестандартной форме со сменной обстановке. Часто мы произносим слово «природа», когда собираемся отдохнуть за городом или пытаемся охарактеризовать среду своего обитания. Иногда мы сожалеем, что человечество не может покорить природу, или радуемся, осознавая, что она еще не уничтожена окончательно. Что же означает это слово? Определений ему множество. Самое простое гласит, что природа – это объект изучения естественных наук. Но оно вовсе не раскрывает сущность понятия.

Всеероссийский журнал "Оранжевый жираф" Выпуск № 5, 16.10.2019

http://orangegiraf.ru/2019/09/05/konspekt-ood-po-poznavatelnomu-razvitiju-v-starshej-gruppe-zhivaya-i-nezhivaya-priroda/

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2019_na_konkurs.doc68.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_ood_na_konkurs.ppt972 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе

«Живая и неживая природа»

Колобкова Т. А.,

г. Нижнекамск,

МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 31”

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан,

старший воспитатель

Тема

«Живая и неживая природа»

Программа

“От рождения до школы” Н. Е. Вераксы

Возраст

Старшая группа

Направление

Познавательное развитие

Основная образовательная область

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с миром природы.  

Интегрированные образовательные области

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Форма проведения

Опытно-экспериментальная лаборатория

Цель

Развивать познавательно-исследовательский интерес, желание изучать окружающий мир

Воспитательные

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Развивающие

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Развивать умение поддерживать беседу.

Образовательные

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Расширять и уточнять представления детей о природе.

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Планируемый результат

Дети различают понятия - «Живая», «Неживая природа»

Методы

Наглядные, словесные, практические, игровые

Приемы

Словесные – беседа, вопросы, художественное слово, ответы детей

Наглядные  - рассматривание иллюстраций

Практические - выполнение практических заданий, игра

Демострационный материал

проектор,

интерактивная игра «Что лишнее?»,

презентация о явлениях живой и неживой природы, электронный микроскоп, фонарь (электрическая лампа)

Раздаточный материал

Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: белые халаты (10 шт), лупа (10 шт), листья пекинской капусты, лук (лист комнатного растения-на выбор), пластиковые стаканы, гуашь разных цветов, палочки для перемешивания, контейнеры для сбора мусора.

Организация детей

За одним большим столом.

На ковре.

Словарная работа

понятия – опытно-экспериментальная лаборатория, живая, неживая природа, микроскоп, клетка

Предварительная работа

Беседы.

Игры: подвижные и дидактические.

Чтение художественной литературы (энциклопедии, рассказов).

Предшествующая

работа

Беседы о живых и неживых явлениях природы;

познакомить детей с понятиями «живое» и «неживое». 

Структура ООД

1ч. Вводная:

мотивация, постановка цели

2ч. Основная:

совместная работа –опытно-экспериментальная деятельность, интерактивная игра, дидактическая игра,

самостоятельная работа – опытно-экспериментальная деятельность, загадки, физкультминутка

3ч. Заключительная:

рефлексия –подведение итогов

Ход ООД

1.  Мотивация

- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)

- Сегодня - мы сотрудники научной опытно-экспериментальной лаборатории. Прошу всех исследователей надеть белые халаты.

- Поговорим мы сегодня с вами о природе. Как вы думаете, что такое природа? (Природа – это все, что нас окружает, что возникло без участия человека)

- Оглянитесь – вокруг нас большой и разнообразный  мир. Где бы мы с вами не находились, нас окружает удивительный мир природы. Назовите, что нас окружает? (растения, реки, озера, моря, океаны, горы, животные, птицы, камни, звезды, солнце, луна, воздух, вода, ветер, явления природы – снег, дождь, град) (Презентация – слайд 1)

Посмотри, мой милый друг

Что находится вокруг

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва

Птицы, звери и леса

Гром, туманы и роса

Человек и время года – это все вокруг природа!

2. Постановка цели

- Оказывается, природа бывает живая и неживая. Хотите узнать, в чем секрет?

3. Совместная работа

Растения, животные, птицы – они живые,  почему? (Все живые существа дышат, растут, развиваются, приносят потомство, питаются). (Презентация – слайд 2)

Что необходимо растениям и животным для жизни? (солнце, воздух, вода, пища)

Как вы думаете, растения пьют воду?

Как это можно проверить опытным путем? (наливают подкрашенную гуашью (дети самостоятельно выбирают цвет) воду в стаканы, в которые ставят листья пекинской капусты). Может, кто-то уже готов дать ответ?

Проверим ваше предположение чуть позже.

Предлагаю поиграть.

Интерактивная игра «Что лишнее?» (презентация – слайды 3-7)

Живая природа перепуталась с неживой. Помогите мне разобраться.

-Разделите, пожалуйста, картинки с живой и неживой природой.  Объясните, почему еж и рыба - относятся к живой природе, а камень и облако – к неживой природе? Найдите, что лишнее? Почему?

Молодцы, отлично справились с заданием.

-Живая и неживая природа тесно связаны друг с другом и помогают друг другу:

Напоит и смоет пыль с растений ДОЖДЬ.

СНЕГ, как одеяло согреет корни растений.

Лучи СОЛНЦА согревают все живые существа.

Предлагаю проверить наши стаканы. Что же произошло с листьями пекинской капусты? (цветная вода поднимается вверх по листьям)

Что же это доказывает? (растения пьют воду, они питаются, значит, они живые).

Есть еще одно важное отличие живой природы от неживой.

Все живые организмы состоят из мелких пузырьков – клеток. Они очень маленькие. Подумайте, как их можно увидеть? (рассмотреть руку через лупу, посветить электрической лампой- рассматривают).

- Клетки можно увидеть только через микроскоп. Почему этот прибор назвали микроскоп? (это прибор, который увеличивает предметы в несколько тысяч раз, через него можно увидеть микроскопические частицы).

4. Самостоятельная работа

Предложить проверить с помощью микроскопа, что лук (листья пекинской капусты, лист комнатного растения) – это живая природа. (рассматривают клетки). Что вы увидели? (клетки). Через какой прибор вы их увидели? (микроскоп).

Физкультминутка «Живое – неживое»

Воспитатель читает загадки о явлениях живой природы – дети двигаются в произвольной форме, читает загадки о явлениях неживой природы – «замирают».

Летом греет-зимой холодит (СОЛНЦЕ).

Без рук, без ног, а бежит (ВОДА).

Дышит, растет, а ходить не может (ДЕРЕВО).

В лесу на одной ножке выросла лепешка (ГРИБ).

Под мостиком виляет хвостиком (РЫБА).

На шесте дворец – во дворце певец (СКВОРЕЦ).

Ползун ползет, иглы везет (ЕЖ).

Человек –  это тоже часть природы. Природа вокруг нас и она требует от нас заботы и внимания.

Чтобы сберечь эту красоту,  мы должны быть очень внимательны к тому, что нас окружает. В природе нет ничего лишнего и ненужного.

Предлагаю убрать за собой мусор в отдельные контейнеры: для пищевых отходов (листья пекинской капусты, лук, листья комнатного растения), для пластика (пластиковые стаканчики).

Вот на земле огромный дом под крышей голубой

В нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья

Куда б дороги не вели всегда ты будешь в нем

Природою родной земли зовется этот дом!

5.Рефлексия

Предлагает  вспомнить и пересказать содержание занятия:

-где мы были? (в опытно-экспериментальной лаборатории)

оценить, то, что они делали – понравилось, не понравилось, было понятно или не очень, скучно или интересно, что особенно запомнилось, что узнали нового, чем занимались, чему научились?

У нас получилось?

У тебя получилось?

Как достигли результата?

Что нового узнали? (о живой и неживой природе, живые существа состоят из клеток)

О чем расскажете дома? (о микроскопе, об опыте с цветной водой)

С каким настроением работали?

Что хотели бы еще узнать о природе?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИРОДА

Слайд 2

Что могут делать живые объекты? двигаться питаться дышать размножаться расти

Слайд 3

«Живое – неживое» Живое Неживое

Слайд 4

«Живое - неживое» Живое Неживое

Слайд 5

Найдите лишнюю картинку

Слайд 6

Найди лишнюю картинку

Слайд 7

Найди лишнюю картинку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"

Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"...

Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...

Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...

Конспект занятия "Живая неживая природа"

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группеТема «Живая и неживая природа»Цель: формирование знаний у детей о живой и неживой природе, по средствам экспериментальной деят...