Проект "Дом Пуговки"
проект по окружающему миру

Юлианна Бельшева

Проект "Дом Пуговки" предназначен для детей 3-5 лет. Данный проект возник с целью развития познавательного развития воспитанников к предметному миру.

Цель проекта: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира, расширениме кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Дом Пуговки"377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дом пуговки»

(для детей 3-5лет)

        

«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание»

                                                                                               Э. М. Ремарк

Вид проекта:

познавательно – творческий

Предмет исследования:

пуговицы

Продолжительность:

      долгосрочный – 2 года

      Участники:

      воспитатели, дети, родители

     Актуальность проекта

Актуальность проекта обусловлена тем, что у многих детей возникают трудности при расстегивании и застегивании пуговицы, это следствия недостаточно развитой   мелкой моторики рук.

Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, которая является мощным стимулом развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

        А так же данный проект возник с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру.

Цель:

- формирование у детей естественно - научных представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности, развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи:

- научить детей самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы;

- сформировать представление о разнообразии размеров, цвета, форм пуговиц и материалов, из которых они сделаны;

- стимулировать поисково–познавательную деятельность, обогащать сенсорный опыт детей;

 - развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, связную речь, творческие способности;

-создать условия для детской самостоятельной и совместно со взрослыми деятельности.

Планируемые результаты:

- повышение познавательной активности детей;

- проявление интереса к предметам окружающего мира;

-умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Этапы проекта

        

1 этап – подготовительный

Познакомили  родителей с данным проектом. Довели до участников проекта важность данной проблемы.

Подобрали методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

Подобрали материалы для коллекции, атрибуты для игровой деятельности.

Подобрали материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

Составили перспективный план мероприятий.

2 этап – основной

Формы и методы работы с детьми

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Презентация «История возникновения пуговиц»

Занятие «Путешествие в мир пуговиц»

Беседа «Может ли быть опасна пуговица»

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Дидактические игры:

«Пуговичная мозаика»

«Какая лишняя»

 «Пришей пуговицу разными способами» (с помощью шуровки)

«Цветик-семицветик

« Помоги другу «(дети в парах расстегивают и застегивают друг другу пуговицы)

«Наводим порядок»

«Геометрические фигуры»

«Цветовая сортировка».

«Какая лишняя».

«Подбери к одежде»

Сюжетные игры

 «Семья», «Магазин», «Ателье».

 Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

          «Разноцветные пуговицы»

«Печатаем узор» (пуговица-штамп)

Лепка:

«Разные пуговицы»

Составление из пуговиц узоров на пластилине:

«Бабочка»

«Гусеница»

Конструирование:

Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина.

«Гусеница»

«Домик»

«Пирамидка»

Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.

  Слушание детских песен:

«Песни пуговки-непоседы» из артпроекта «Жужа. Ежедневная сказка для детей» (авт. -А. Коротич и Т. Милоянин).

Экспериментально-поисковая деятельность

Рассматривание пуговиц под лупой

Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

«Тонет-плавает», «Ломается - не ломается», «Лёгкая – тяжёлая»

Речевое развитие

 1. Чтение стихотворений про пуговицы:

В. Бредихин «Надевают Петеньке,»

Т. Ефимова «Пуговицы вредные…»

Е. Менжинской «Испугались пуговки», И. Александровой «Я в тоске. С моей рубахи…»,

К. Брель «Пуговка раз, пуговка два»

Составление описательных рассказов о пуговицах

Физическое развитие

 Хождение по массажным коврикам с пришитыми пуговицами. 

 Подвижные игры:

- «Прокати пуговицу».

- «Найди домик пуговички».

Игра малой подвижности

- «Найди, где спрятано?»

Формы и методы работы с родителями

Беседы с родителями о важности данной проблемы

Пополнение коллекции пуговиц

Пополнение папки «История пуговицы»

Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями

Совместно с родителями изготовление пуговиц для проекта

Изготовление дидактического материала

3 этап – заключительный

 Презентация проекта.

Дидактические игры и пособия

Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц (картины из пуговиц, коврик для профилактики плоскостопия)

 

Приложения

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей второй младшей группы

«Мир пуговиц»

 Задачи:

1. Сформировать у детей представление о пуговицах и их назначениях;

2. Расширить кругозор  детей и повысить познавательную активность.

3. Воспитывать любознательность.

Оборудование и материалы: пуговицы, иллюстрации одежды с пуговицами, книги со стихами и загадками про пуговицы.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку. Постарайтесь обязательно отгадать

что это такое. Очень важная вещица,

Всем на свете пригодится.

Для костюма и для юбки,

Для пальто и полушубка.

Ловко в петельку ныряет,

Что открыто закрывает. (Пуговица).

Правильно, ребята. Это пуговица. У каждого из нас на одежде есть она. Давайте найдем пуговицы на нашей одежде. Расскажите, какие они. (Дети рассматривают пуговицы у себя на одежде и описывают их).

Воспитатель: Дети, а вы хотите еще больше узнать про пуговицы. Тогда мы с вами отправимся в путешествие под названием «Мир пуговиц» на нашем волшебном поезде. (Дети строятся друг за другом «паровозиком», впереди воспитатель, имитируют остановки).

Воспитатель: Готовы? Поехали. Остановка первая «Что такое пуговица?»

Пуговица – это застежка на одежде, предназначенная для соединения ее частей. Самая простая пуговица представляет собой диск с двумя отверстиями по середине.

Но встречаются пуговицы других видов и форм. Например, круглые, овальные, квадратные, треугольные. Еще бывают пуговицы на ножках. На свете очень много разных пуговиц и они не похожи друг на друга. По цвету пуговицы бывают тоже разные- красные, зеленые, синие, белые, черные, желтые.

Ребята, у нас на столе лежат пуговицы. Давайте поиграем в игру «Пуговицы перемешались». (Дети раскладывают пуговицы по цветам, форме в коробку по ячейкам).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Дети, нам нужно отправляться дальше в путь. Поехали? Следующая остановка «Из чего делают пуговицы». Пуговицы изготавливают из металла, дерева, стекла, пластмассы. Значит, они бывают металлические, деревянные, стеклянные, пластмассовые. Посмотрите, ребята сколько пуговиц. (Воспитатель показывает детям разные виды пуговиц: деревянные, стеклянные, пластмассовые, металлические).

И снова, мы садимся в наш волшебный поезд. И наша следующая остановка называется «Стихотворение». (Дети садятся полукругом на ковер, воспитатель читает стихотворение).

В. Бредихин

Надевают Петеньке

За одну минуточку,

Брюки и штиблетики,

Шапочку и курточку.

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Всё, одели Петеньку!

Т. Ефимова

Пуговицы вредные

На пальто у Верочки!

Мучаются бедные

Пальчики у девочки!

Пуговки над Верочкой

Будто издеваются:

Прыгают, как белочки,

С ниток обрываются!

Злые слёзки катятся,

Лоб сурово хмурится:

«Не идти же в платьице

Мне зимой на улицу!»

Ребята, нам осталась с вами доехать до конечной остановки «Рассмотри рисунки».

Посмотрите, ребята, что изображено на картинках. (Воспитатель задает вопросы, дети, рассматривают картинки, отвечают на вопросы). Чем застегивается наша одежда? Какой формы пуговицы? Каким цветом? Сколько их на рубашке, юбке? Ребята, вы у меня молодцы. К сожалению, наше путешествие закончилось. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Как называлось наше путешествие? Что вы узнали нового о пуговицах?

Беседа

для детей второй младшей группы

«Чем опасны пуговицы?»

 Задачи:

1. Учить детей безопасному обращению с мелкими предметами в быту;

2. Закреплять понятие один - много;

3. Уметь классифицировать предметы по цвету;

4. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: пуговицы, картинки с изображением правил обращения с пуговицами, две одинаковые коробочки, игрушка заяц, кукольная кровать.

ХОД:

Дети стоят полукругом. Перед детьми кукольная кровать, на кровати лежит зайчик - Степашка.

Воспитатель: Наш Степашка занемог,

Встать с постели он не смог,

У него ужасный вид,

У него живот болит.

Что случилось? В чем беда?

Догадайся детвора.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могло произойти с зайчиком?

Ответы детей.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите рядом с ним лежит пуговица. Как вы думаете что это значит? Он, наверное проглотил пуговицу. Зайка, расскажи нам что произошло.

Зайка с пуговкой играл:

Веселился и скакал.

В рот случайно положил

Незаметно проглотил.

И теперь ужасный вид –

У него живот болит.

Ребята, правильно сделал Степашка, что положил пуговицу в рот? (Ответы детей). А что он должен был сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, он должен был положить пуговицы в коробку, шкатулку, отдать маме, бабушке, воспитателю и т. д.

Давайте, встанем в круг, и покажем зайке, что он должен был сделать. (Дети показывают движения в соответствии с текстом)

Если пуговку найдешь, - наклониться

Ты ее в карман кладешь - имитация движений

И несешь скорее маме, - бег на месте

Чтобы пуговку убрали - накрыть одну ладошку другой.

Ребята, какое правило мы с вами знаем? (нельзя брать в рот, засовывать в нос, уши мелкие предметы: пуговицы, бусины, мелкие детали игрушек). (Показ схемы – правила).

Да, дети, верно. Пуговицы нельзя брать в рот, засовывать в уши, нос. С пуговицами надо обращаться осторожно.

А, сейчас, давайте вместе с зайчиком поиграем в игру «Цветочная полянка». (Проводится игра).

А теперь, давайте соберем их в коробочки. Самую большую пуговицу положим в одну коробку. Остальные, маленькие пуговицы положим в другую коробоку. Все ли пуговицы одинакового цвета?

Сколько пуговиц в этой коробочке?

Сколько в этой? (одна - много)

Замечательно.

Ребята, посмотрите наш зайка стал улыбаться. Ему наверное понравились наши игры. А давайте, для зайки мы сделаем солнышко из пуговиц. Из больших пуговиц выложим круг, а из маленьких лучики. (Дети с помощью воспитателя выкладывают узор «Солнышко из пуговиц»). Вот как наше солнышко стало светить.

Зайка больше не болеет,

У него довольный вид

И животик не болит!

Теперь, зайка знает, что мелкие предметы надо убирать на место.

Ребята, а вы поняли, как нужно обращаться с пуговицам

Лепка «Разноцветные пуговицы»

Цель: научить детей лепить разнообразные пуговицы.

Задачи: формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, прививать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

ХОД:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько видов одежды с пуговицами.

Воспитатель: Зачем нужны пуговицы? Какие они: большие, маленькие; где находятся; какого цвета.

Затем предлагает каждому ребёнку взять себе пуговичку.

Воспитатель: Подумайте, что вы можете о ней рассказать?

Воспитатель: Потрогайте её пальчиками: круглая, с уголочками, гладкая, шершавая, как шарик. Сейчас я вам предлагаю вылепить из пластилина пуговицу по форме. Я приготовила картонки, на которых нарисованы формы пуговиц. Мы должны из пластилина по этой форме вылепить пуговицу. Для этого каждый из вас, должен взять любого цвета кусок пластилина, отломать от него небольшой кусочек и размять его в руках. Далее, когда кусочек станет мягким, положить его на картонку, на которой изображена форма пуговицы и пальчиками (можно двумя или одним) разглаживать пластилин равномерно, не заходя за контуры изображения пуговицы.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)

Девочки и мальчики. (в замок - несколько раз)

Мы с тобой подружим с Маленькими пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом) Начинаем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхивают кистями)

В гости к пальчику большому, Приходили прямо к дому

Указательный и средний, Безымянный и последний.

Сам мизинчик - малышок, Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. (называя, показывать каждый пальчик).

По окончании занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает каждую работу.

Дидактические игры

« Пришей пуговицу разными способами»

    Задачи:

1. Закрепить полученные знания о пуговицах: свойствах видах, формах.

2. Воспитывать желание быть опрятным.

Оборудование и материалы: пуговицы, шнуровка, кукла.

ХОД:

Воспитатель: Дети, к нам сегодня на занятие придут гости. Интересно вам узнать, кто же это пришел к нам в гости сегодня?

Ответы детей.

Воспитатель: Познакомьтесь дети, это девочки-подружки их зовут Катя и Таня. Давайте поздороваемся с ними.

А вам наверно интересно узнать, как подружки попали к нам в гости?

Ответы детей.

Воспитатель: Девочки гуляли на улице и у них случилась беда. Катя потеряла пуговку от своей кофточки. И по секрету мне сказала, что боится идти домой, потому что мама ее будет ругать за оторванную пуговицу. Дети, может поможем Кате найти пуговку? Вдруг она завалялась где-то у нас в группе.

Для этого нам нужно посмотреть на кофточку Кати и определить, какая же у нее должна быть пуговица. Ведь она должна быть точь-в-точь такая же, как и оставшиеся на кофточке.

Вот тут у меня есть волшебный мешочек, посмотрим, что же в нем лежит, вдруг он нам сможет помочь. Ой, посмотрите, сколько много пуговиц в волшебном мешочке, как же нам узнать какая из них наша? Давайте сначала выберем пуговицы подходящие по цвету, затем пуговицы подходящие по размеру. Посмотрите, вот же наша пуговица лежит. Теперь мы пуговку положим в карман Кате, и пусть она ее отнесет своей маме, что бы она, что, сделала с пуговицей?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, пришила. Дети, а вы умеете пришивать пуговицы? Давайте вместе с Катей поучимся пришивать пуговицы.

Ответы детей.

Воспитатель: Для того чтобы пришить пуговицу, необходимо иметь пуговицу нужного размера, нитки подходящего цвета, ножницы и соблюдать правила безопасности. Я вам сейчас тоже предлагаю потренироваться пришивать пуговицы. (Проводится дидактическая игра «Пришей пуговицы»).

Ребята, нашим куклам очень понравилось у нас в гостях. И они мне на ушко прошептали, что еще хотят поиграть с нами. Ну, что же, давайте! Предлагаю поиграть в игру «Застегни пуговицы». В этой игре мы с вами научимся застегивать пуговицы, что не мало важно для нас.

Ну, что же ребята, пришивать пуговицы умеете, застегивать пуговицы тоже умеете. Теперь можно поиграть в игру «Ателье». Ателье –это мастерская, где предлагают бытовые услуги по пошиву одежды. То есть, там шьют одежду. (Воспитатель знакомит детей с правилами игры и вместе с ними в ней участвует).

Ребята, давайте спросим у наших гостей им понравилось у нас.

Дети спрашивают.

Воспитатель: Катя и Таня говорят нам, что им очень у нас понравилось и узнали они много нового. Но, им пора возвращаться домой. Давайте им скажем до свидания и чтобы они еще к нам приходили.

      «Одна - много»

Цель: способствовать развитию концентрации внимания; развивать элементарные навык счёта.

Материал: пуговицы, коробочки с ячейками.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить одну большую и много маленьких пуговиц.

Варианты:

1. Одна маленькая много больших.

2. Одна круглой формы пуговица, много квадратной формы.

3. Много пуговиц с двумя дырочками, одну с много дырочками.

«Выложи узор»

Цель: способствовать умению детей составлять из пуговиц картинку по картинке; развивать воображение.

Материал: пуговицы, картон с изображением рисунков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить узоры из пуговиц.

Варианты:

1. Выкладывание узора по желанию детей, например: солнышко, домик, дерево и т. д.

2. Выкладывание узора по нарисованной картинке.

«Пуговицы перемешались»

Цель: способствовать развитию мыслительной деятельности; закрепить знание об основных цветах, геометрических фигурах, размере.

Материал: пуговицы, листы картона.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить пуговицы в нескольких вариантах.

Варианты:

1. По форме (круглая, квадратная).

2. По цветам (красные, сини, зеленые, желтые, белые, черные).

3. По размеру (большая, маленькая).

«Цветочная полянка»

Цель: способствовать развитию детей игры в паре; формирование умения подбирать пуговицы по цветам; формирование культуры общения со сверстниками в игре.

Материал: “Полянка” из ткани разделенная на сектора с пришитыми пуговицами, цветочки, вырезанные из ткани.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться на “Цветочную полянку” и разложить предметы (цветы) в нескольких вариантах.

Варианты:

1. По соответствующему цвету сектора

2. По размеру.

 «Цветик-семицветик»

Цель: развивать умение составлять из пуговиц картинку по заданной схеме.

«Метание пуговиц» 

Цель: развивать умение выдувать пуговицу через соломинку из игрового поля.

«Наводим порядок»

Цель: с помощью пуговиц заполнить недостающие детали в картинке

«Геометрические фигуры»

Цель: С помощью пуговиц составлять геометрические фигуры.

  «Подбери к одежде».

Цель: формировать умение подбирать пуговицы к разным видам сезонной одежды; формировать чувство вкуса,  развивать чувство цвета и формы.

Загадки о пуговице

1.        Одеваться соберёшься -

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети

Застегну я всё на свете. Что это?

2.        Мышка из норки выглядывает.

3.        Маленький, горбатенький в переулке завяз.

4.        Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

Стихи о пуговице

 К. Брель

Пуговка раз, пуговка два,

Это не сложно, поверь, я права.

Не хочешь одеться? Но надо, дружок!

Гулять мы идем, а там ветерок.

 

В.Бредихин

Надевают Петеньке

За одну минуточку,

Брюки и штиблетики,

Шапочку и курточку.

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Всё, одели Петеньку!

 

 Т. Ефимова

Пуговицы вредные

На пальто у Верочки!

Мучаются бедные

Пальчики у девочки!

Пуговки над Верочкой

Будто издеваются:

Прыгают, как белочки,

С ниток обрываются!

Злые слёзки катятся,

Лоб сурово хмурится:

«Не идти же в платьице

Мне зимой на улицу!»

 

Пословицы и поговорки о пуговицах

1.        Умная умница — что светлая пуговица.

2.        Пуговицы не Литы, петли не виты, ничего не сделано.

3.        На чужой рот пуговицу не нашить.

4.        С солдата пуговку не сорвёшь.

5.        Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.

6.        Застёгнут на все пуговицы.

7.        Прост, как пуговица.

8.        Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе -медная пуговица (таджикская пословица).

         

Приметы о пуговицах

1.  Народная мудрость гласит, если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.

2.          Если дорогу бам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

3.          Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.

4.  Потерялась пуговица - значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.

5.          Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».

6.          Оторвалась пуговица или сломалась - будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше - ничего важного не предпринимайте.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Алешина Н. С. ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Конспект занятий МУЦ перспектива, 2008 -248с

Веракса Н. Е. Галимов О. Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. методическое пособие М МОЗАИКА – СИТНЕС 2012 – 79с

Музей в детском саду / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация МИНИ -МУЗЕЙ "ПУГОВКА"

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и в...

Конспект НОД «Чудо-пуговка»

конспект занятия в старшей группе...

Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»)

Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»), разработанная для участия в шестом окружном празднике коми культуры « Визула ю» («Быстротечная река»). Тема праздника «Традиционные ко...

"Проект Пуговка"

Проект разработан с целью развития у детей сенорной сферы, мелкой моторики руки....

Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира....

Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений....

ПРОЕКТ "Волшебная пуговка"

Исследовательский проект. Коллекционирование пуговиц....