План-конспект исследовательской деятельности с детьми среднего возраста "Сундук домовёнка Кузи"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Минина Татьяна Ивановна

Исследовательская деятельность с детьми среднего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

 

             «Сундук домовёнка Кузи»

План-конспект исследовательской   деятельности с детьми среднего возраста.

             

           

                                                                   Минина Татьяна Ивановна

                                                                     музыкальный руководитель

 

 

«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет   добывать эти знания»

                                             (Российский педагог, учёный В. П.Вахтеров)

 

Эти слова можно в равной степени отнести как к взрослым, так и к детям дошкольного возраста.  Потому, как дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение этому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно искать новые сведения о мире, находить решение в проблемной ситуации.  

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей и пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.    " Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости" – так о ней   говорил В.А.Сухомлинский.     И наша задача – разжечь эту искру, не дать ей погаснуть: помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Главная задача в познавательно-исследовательской деятельности, которую я проводила для детей среднего возраста: познакомить детей с разными звуками дерева, научить их слушать, различать и находить в окружающем мире.

Слайд №2: где спрятался Кузя?

 Так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста исследование наше началось с игры: «Где спрятался Кузя?»

-Ребята, вы, когда шли в музыкальный зал Кузю домовёнка не встретили?

Может он в сундуке прячется?  (Предлагаю любому ребёнку постучать по сундуку.)

Давайте постучим по сундуку и послушаем?

 -Какой интересный звук получился.

-Интересно из чего Кузин сундучок сделан?  Может кто-нибудь знает? (Ответ детей – из дерева).  Если из дерева, то сундук, какой? (Деревянный)

Слайд №3: что в сундуке?

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.  

Достаём из сундука: два берёзовых полена разной длины, шкатулки разной величины, ложки деревянные, деревянные палочки.

Из чего эти предметы сделаны? (Из дерева). 

— Значит они какие? (Деревянные).

Что нам с ними делать? (Педагог берёт деревянные ложки) Как вы думаете?

Ответ – стучать, играть.

 Слайд №4: что мы слышим?

«Начало познаний… всегда вытекает из ощущений…»  (Я.А.Коменский - основоположник научной педагогики)

Выдвижение гипотезы было таким – если стучать по дереву, может ли оно звучать?

(Дети стучат по разным предметам)

 -Звуки одинаковые или нет?  Прислушайтесь. (Дети повторно стучат по предметам из дерева). Конечно, они разные.                  

У какого предмета звук получается громче, тише?  (Ответы детей)

Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.  

По результатам проведённого исследования делаем вывод: у длинного полена звук – низкий, у короткого – высокий; у большой шкатулки звук громче, у маленькой звук тише.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево звучит.  Если дерево звучит, значит на нём можно играть, как на инструменте?

Слайд №5: Игрушки с сюрпризом

Очень многие народные музыкальные шумовые инструменты сделаны из дерева. Послушайте, как звучит погремушка.

(Играет на деревянной погремушке)

Интересно, почему она так звучит?  (Предположительный ответ – внутри что-то есть). Да, в этой погремушке спрятан секрет.

У детей с раннего возраста развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

 

 Слайд №6: Опыт – эксперимент.

По мнению М. Монтессори «…дети «впитывают» культуру обращения с предметами с помощью слуха, зрения, тактильных и других ощущений».

В шкатулки положим металлические предметы. Закроем и потрясём.

 Вывод: в большой шкатулке звук звонкий, громкий, а в маленькой глухой, тихий.

-У нас с вами даже инструмент шумовой получился.

 Давайте поиграем на всех инструментах.

 Слайд №7: Проблемная ситуация.

 Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно.

 

Слайд №8: Музыкальный зал

У детей 4лет появляются первые попытки работать самостоятельно.  Дети 4- летнего возраста значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал.  Поэтому в совместной деятельности педагога и детей широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно учувствовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом.

В процессе эксперимента все дети приняли активное участие. Выявили, что в зале есть предметы из дерева, и, что из них можно извлекать звук. Звуки тоже разные, так как разные предметы «шумят» по-разному.

Слайд № 9: Чувства ребёнка

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.  Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями.

 И, если ребёнок выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности не развивается, а угасает. 

 Поэтому визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

Ребёнок, в своей опытно-экспериментальной деятельности, проходит путь настоящего учёного с его переживаниями, ожиданиями, удивлением и радостями от полученного конечного результата.  

Экспериментальная деятельность дает детям: радость преодоления каких-либо трудностей, радость открытия, радость творчества. Потому, как  «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам», как говорит философ Ральф У. Эмерсон.    Создание «своего нового» — это и есть творчество.

Слайд № 10: Оркестр

И в заключении мне бы хотелось отметить: только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. Хотелось бы, следовать совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми среднего возраста "ВОЛШЕБНАЯ ЛЬДИНКА"

Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...

План-конспект совместной игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Тема: "Путешествие на поезде"

Цель: расширение представления детей о профессии машиниста, проводницы и обогащение игрового опыта детей, учитывая их полоролевые предпочтения.Задачи: -развивать умение совместно строить и творче...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОДОЕМУ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОДОЕМУ»...

План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Гирлянда из флажков"

Цел данного занятия: закрепить названия геометрических фигур, развивать логическое мышление детей при выборе необходимой геометрической фигуры, развивать любознательность детей, воспитывать любовь к д...

Использование сенсорной 3-д коробки - диорамы «В мире лесных животных» в познавательно - исследовательской деятельности с детьми среднего возраста.

Овладение участниками мастер – класса приемами использования сенсорной 3- д коробки – диорамы в ООД....

презентация "Система организации поисково исследовательской деятельности с детьми среднего возраста"

С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении всего дошкольно...