Сила тяготения
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Марамыгина Людмила Геннадьевна

Познакомить детей старшей группы с земной силой притяжения, через посково-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta-sila_tyagoteniya.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

ФИО

Марамыгина Людмила Геннадьевна

Образовательная область

Познавательная

Возраст детей, группа

5-6 лет

Тема НОД

Волшебная сила - Сила тяготения

Цель

Познакомить детей с земной силой притяжения через поисково-исследовательскую деятельность

Задачи

-дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая  притягивает предметы и любые тела к Земле;

- совершенствовать познавательные навыки детей, умение сопоставлять факты с действиями;

- развивать любознательность, мышление, самостоятельность;

- активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас;

- вызвать интерес и желание узнавать что-то новое;

- воспитывать любовь к нашей планете, которая называется Земля.

Материал и оборудование

Ноутбук, игра с планетами на SMART  доске, воздушный шарик, варежки, пластиковое ведерко, шарик пластиковый маленький, не бьющие игрушки на каждого ребенка(разного материала), глобус.

Предполагаемый результат

  • Знакомство с земной силой притяжения;
  • Проявление интереса к познавательной деятельности;
  • Уметь анализировать,  делать выводы из проведенных опытов .

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: Организовать детей  коммуникативной игрой.

I. Введение в ситуацию

В: Доброе утро, ребята! Сегодня мне пришло сообщение от Незнайки из  «Цветочного города».

Ему подарили друзья, вот что (картинка глобуса).

Личностные,

коммуникативные

Этапные задачи: Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.

II. Актуализация знаний

В: Ребята, а вы знаете что это? Что такое глобус? (Модель Земли.) А что на нем изображено? А для чего нужен глобус людям?

Познавательные

Регулятивные

Ответы детей:

Ответы детей.

Этапные задачи: Учить детей самостоятельно находить способ выхода из затруднительной ситуации.

III Затруднение в ситуации

В: Ребята, а вот незнайке интересно знать, почему, если Земля такая круглая, то ни вода, ни дома, леса не падаю?(Наглядно можно потрясти глобус) Что заставляет их течь по Земле? Песок  из пустынь никуда не высыпается? Сила какая-то?

Опыт №1

Ведь при наклоне стакана  влево или вправо вода выливается, а песок высыпается. То же самое происходит с водой и песком, если стакан с содержимым перевернуть вверх дном.(демонстрируется опыт).

В: Вот так, вопросик, правда, ребята?

В: Ребята, а  вы хотите помочь «Незнайке» разгадать эту загадку природы?

- А сможете?

- Идите, помогайте.
-  Когда вы что-то не знаете, где можно узнать?

- Хорошо кто-то спрашивайте у взрослого,  кто то посмотрит в книге и т.д.

В: Все правильно, сейчас можно узнать у меня, но я вам сегодня не только расскажу, но и покажу.

Коммуникативные

Личностные

Регулятивная

 

Ответы детей.

Предположительные ответы детей

Прочитать в книге, спросить у воспитателя.

Дети спрашивают у взрослого.

 

Этапные задачи: Актуализировать знания детей.

IVОткрытие нового знания или способа действий

В:Ребята, давайте сами проверим, держит ли нас эта сила. Подумайте, как мы можем это сделать?

Опыт №2

Правильно, попробуем подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе. Получилось?

В: А предметы притягивает эта сила к Земле или нет? Проверьте. Возьмите любые предметы со стола и попробуйте их отпустить из рук, подбросить вверх.

Я раскрою секрет. Сила, которая притягивает любые тела и предметы к Земле, называется силой тяготения и тянет она все в центр Земли.

В:Что бы могло случиться, если бы не было силы тяготения? Они отрывались бы от нее и улетали в космос. Благодаря этой силе все животные и растения знают, где низ, а где вверх.

 В: Как вы думаете, почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на чужие?

В:Сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах  и вокруг Солнца. Каждая планета напоминает большой магнит. Но в отличие от магнита, эту силу нельзя ослабить или устранить. Все планеты солнечной системы притягиваются к Солнцу и друг к другу.

Опят №3

С воздушным шаром.

Нужно натереть шарик (Это наше солнце) варежкой и прислонить к планетам.

В:Что  произошло?

Луна, хоть она и очень далеко от Земли, тоже притягивается Землёй, потому и не может от нас далеко улететь. Её так и называют - спутник Земли.

Солнце притягивает Землю к себе, но из-за большой скорости Земля не может на Солнце упасть, а только кружится вокруг него. Один круг вокруг Солнца Земля делает за один год. Если вам шесть лет. Сколько раз вы объехали вокруг Солнца?

Опят №4

Проведем опыт и убедимся, что планеты, притягиваясь, не могут упасть?

Воспитатель проводит опыт «Орбита»: (воспитатель перечисляет предметы, которые используются в опыте; одевает шапочку «Солнце» и объясняет что она - Солнце, а мячик – планета Земля).

Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Воспитатель: Может ли Луна упасть на Землю?

Познавательные

Дети проводят эксперимент: подпрыгивают.

Ответы детей: нет.

 

(Можно зарисовать варианты ответов детей.) выводы детей) 

Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли.

(Ответы детей.)

Правильно планеты притянулись к солнцу.

(Ответ детей)

6 раз

Дети: Луна, испытывая силу притяжения, не может упасть, потому что быстро вращается вокруг Земли.

Этапные задачи: Упражнять  в самостоятельном изготовлении построек по схемам, умении применять новые полученные знания на практике.

V Введение новых знаний в систему знаний

В:А сейчас я предлагаю поиграть и вспомнить что притягивает солнце к себе, а что земля. Игра на SMART доске. (все что притягивает Солнце-все планеты; Земля- все что притягивает (леса, реки, озера, горы, города, страны)

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Ответы детей

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

VI Осмысление (итог)

- Как вы думаете, вы смогли помочь Незнайке?

- Как называется загадочная сила, удерживающая от падения все планеты Солнечной системы?

-Почему планеты, притягиваясь друг к другу, не падают?

-Да, мы узнали, что есть сила у Земли и у солнца и она называется «сила притяжения»

-Потому что они двигаются с большой скоростью



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сила тяготения"

Экспериментально-поискрвая деятельность "Сила тяготения". Задача: Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле....

"Сила тяготения".

Представление о невидимой силе-силе тяготения....

буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2

8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...

Методическая разработка в ДОУ в старшей группе «Уроки служения Отечеству: «Сила не в силе, а сила в любви!»

Цель методической разработки познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайлович...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....

Опыты и эксперименты "Сила тяготения".

       А у нас сегодня снова опыты и эксперименты! И этот вид занятий в детском саду мы любим больше всего. Всегда интересно узнавать, как устроен мир вокруг тебя! Задача, к...

Конспект НОД познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: "Сила тяготения"

Конспект НОД по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №8 «Мозаика» Сидорова Диана Алек...