"Хлеб всему голова" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_vsemu_golova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                в подготовительной к школе группе

                 Тема: «Хлеб всему голова»               

                                        Воспитатель                                              

                                            Лукина Ольга Николаевна

МДОУ д/сад № 6 ЗАТО Озерный

Программное содержание: углубить и расширить знания детей о хлебе;

                                                 развивать элементарные представления о

                                                 хозяйственной деятельности человека;

                                                 воспитывать бережное отношение к хлебу,

                                                 экономное его использование; показать

                                                 хлебобулочные изделия; дать детям понять, что

                                                 хлеб имеет большое значение в жизни людей.

 

Оборудование: вывеска «Музей хлеба», 6 столов, фланелеграф,  

                            различный хлеб, шпажки, две большие салфетки, маленький

                            кусочек хлеба в прозрачной коробке, метроном, письмо,

                            платок, очки, бутафорская печка, два подноса, бумажные

                            салфетки, тесто, доски для лепки, готовые булочки,

                            иллюстрации, кукла.

Предварительная работа: рисунки на тему «Хлеб мой вкусный, хлеб

                                                душистый», ознакомление с пословицами и

                                                поговорками о хлебе; знакомство со злаками, из

                                                которых получают муку для хлеба; экскурсия на

                                                хлебозавод; проведение бесед и рассматривание

                                                иллюстраций по теме.

Словарь: пшеничный, ржаной, батон, буханка, каравай.

Ход.

          Дети заходят в зал, становятся полукругом.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем разговаривать о хлебе, узнаем много нового о нём и поймём, почему нужно бережно относиться к хлебу и экономно его использовать. И я вас приглашаю в один очень интересный музей. До музея мы поедем на автобусе. Но сначала приведём себя в порядок! Умоем глазки, ушки, щёчки, почистим зубки, язычок. (Артикуляционная гимнастика) Готовы? Садимся в автобус! Заводим мотор! (р-р-р) Поехали! (у-у-у)

          Дети «едут» по кругу и «подъезжают» к вывеске, на которой написано «Музей хлеба».

Воспитатель: Вот мы и приехали в музей. Сначала скажите мне, как себя нужно вести в музее? (ответы детей) Итак, здравствуйте, ребята! Я ваш экскурсовод, Ольга Николаевна. Прошу вас в выставочный зал и к первому столу нашего музея!

          Дети подходят к столу, на котором лежит различный хлеб, накрытый салфеткой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что под этой салфеткой?

          Дети высказывают свои предположения, после чего воспитатель читает потешку: Ай, качи-качи-качи!

                Глянь, - баранки, калачи!  

                Глянь, - баранки, калачи!

                С пылу, с жару из печи!

          Затем салфетка снимается, и дети вместе с воспитателем определяют, что хлеб разный по цвету, величине, форме и названию.    

Воспитатель: Скажите, какой хлеб? (дети говорят, что хлеб белый, чёрный, серый и т.д.) Что мы ещё можем сказать о хлебе? (хлеб разной величины и формы) Вот этот хлеб испечён из пшеничной муки (воспитатель показывает на пшеничный хлеб), поэтому его называют пшеничным и т. д.

          Затем каждый  ребёнок берёт по кусочку хлеба (на столе лежат кусочки хлеба на шпажках), пробует его и говорит, какой хлеб на вкус.

Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? Какой хлеб? (Хлеб разный на вкус) А скажите, зачем нужен хлеб человеку? (дети высказывают своё мнение) Может ли человек обойтись без хлеба? (нет) Какой хлеб любят больше всего в вашей семье? (ответы детей) Откуда берут хлеб? Хлеб необходим для жизни людей – больших и маленьких. Его покупают в магазине или пекут дома, едят каждый день с супом, с картошкой, с кашей,… ; делают бутерброды с колбасой, с сыром, с маслом,… Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб вызывает чувство сытости, но никогда не приедается. Ребята, а теперь я вам перейти в другой зал нашего музея.

          Дети садятся на стульчики.

 Воспитатель: Вечным символом жизни, труда, благополучия и богатства был всегда хлеб – основа всему, всему голова (показ иллюстрации). Им встречали дорогих гостей, приветствовали жениха и невесту в день свадьбы, без него не обходился ни один праздник, ни одно застолье (иллюстрация). С ним была связана вся жизнь человека от младенчества до старости. Укладывая младенца спать, мать пела колыбельные. И в таких колыбельных часто говорилось о хлебе. Одну из этих колыбельных нам споёт Света.

          Выходит Света, берёт в руки куклу, укачивает её и поёт колыбельную. После этого она возвращаются на место.

Воспитатель: А ещё о хлебе говорилось в загадках. Благодаря им вы можете многое узнать о людях, которые трудятся на земле, выращивая хлеб.

          Загадки загадывают дети.

 1. Меня режут и бьют, ворочают и мнут,

     А я терплю, за всё добром плачу (поле, пахотная земля)

2. Выкинем – не обеднеем,

    Соберём – разбогатеем (сев и сбор урожая)

3. Вырос в поле дом, полон он зерном (колос)

4. Железный конь – внутри огонь.

    Овса не просит, а пашет и косит (трактор)

5. Идёт силач добывать калач,

    Железный рог поле перерыл (плуг)

6. Стоит стар-старичище,

    Растрёпана бородища.

    Шапкой покрывается,

    Копьём подпирается (копна сена)

7. Бьют меня палками,

    Жмут меня камнями,

    Жгут меня огнём,

    Режут меня ножом.

    Зато меня и губят,

    Что все меня любят (хлеб)

Воспитатель: Ребята, а ещё в старину люди складывали пословицы и поговорки про хлеб. Вспомните пословицу или поговорку, в которой говорится о хлебе.

          Каждый ребёнок говорит пословицу или поговорку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот как много интересного мы сказали  про хлеб! А теперь я предлагаю вам перейти в игровой зал, который называется «Каравай».

          Дети встают в круг, водят хоровод и поют:

      Шёл Павлин горою,

      Все люди за мною.

      Одного нет у нас - …(имя играющего, он выходит в центр)

      У его маменьки печь истоплена,

      Каравай состряпанный,

      Этакий высокий, (руки вверх)

      Этакий широкий, (руки в стороны)

      Этакий низенький (приседают, руки вниз)

          Дети хлопают в ладоши, а ребёнок танцует (игра повторяется 2-3 раза)

          Дети («переходят в другой зал») садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в один из главных залов нашего музея – «Зал Памяти». В этом зале находится футляр, в котором лежит хлеб. Ведь в одно время этот кусочек хлеба имел большое значение для людей.

                       Был хлеб всегда в почёте на Руси –

                       Её просторов главное богатство,

                       Его ты хочешь цену знать?

                       Спроси.

                       Тебе ответить могут ленинградцы.

                                     В дыму ленинградское небо,

                                     На горше смертельных ран

                                     Тяжелого хлеба есть слова:

                                     Блокадного хлеба 125 граммов.

          Под звук метронома воспитатель проносит через весь зал на подносе 125 граммов чёрного хлеба.

Воспитатель: А ещё в нашем музее лежит одно письмо. В нём мы можем прочитать воспоминания ветерана Великой Отечественной войны.

«Помню тёмный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет моё сердце ненавистью к войне».

Воспитатель: Ребята, обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните: хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – наше богатство! Им не сори!

Молодцы! Вы были все внимательны! Понравилась вам экскурсия? Наша экскурсия в музей закончилась. Но наше путешествие нет. У меня есть одна знакомая бабушка, она пригласила нас в гости. Садитесь в автобус! Поехали!

          Дети «подъезжают» к столу с тестом. Воспитатель  надевает платок, очки и «превращается в бабушку».

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Долго я вас ждала! Меня зовут бабушка Арина. Я приготовила тесто, которое замесила своими руками. Давайте вместе с вами попробуем слепить булочки! Все умеют печь булочки? Ну тогда, приступайте!

           Дети  подходят к столу с тестом и лепят булочки, а бабушка при этом рассказывает про тесто. Затем дети кладут на поднос булочки, вытирают руки салфетками (салфетки лежат на столе).

Бабушка: Какие красивые булочки у нас получились! Сейчас мы их испечём в нашей печке. А пока они пекутся, запевай!

          Дети поют песню «Булочки». Бабушка снимает очки и платок и «превращается» в воспитателя.

Воспитатель: Вот мы и побывали у моей знакомой бабушки. Она была очень рада видеть вас в гостях. Скажем ей спасибо за гостеприимство! А теперь поехали обратно в садик!

          Дети возвращаются на стульчики.    

Воспитатель: Ребята, да-к как же вы обращаетесь с хлебом? (ответы детей) Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб – всему голова». Русский хлеб причастен ко всему: к дружбе, к миру, к правде, к счастью на земле.

          А теперь настало время пить чай с булочками.  

          Дети встают со стульчиков и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»«Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)...

Проект "Хлеб -всему голова" ( подготовительная группа)

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, ...

Хлеб- всему голова ( подготовительная группа )

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"13151823","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"544","width":"527"}}]]...