Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе.Тема Тонет не тонет
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Синицкая Валентина Александровна

Назначение: эта непрерывная познавательно-исследовательская  деятельность позволит в форме экспериментирования проверить уровень знаний у воспитанников и выявить ошибки, на что следует обратить  внимание, где нужно будет проработать с детьми индивидуально или по подгруппам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Ольгинский детский  сад»

               Конспект непосредственно – образовательной  деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе.

Тема: «Тонет – не тонет»

                                                                             Воспитатель: Синицкая В.А.

Назначение: эта непрерывная познавательно-исследовательская  деятельность позволит в форме экспериментирования проверить уровень знаний у воспитанников и выявить ошибки, на что следует обратить  внимание, где нужно будет проработать с детьми индивидуально или по подгруппам.

Тема: непрерывная познавательно-исследовательская деятельность « Тонет не тонет»

Возрастная категория детей: вторая младшая группа

Автор разработки:

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ольгинский детский сад» Полтавского района Омской области (МБДОУ «Ольгинский д/сад»)

Работа направлена на совместную деятельность ребенка и взрослого. НОД построен на технологии исследовательской деятельности, что позволяет детям анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Цель: формирование  представлений о  свойствах разных материалов (тонет – не тонет).

Задачи:

 -включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых  делать простые выводы;

-упражнять в умении образовывать прилагательные;

-развивать познавательную активность, мышление, речь;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать другим.

Основная образовательная деятельность: познавательное развитие.

Основной вид деятельности: познавательно – исследовательская.

Технология: исследовательская деятельность

Форма: экспериментирование.

Методы:

словесный -  беседа, вопросы к детям, обсуждение, поощрение,

итог;

практический – самостоятельные действия (выбор материала для постройки корабля);

наглядный метод: макет импровизированной реки, мастерская с материалом для экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Словарная работа: деревянный,  каменный, бумажный, тяжелый, легкий.

Оборудование: игрушки мишка, медведица, деревянный кораблик, магнитофон, импровизированная  реки;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций кораблей: космические, морские; иллюстраций диких животных и их детенышей; знакомство с сенсорными признаками: тяжелый, легкий.

Этапы деятельности

Методы, приемы

Содержание

Ответы детей

Мотивация детей к деятельности

Наглядный: игрушка- мишка обследование игрушки,

Проблемный метод.

Ребята, посмотрите  на меня

Не стесняйтесь,

       не ленитесь,

       Вы друг другу

       улыбнитесь,

    И присаживайтесь.

(Звучит магнитофонная запись со  звуком плача)

Ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это может быть?  Сейчас,  посмотрю! (идет на звук,  ищет и находит игрушку медвежонка).

Здравствуй, мишка! Ребята, пригласите мишку к себе? Пожалейте мишку, может быть он  веселее станет? (подносит игрушку к детям, они гладят, обследуя его).

Все равно грустный. Ребята, мишка,  что- то сказать хочет! (подносит мишку к уху).

А грустный он потому, что потерял свою маму. А где твоя мама?

Она осталась на другом берегу реки, а к ней не могу попасть,  потому что не умею плавать. Может,  вы мне поможете?

 -Конечно, мишка, мы сейчас с ребятами,  что нибудь придумаем.

Мишка мягкий, пушистый, маленький.

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Проблемный диалог

Словесный метод

Вопросы к детям

-Конечно, мишка, мы сейчас с ребятами,  что нибудь придумаем.

-Ребята, а как можно переплыть речку?  (предположения детей на кораблике)

-А где же взять кораблик? (предложения детей).

Но у нас рядом нет,  ни карандашей, ни пластилина, и картинка не поможет, а мишке нужно скорее помочь.

Я вас приглашаю в мастерскую. А чтобы туда попасть нужно вспомнить правила работы в лаборатории.

 - на столах ничего не трогать без разрешения

 -соблюдать тишину, не мешать другим

 -осторожно обращаться с материалами.

Я вас приглашаю в мастерскую

 Можно поплыть на  кораблике.

Кораблик можно нарисовать, вылепить из пластилина, рассмотреть на картинке.

Совместная работа по нахождению средств деятельности

Словесный метод

Вопросы к детям.

Переходят к столу,  на котором лежат деревянный брусочек, лист бумаги, камень на каждого ребенка.

В этой мастерской можно смастерить все, что угодно. Главное правильно выбрать материал, что бы кораблик поплыл и не утонул.

Дети принимают предложе

ние, вспоминают и проговаривают правила поведения в лаборатории.  

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Практический метод

Словесный метод

Работа для дальнейшего наблюдения (уголок экспериментирования)

Эксперимент. Какой интересный материал? (берет камень). Камень твердый, прочный, не ломается, тяжелый (дети обследуют камень, уточняют свойства хоровыми и индивидуальными ответами).

- Какой у нас получится каменный кораблик? Какой  кораблик получится?

- Как вы думаете, поплывет  каменный кораблик с мишкой?  

-Мы сейчас проверим! Опустим  камень в воду. Что произошло? Почему камень утонул?  Подходит такой материал для кораблика?  

 

Вывод: Камень материал тяжелый, в воде он тонет,  поэтому не подходит для постройки корабля.

-В нашей мастерской есть еще материал.  (Берут бумагу).

Бумага тонкая, легкая, мягкая, её можно сложить (обследуют бумагу, уточняют свойства).

Из бумаги получится бумажный кораблик. Какой кораблик получится из бумаги?  

-А бумажный кораблик поплывет по воде?  Сейчас проверим  (предлагает детям опустить лист бумаги в воду, он размок). Что произошло? Почему бумага размокла в воде?  

Вывод: Бумага тонкий, мягкий материал. Она размокает в воде, поэтому такой материал не подходит для постройки корабля.

-Не сможет наш мишка переплыть речку на бумажном кораблике.

- В нашей мастерской есть еще один материал. Что это?  (дерево). Дерево твердое, прочное, легкое, не ломается,  (обследуют, уточняют свойства).

- Из дерева получится деревянный кораблик. Какой получится кораблик из дерева?

-А деревянный кораблик поплывет или нет?  (предположения детей).  

 - Сейчас проверим (предлагает всем бросить деревянные брусочки в воду).

-Что произошло?  Почему?  

-Какой материал подойдет, что бы смастерить кораблик? (дерево).

Вывод: Дерево материал легкий, прочный, твердый. Он не тонет в воде, поэтому подходит для постройки корабля.

-Мишка, видишь, какие у нас ребята  молодцы, выбрали дерево для кораблика.

-Какой получится кораблик?  (деревянный)

-А теперь, давайте закроем глаза и произнесем слова:

Раз, два, три, четыре,

   мы кораблик         смастерили.

Дети открывают глаза, воспитатель показывает им деревянный кораблик.

-Ну что, ребята, пойдем к речке и поможем мишке переплыть к маме.

(подходят к импровизированной речке и видят на другом берегу маму медведицу, посадили  мишку в кораблик).  Звучит музыка из мультфильма  «Мамонтенок»

-Ребята, смотрите,  ветер поднялся?  (дует на кораблик).

Мишка благодарит детей, ребята прощаются с ним.

Камень твердый, прочный, не ломается, тяжелый.

Из камня получился каменный кораблик. Он тяжелый, не поплывет, а утонет. Такой материал не подходит.

Бумага тонкая, легкая, мягкая.

Получится бумажный кораблик.

Бумага в воде размокла  и утонула, из такого материала кораблик не построишь.

Дерево твердое, прочное, легкое, не ломается,  

Из дерева получится деревянный кораблик.

Дерево  легкое, плавает в воде и не тонет поэтому подходит для постройки корабля.

Подведение итогов обсуждение результатов

Словесный метод

вопросы к детям

-Мишка, видишь, какие у нас ребята  молодцы, выбрали дерево для кораблика.

-Какой получится кораблик?  (деревянный)

-А теперь, давайте закроем глаза и произнесем слова:

Раз, два, три, четыре,

   мы кораблик         смастерили.

Дети открывают глаза, воспитатель показывает им деревянный кораблик.

-Ну что, ребята, пойдем к речке и поможем мишке переплыть к маме.

(подходят к импровизированной речке и видят на другом берегу маму медведицу, посадили  мишку в кораблик).  Звучит музыка из мультфильма  «Мамонтенок»

-Ребята, смотрите,  ветер поднялся?  (дует на кораблик).

Мишка благодарит детей, ребята прощаются с ним.

Рефлексия: (дети рассаживаются полукругом на полу).

-Ребята, я очень рада, что мишка встретился с мамой. А вы? А как это произошло?

(построили кораблик). А из чего строили? Какой кораблик поплыл? Какой утонул? Почему каменный утонул? А бумажный? А почему деревянный поплыл?

-Вам понравилось помогать младшим? Вы всегда будете такими отзывчивыми?

Список литературы:

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и  социальным окружением. Младшая группа (3-4 года).

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Физическое развитие" для второй младшей группы. Тема "Прогулка по родному городу"

Это необычный вариант интегрированного занятия по физической культуре, в котором вместо привычного комплекса общеразвивающих упражнений используется ритмическая гимнастика, танцы  по технологии с...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе

Занятие проводится в форме работы детей в малых подгруппах, где учитывается выбор детей желаемого вида деятельности, выбор материала. В такой организации занятия проявляется инициативность, самостояте...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» в 1 ранней группе Тема: «Тонет – не тонет»

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познавательное развитие»в 1 ранней группе Тема: «Тонет – не тонет»...

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие во второй младшей группе Количественные представления.

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие во второй младшей группе  МБДОУ Одоевский детский сад общеразвивающего вида №1Воспитатель: Ван О.Н.Тема НОД: Количественные предста...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе Тема: «Волшебница - вода»

Формировать знания о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности. Развивать у детей любознательность, умение высказывать предположение и проверять его. Воспитывать ...