Проект "Чудеса магнитной силы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Лященко Надежда Владимировна

Проект  по познавательно-исследовательской деятельности

«Чудеса магнитной силы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_magnity.docx74.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» г. Цимлянска  

Проект  по познавательно-исследовательской деятельности

«Чудеса магнитной силы»

Группа общеразвивающей направленности детей от 3 лет и старше (4-5 лет)

Воспитатель: Лященко Надежда

 Владимировна

2018г.

Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательно- исследовательский, творческий.

Проект по времени проведения : среднесрочный ( период реализации  сентябрь-декабрь 2018 г.)

Участники проекта: дети средней группы ( 4-5 лет), воспитатели группы, родители воспитанников.

По характеру контактов: в рамках детского сада, внутригрупповой.

Актуальность проекта:

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления , о значимости в жизнедеятельности человека.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормально детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, у которого есть  магнитная сила, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

Цель проекта: развитие познавательной активности ребенка в процессе

экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах; использование магнита быту и в группе.

Задачи:

  • Знакомство с понятием «магнит».
  • Познакомить с историей появления «магнита».
  • Формирование представлений о свойствах «магнита»..
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.
  • Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
  • Активизировать личностную позицию ребенка.
  • Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
  • Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «притягиваются», «магнитная сила» и др.)
  • Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –экспериментальный.

Информационные технологии:

интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм»), «Фиксики» (серия 25 «Магнит»), «Лунтик» (серия 158 «Магнит»)

Объект проекта: магнит.

Предмет проекта: свойства магнита.

Предполагаемый результат:

  1. Расширить представление детей о магните, его способности притягивать предметы.
  2. Дети познакомятся с тем, какие предметы может притягивать к себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и назначение.
  3. Пополнят словарный запас такими словами, как металл, железо, керамика, декоративный, притягивается и отталкивается.
  4. Активное участие родителей в реализации проекта.

Задачи для педагогов:

  1. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
  3. Составление плана-схемы проекта.
  4. Сбор, накопление материала.
  5. Включение в план схему проекта совместной деятельности, экспериментов и других видов детской деятельности.
  6. Обогащение предметно-развивающей среды
  7. Создание мини-лаборатории «Волшебный камень магнит»
  8. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;
  9. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;
  10. Презентация проекта.

Задачи, поставленные для детей:

  1. Закрепить знание детей магните (Что такое магнит?, как появился магнит?, какие бывают магниты?, свойства магнита, эксперименты с магнитом).
  2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
  3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми словами (магнит, притягивает, примагничивать, магнитная сила)
  4. Формировать исследовательские навыки.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
  6. Пробуждать желание работать совместно с родителями.

Задачи, поставленные для родителей:

  1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
  2. Оформление фотоальбома «У нас дома есть магниты!»;
  3. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды.

Сбор, накопление материала.

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
  3. Заключительный: подведение итогов, презентация проекта, итоговое открытое занятие.

Этапы реализации проекта

Месяц

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки 
реализации

1 этап - подготовительный

Сентябрь   2018г.

Беседа с родителями:
Проект – «Волшебные свойства магнита»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель

1 неделя

Подбор  демонстрационного материала, художественной и научной литературы. 

Создание картотеки опытов на тему: «Магнит»

Создать условия для реализации проекта.

Воспитатель родители

1-2 неделя

Мониторинг детей по теме проекта

Уточнить уровень знаний в рамках данного проекта

Воспитатель

2 неделя

2 этап - основной

Знакомство с магнитом

Просмотр мультфильмов «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм»), «Фиксики» (серия 25 «Магнит»), «Лунтик» (серия 158 «Магнит»)

В результате совместной деятельности познакомиться с магнитом, узнать о его свойствах.

  • Познакомить с историей появления «магнита».

Воспитатель

3 неделя

Папка-передвижка «Эксперименты для детей»

Дать родителям полное представление об экспериментах, показать важность и значимость познавательной деятельности  для полноценного развития ребенка

Воспитатель

3 неделя

Практическая деятельность: «Что притягивает магнит»

Вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности с магнитами;

определить, какие предметы притягивает к себе магнит

Воспитатель

4 неделя

Октябрь 2018г.

Практическая деятельность: «Как быстро собрать мусор»

Познакомить с понятием магнитная сила

Воспитатель

1 неделя

Исследование «Есть ли у магнита препятствия?»

Определить, что магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, фасоли, а также среди камней

Воспитатель

2 неделя

Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

Формировать  педагогическую  компетентность  

родителей в рамках данной темы

Воспитатель

2 неделя

Практическая деятельность:

Опыт «Бабочки»

определить проходит ли магнитная сила через картон

Воспитатель

3 неделя

Практическая деятельность:

Опыт «Рыбалка»

определить проходит ли магнитная сила через воду

Воспитатель

4 неделя

Ноябрь 2018г.

Познакомить с разнообразием декоративных магнитов

Дать представление о том, что декоративные магниты изловлены из разных материалов, разного размера, формы и назначения

Воспитатель

1 неделя

 Поисковая деятельность «У нас дома есть магниты!»

Систематизировать знания о магните; учить замечать, находить, определять  магниты в быту

Родители

2 неделя

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Поддерживать интерес к исследовательской деятельности  в не детского сада

Родители

Воспитатель

3 неделя

Создание новых игр с использованием магнита

Обогатить развивающую среду самостоятельных игр и закреплению полученных  знаний о магните

Воспитатель

Родители

4 неделя

Декабрь 2018г.

3 этап - заключительный

Проведение открытого занятия «На помощь сказочным героям»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита

Воспитатель

1 неделя

Предложить родителям совместно с детьми изготовить книжку-малышку

 Развивать у воспитанников устойчивый интерес к познавательной деятельности  по средствам закрепления полученных знаний в процессе изготовления книжки-малышки

Родители

1 неделя

Выпуск стенгазеты «Маленькие исследователи».

Обобщить полученный опыт

Воспитатель

2 неделя

Итоговый мониторинг детей по теме проекта

Получить результат по  уровню знаний в рамках данного проекта

Воспитатель

2 неделя

Схема работы по проекту

Познавательно – исследовательская деятельность.

Исследование «Притягиваются - не притягиваются».

Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.

Вывод: Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Исследование «Есть ли у магнита препятствия?»

Наполненная емкость с различными веществами ( песок, крупа, камни, вода), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.

Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, гороха, а также среди камней. Магнит не боится препятствий.

Опыт – игра «Рыбалка»

Дети при помощи удочки с магнитом на конце, ловят маленьких рыб в водном аквариуме.

Вывод: Магнит не боится воды.

Опыт «Бумажные гонки».

Можно ли завести бумажную машинку? Положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

Опыт «Летающая бабочка»

К бабочке прикреплена железная скрепка (тонкая нить). Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой. Бабочка приходит в движение, летает с цветочка на цветочек  (лист картона оформленного  в летнюю полянку).

Вывод: Магнитная сила проходит через бумагу и картон.

Приложения

Картотека опытов

Опыт № 1

«Магнит - фокусник»

Описание. Детей встречает фокусник и показывает фокус «переборчивый гусь».

Фокусник: Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусенок понимает, что для него хорошо, что плохо. Хотя бы этот малыш. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать—легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки, макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится палочка без магнита) Кушай, маленький! Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом).   Ага, потянулся к сладенькому. Не глупая птица

Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом? (В гусе есть что-то металлическое). Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? ( Поднести магнит к стакану.)

Дети сами достают различные предметы из воды с помощью магнита.

Опыт № 2 «Ловись, рыбка»

Описание. Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить рыбу удочкой. Выясняют, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыба? На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает? Рассматривают рыбок, удочку и выясняют, что у них есть металлические пластинки и магниты. Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. В одну они раскладывают предметы, которые притягивает магнит, а в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?

Опыт № 3 «Какие материалы притягивает магнит?»
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Вывод

Магнит притягивает к себе только железо.

Задачка на сообразительность. 

Насыпьте в миску манку и закопайте в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

Опыт 4. «Магниты действуют на расстоянии».

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние. 

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. 

Вывод

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Задача на сообразительность. 

В миску налейте сантиметра на два воды. И бросьте в нее скрепку. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов), вытащить скрепку из воды? Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.

Опыт 5. «Магнитные свойства можно передать обычному железу». 

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. 

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! 

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле. 

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.

Вывод

Магнитное поле можно создать искусственно.

 

Конспект занятия «На помощь сказочным героям»

Познавательно — исследовательская деятельность

Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи

Образовательные:

Познакомить с понятиями «магнетизм»«магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова«притягивать»«примагничивать»«магнитные силы».

Продолжать формировать умения самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, делать обобщения.

Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.

Развивать коммуникативные и социальные навыки, умение отстаивать своё мнение.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: Посылка, коробочка с магнитами,  письма от героев сказок о помощи,  железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бабочки, тарелки для раздаточного материала, разные крупы, стаканы с водой, магнитики на каждого

Предварительная работа:

- опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Ход:

Воспитатель: Ребята , дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Теперь поздороваемся с нашими гостями.

Как вы заметили ,дети, наша группа выглядит сегодня необычно. Она превратилась в волшебную лабораторию маленьких умников и умниц.

В нашей лаборатории вы узнаете много нового. А вам предлагаю превратиться в маленьких ученых.

Обращаю внимание на посылку

Воспитатель: Да здесь написано: «для детей группы «Бельчата» от сказочных героев!

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? И я люблю сказки! В них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю поиграть и что-то новое узнать. Согласны?

Давайте посмотрим, что в ней?

Достаю яркую маленькую коробочку, на ней записка

«Дорогие ребята! У нас неприятности! Нам нужна ваша помощь! Помогите, пожалуйста! В этой коробочке лежит то что поможет и вам. Но коробочка не простая, а сказочно- волшебная! Чтобы ее открыть нужно отгадать загадку.»

Отгадайте загадку:

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в куче сена. (Магнит)

Посмотрите, что это? Какие - то камушки! А вы знаете как называются эти волшебные камушки? Правильно – магниты! А волшебными их называют потому, что они совершают волшебство!

А какой он, магнит на ощупь? Даю потрогать. Дети рассказывают – тяжелый, холодный, железный. А что такое магнит? 

Магнит – это маленький кусочек железа, он притягивает металлические предметы. А как вы сможете отличить металлические детали от остальных? Чтобы сделать это нужно использовать магнит. А вы знаете, как называются предметы, притягиваемые магнитом? Магнетические предметы, они примагничиваются. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.

Смотрите – да в посылке ещё и письма! Давайте прочитаем первое письмо!

Письмо №1

-К нам из волшебной сказочной страны пришли письма от сказочных героев. Показываю конверт №1 с картинкой от кого оно? (Незнайка) 

«Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь ее отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста.»

- Как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как?

- Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Нужно использовать магнит).

- Почему нужно использовать магнит?

- Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы).

- Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).

- На столах лежит множество предметов из разных материалов. Вам нужно отобрать только железные и положить их в коробочку.

- Какие материалы вы видите на подносах? (бумага, резина, ткань, пластмасса, железо, дерево).

- Нам нужно по очереди проверить, какие материалы притягивает магнит. Приступайте!

Опыт №1

Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются. Ребята, расскажите, что делали, и что получилось? Почему так происходит? Потому что на железные предметы действует магнитная сила. Давайте пошлем Незнайке магнит.

Письмо №2 от золушки.

«Ох, на бал пойти – так хотела!

Но миски с крупами перебрать – не успела!

От обиды плачу я!

Помогите мне друзья!»

Ребята, поможем золушке? Дети (да)

посмотрите, она даже платье красивое приготовила, чтобы идти на бал! Но злая мачеха – снова нашла ей работу и перемешала все крупы с железными предметами! Как же нам ей помочь? А помогут нам волшебные магниты!

Опыт №2:

Я беру магнит и провожу им над тарелкой, железные болтики притягиваются к магниту (дети пробуют самостоятельно).

Вывод: магнит притягивает железные предметы. Всё потому, что у магнита есть магнитная сила! Она действует даже через крупы!

Письмо №3 от почтальона Печкина

«Дорогие детки! Я рассыпал скрепки!

Что же делать? Как мне быть?

Документы чем скрепить?»

           Да детки – вот это проблема!

Опыт №3

И как он умудрился их просыпать в мелкие пластмассовые  крышки ? Ой, а там ещё и бумажки какие то! Но Печкину нужно обязательно помочь! Я беру большой магнит, провожу им над ведерком – только скрепки зашевелились и примагничиваются к магниту! (дети пробуют).

Вывод: магнит притягивает только предметы из металла, у магнита есть магнитное поле (пространство вокруг магнита, которое и притянуло все скрепки! Теперь Печкин может спокойно работать!

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

 Сели - встали, сели – встали

И на место побежали.

            Ребята, а у нас есть еще одна коробка с письмом

Письмо №4 от золотой рыбки.

«Я золотая рыбка

Прошу вас об одном!

Очистите от мусора

Мой лучший в мире дом!»

Опыт №4:

Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет рыбка!

Если мы не поможем, она может погибнуть! Берем волшебные удочки! Стоп! Мы не будем ловить рыбку! Мы будем вылавливать мусор!

Вывод: магнит притягивает железные предметы лежащие в воде. Значит магнитные силы действуют и через воду!

Письмо №5   от кого оно? (Буратино)

«Я, Буратино, играл со своим ключиком рядом с баночкой в которой хранится живая вода и нечаянно уронил свой ключик в воду. И теперь не знаю как достать его из воды. Ведь чтобы вода не потеряла свою волшебную силу до нее нельзя прикасаться. Помогите мне, пожалуйста» (Дети высказывают свои предположения).

    Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила сквозь воду и стекло банки.

Опыт №5

Ребята, как достать ключик из баночки  с водой, не замочив рук? Показываю, как это сделать (вести магнитом по стенке стакана). Расскажите, что вы делали и что получилось? Что двигало ключик? (магнитная сила).

Вывод: магнит сохраняет свои свойства и действует через стекло и воду.

Давайте пошлем Буратино магнит.

Письмо №6

    Ребята, посмотрите, следующее письмо от Василисы Премудрой «Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень.»

         Ребята, Мы свами сегодня много узнали про этот волшебный камень давайте еще раз повторим, что мы узнали и что делали, Баба Яга услышит наш рассказ и отпустит Василису Примудрую:

1. Магнитные силы проходят через крупу

2. Магнитные силы проходят через воду и стекло

3. Магнитные силы проходят через картон

4. Магнит притягивает только железные предметы

5. Магнит разного полюса притягивается, одинакового – отталкивается

Итог: Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом. Вы сегодня были молодцы, активно работали, помогли Незнайке и его друзьям, Золушке и Буратино. Что нового вы сегодня узнали?

Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности.

По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования

По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.

Показатели

Диагностические методики

Отношение

детей

к

экспериментальной

Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к

деятельности

экспериментальной деятельности.

Уровни  сформированности

экспериментальной

Наблюдения  воспитателя,  индивидуальная  карта  показателей

овладения  детьми

деятельностью

экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).

Уровень

развития

любознательности,

Мини тесты «Изучение познавательной инициативы».

познавательной активности

«Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер

Уровень  представлений

о предметах и объектах

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

неживой природы

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Уровни

Отношение к

Целепологание

Планирование

Реализация

Рефлексия

экспериментальной

деятельности

Познавательное

Самостоятельно

Самостоятельно

Действуетпланомерно.

Формулирует  в  речи

отношение

видит

проблему.

планирует

Помнит о цели работы на

достигнут

результат

устойчиво.

Ребенок

Активно высказывает

предстоящую

протяжении

всей

или   нет,

замечает

проявляет

предположения.

деятельность.

деятельности.

В  диалоге

неполное

инициативу

и

Выдвигает

гипотезы,

Осознанно  выбирает

со взрослым поясняет ход

соответствие

творчество

в

предположения,

предметы

и

деятельности.

Доводит

полученного

Высокий

решении

широко

пользуясь

материалы

для

дело до конца.

результата

гипотезе.

проблемных задач.

аргументацией

и

самостоятельной

Способен

доказательствами.

деятельности

в

устанавливать

соответствии

с   их

разнообразные

качествами,

временные,

свойствами,

последовательные

назначениями.

причинные

связи.

Делает выводы.

В большинстве

Видит

проблему

Принимает

активное

Самостоятельно

готовит

Может

случаев ребенок

иногда

участие

при

материал

для

формулировать

проявляет активный

самостоятельно,

планировании

экспериментирования,

выводы

познавательный

иногда  с

небольшой

деятельности

исходя  из  их  качеств  и

самостоятельно

или

интерес

подсказкой

совместно

со

свойств.

Проявляет

по

наводящим

взрослого.

Ребенок

взрослым.

настойчивость

в

вопросам.

высказывает

достижении

результатов,

Аргументирует

свои

предположения,

помня о цели работы.

суждения

и

Средний

выстраивает гипотезу

пользуется

самостоятельно или с

доказательствами    с

небольшой помощью

помощью взрослого.

других  (сверстников

или взрослого)

Познавательный

Не  всегда

понимает

Стремление

к

Забывает

о

цели,

Затрудняется сделать

интерес неустойчив,

проблему.

самостоятельности не

увлекаясь

процессом.

вывод

даже

с

слабо выражен.

Малоактивен

в

выражено.

Допускает

Тяготеет к однообразным,

помощью

других.

выдвижении идей по

ошибки  при

выборе

примитивным  действиям,

Рассуждения

решению

проблемы.

материалов

для

манипулируя

формальные,

С  трудом

понимает

самостоятельной

предметами. Ошибается в

псевдологические,

Низкий

выдвинутые другими

деятельности

из-за

установлении

связей   и

ребенок

детьми гипотезы.

недостаточного

последовательностей (что

ориентируется

на

осознания их качеств

сначала, что потом).

внешние,

и свойств.

несущественные

особенности

материала,

с которым

он

действует

не

вникая

в

его

подлинное

содержание.

Диагностическое задание 1. «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Диагностическое задание 2.По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.

Диагностическое задание 3. Наблюдение «Изучение познавательных интересов»

Вопросы

Возможные ответы

Балл

п/п

1

Как  часто  ребенок  подолгу  занимается

в  уголке

а) часто

5

познавательного развития, экспериментирования?

б) иногда

3

в) очень редко

1

2

Что  предпочитает  ребенок,  когда  задан  вопрос  на

а) рассуждает самостоятельно

5

сообразительность?

б) когда как

3

в) получить готовый ответ от других

1

3

Насколько

эмоционально

ребенок

относится

к

а) очень эмоционально

5

интересному для него занятию, связанному с умственной

б)  когда как

3

работой?

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими

1

ситуациями)

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?

как?

а) часто

5

б) иногда

3

в) очень редко

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается

а) часто

5

самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать

б) иногда

3

что-то по ним (лепить, конструировать);

в) очень редко

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

5

б) иногда

3

в) очень редко

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Диагностическое задание 4.Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природеавторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.разработаны мини-тесты,в которых ребѐнку предлагаются следующие вопросы:

  1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.

  1. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

  1. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

  1. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)-покажи.

  1. Сравни свойства песка, глины, почвы.
  2. Расскажи о свойствах магнита.
  3. Сравни  свойства стекла и пластмассы, их назначение.
  4. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.
  5. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.
  6. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Анкета «Изучение познавательных интересов»

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а)рассуждает самостоятельной

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а)очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать)

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в ДОУ в старшей группе «Уроки служения Отечеству: «Сила не в силе, а сила в любви!»

Цель методической разработки познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайлович...

Магнитная сила

Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи-и я запомню, дай попробовать- и я пойму.» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Существенную...

Конспект НОД "Земля-магнит. Магнитные силы Земли"

Конспект по познавательному развитию (Экспериментирование) в подготовительной к школе группе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнитная сила»

Развитие познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами магнита и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе познавательно - исследова...

Самоанализ проведенного занятия по экспериментированию в средней группе Тема: Магнитная сила

Самоанализ проведенного занятия по экспериментированиюв средней группеТема: Магнитная сила...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»

Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»...

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»...