Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнитная сила»
план-конспект занятия по окружающему миру

Волкова Елена Александровна

Развитие познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами магнита и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе познавательно - исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнитная сила»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами магнита и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с понятиями «Магнит»«Магнетическая сила». Продолжать формировать представления о магните и его свойствах магнита: притягивать/отталкивать; действие магнетических сил через разные материалы; способствовать формированию умения выявлять магнетические и немагнетические материалы.

- Формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов.

Развивающие:

- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей: магнетические и немагнетические материалы, намагничивать, притягивать, отталкивать, магнитная сила.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик». Игры с магнитной доской и магнитными буквами. Игры с магнитом в уголке экспериментирования.

Материалы:

- Чудесный мешочек:

- Варежка с магнитом внутри:

- Немагнетические предметы (деревянный кубик, пластмассовая ложка, игрушки: резиновый мяч, лягушка, рыбка, черепаха, бабочки, божья коровка;, ракушка, удочки, камень, шахматная фигура деревянная, пуговица пластмассовая, стакан стеклянный, картон, доска деревянная, кора дерева, грибок деревянный, яйцо деревянное, деревянная палочка от мороженого);

- Магнетические предметы (железный замок, пружина крышка от банки, булавки, колокольчик, железный шарик, заколка, напёрсток, гайка, кольцо, саморез, прищепка железная, гвоздь, скрепки, ключ, баночка, болт, ложка);

- Магниты;

- 2 пластмассовых подноса;

- Конверт с письмом;

- Поднос с монетами, засыпанными песком;

- Влажные салфетки;

- Контейнеры;

- Аквариум;

- Свисток.

Оборудование на каждого ребёнка: картон, бабочки, магниты, доска деревянная, игрушки магнитные (сувениры, салфетки.

Ход:

Воспитатель:

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. Здороваются

Все сумели мы собраться?

За работу можем взяться?

Будем думать, рассуждать?

Можем мы уже начать? Да!

Ребята, как называется наша группа? Почемучки.

А почему так назвали группу? Потому что мы задаём много вопросов со словом «Почему»

Действительно, вы же любознайки, первооткрыватели, исследователи. А где работают исследователи и экспериментаторы? В лаборатории

А что делают в лаборатории экспериментаторы?

Проводят опыты и эксперименты

А вы хотите стать сегодня исследователями?

Да!

Добро пожаловать в лабораторию Дети присаживаются на стульчики

II. Основная часть

1 стол

Сегодня, когда я шла в детский сад, я зашла в один магазин, где мне продали «Чудесный мешочек». Продавец сказал, что в нём лежит волшебная рукавичка, а почему она волшебная не сказал. Давайте мы вместе с вами попробуем догадаться. Дети по очереди опускают руку в «Чудесный мешочек», на ощупь определяют по одному предмету, называют из какого материала сделан, выкладывают на стол. Кто-то из детей находит рукавичку.

Как вы думаете, почему рукавичка волшебная? Давайте попробуем надеть её и убрать в коробочку вынутые из мешочка предметы. Дети по очереди надевают рукавичку и стараются переложить в коробочку предметы. Однако, не все предметы легко переместить. Некоторые из них «прилипают» к рукавичке.

Ребята, давайте те предметы, которые «прилипают» к рукавичке, положим на один поднос, а те, которые не «прилипают» - на второй, и попробуем разобраться, что же происходит? Дети раскладывают предметы, определяют материал, из которого они сделаны.

Вывод: железные предметы не падают. Предметы из других материалов – падают, рукавичка перестаёт быть волшебной.

Почему это происходит? В рукавичке есть что-то, что не даёт падать железным предметам

Ребята, посмотрим, что есть в рукавичке? Рассматривая рукавичку, находят магнит.

Возьмите по очереди магнит в руку и внимательно рассмотрите его Дети рассматривают магнит, передают друг другу

Какой магнит на ощупь? Холодный, твёрдый, тяжёлый, гладкий, прочный.

Посмотрите на поднос жёлтого цвета. Какие предметы магнит притянул? Железные предметы.

Посмотрите на поднос синего цвета. Какие предметы магнит не притянул? Назовите их Предметы из дерева (деревянные, из пластмассы (пластмассовые).

Какое свойство есть у магнита? Вывод: он притягивает к себе железные предметы. Магнетические силы действуют через ткань

Вы хорошо потрудились, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Мы сегодня рано встали»

После физкультминутки дети рассаживаются на стульчики

Раздаётся стук в дверь

Кто это может быть? Я никого сегодня больше не приглашала.

2 стол

Почтальон принёс письмо и сказал, чтобы я его вам прочитала. От кого это письмо могло бы быть, представления не имею… Дети предлагают открыть и прочитать письмо

«Здравствуйте, ребята! У меня проблема.

Мне нужен ключик от потайной двери.

Дверь находится в коморке папы Карло за холстом.

А ключик находится у черепахи Тортиллы на дне пруда.

Но я не знаю дороги к ней.

Ребята помогите мне, пожалуйста, достать ключик!

Ребята, от кого это письмо? От Буратино

Что же нам делать? Поможем Буратино? Дети соглашаются

1 пункт нашего маршрута называется «Кладоискатели».

Ребята, здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино монеты в песок. А как же нам помочь Буратино вернуть денежки?

Как мы можем их найти в песке? Ведь они такие маленькие. Варианты ответов (перекопать песок лопатой; высыпать весь песок; поискать руками; можно поискать с помощью магнита).

Почему магнит может нам помочь? монеты можно найти с помощью магнита, т. к. он имеет свойство притягивать железные предметы

Давайте проверим. Дети берут магниты, подносят к поверхности песка и собирают их в контейнер.

Какой вывод мы можем сделать? Магнитные силы действуют через песок.

3 стол

Однако, ребята, нам пора двигаться дальше.

Перед нами - «Волшебный пруд». Любимый пруд черепахи Тортиллы, в котором она прожила 300 лет, очень сильно загрязнён. На его дне лежит очень много железного мусора. Черепаха очень просит вас очистить пруд. Только одно условие – нельзя вылавливать обитателей пруда. Ну что, поможем? Да.

Каким же образом мы можем это сделать? Варианты ответов – удочкой с крючком; длинной палкой; вылить воду; ведром; сочком; с помощью магнита).

Из аквариума дети при помощи удочки с магнитом на конце вылавливают различный железный мусор

Какой вывод мы можем сделать? Магнитные силы действуют через воду.

Физкультминутка «Два хлопка над головой»

4 стол

Ребята, пока мы отдыхали, Карабас-Барабас смог добраться до Волшебного пруда и украл ключик. Он спрятал его под одной из салфеток, и я не знаю под какой. Но я знаю, что ключ сделан из железа.

Как же нам его найти? Ключик железный, значит мы можем его найти с помощью магнита.

Дети самостоятельно проводят опыт и находят ключик.

А вот и золотой ключик! Молодцы ребята! Давайте отдадим его Буратино!

Какой вывод мы можем сделать? Магнитные силы действуют через бумагу.

5 стол

Случайно ключик падает в стакан с водой

Ребята, как же нам достать ключик, не замочив рук? Ваши предложения? Дети высказывают свои предложения

Надо вести магнит по внешней стороне стакана.

Что происходит? Ключик следует за движением магнита вверх.

Что же двигает ключик? Магнитная сила

Вы хотите проверить действие магнитной силы? Каждый ребёнок проделывает опыт под контролем воспитателя.

Какой вывод мы можем сделать? Магнитные силы действуют через стекло.

Итак, просьбу Буратино мы выполнили.

Сегодня же отправлю ему по почте ключик. (Кладёт ключик в конверт).

6 стол

«Летающая бабочка» (дыхательное упражнение)

Ребята, я хочу показать вам фокус. Смотрите внимательно и повторяйте за мной. Кладу бабочку на картон и сдуваю её.

Дети повторяют

Смотрите внимательно, что я буду делать дальше.

(к картону прикладывает магнит снизу, пытается сдуть).

А теперь почему я не могу сдуть бабочку?

Дети пытаются сдуть бабочку с картона воспитателя.

Желаете ли вы, чтобы моя бабочка полетела? (двигает магнит и дует на бабочку).

В чём же дело? Что происходит? К бабочке прикреплён магнит. Он притягивает магнит, находящийся под картоном

А теперь вы попытайтесь сдуть бабочку. (каждому из детей выдаётся картон, бабочка и магнит). Дети пытаются сдуть, бабочку, а затем – оживить её, передвигая магнит под картоном

Какой вывод мы можем сделать? Магнитная сила действует через картон.

Внимание! Следующий фокус!

Желаете ли вы, чтобы божья коровка ожила?

(демонстрирует движение божьей коровки по деревянной дощечке)

Какой вывод мы можем сделать? Магнитная сила действует через дерево.

Я предлагаю вам самим проделать такой фокус и оживить предметы Дети с помощью магнитов передвигают магнитные фигурки по дощечкам

Ну вот ребята, наши исследования на сегодня закончились. Лаборатория закрывается. Прошу подойти ко мне

Дети встают полукругом

7 стол

Игра «Какие предметы притягиваются магнитом?»

Ребята, что- то я запуталась, помогите мне, пожалуйста понять, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет!

Я вам буду показывать различные предметы, а вы – если это металлический предмет- хлопаете себе по коленкам, если предмет – неметаллический хлопаете в ладоши.

Всё ли притягивает магнит? Только железные предметы

Действует ли магнит через другие материалы? Магнитная сила действует через стекло, бумагу, дерево, картон, песок, ткань, воду.

Ребята, на память о нашем занятии я дарю вам магнитики, и хочу, чтобы вы помнили о свойствах магнита


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»

Расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность) на тему «Снеговик вернулся с прогулки»

КонспектОрганизованной образовательной деятельностив подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность)...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательскому деятельности "Свойства воздуха".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности "Свойства воздуха"...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...