Программа по экспериментальной деятельности в ДОУ "Мы исследователи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Кузьмина Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Куйбышевского района – детский сад «Журавлик»


Конспект

непосредственной образовательной деятельности

 Познание. Формирование целостной картины мира.

 (подготовительная группа)

Тема: «Удивительная соль»

Воспитатель:

Кузьмина Светлана Анатольевна

Цель: изучить особенности соли, ее свойства и применение.

Задачи: 

Образовательные: познакомить  детей  со свойствами соли. Учить выполнять правила поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Научить использовать соль, как средство для творчества.

 Развивающие: поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний о соли;

 развивать умение обобщать,  делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать желание добиваться лучших результатов при работе с солью .  

Формы реализации:

Игровая: сюрпризный момент,    

Коммуникативная: отгадывание загадок,

Двигательная: физ минутка.

 Продуктивная деятельность: Рисунок-снежинки ,солью .

Материал и оборудование: 

  • Коробочка
  • Мешочки с солью
  • Проектор
  • Ноутбук
  • Презентация «Удивительная соль»
  • Наборы для опытов на каждого ребенка (Тарелка, ложка ,стакан, лупа, пипетка, контейнер с солью)
  • Фартук, шапочка для каждого ребенка.
  • Атрибуты  для рисования солью: поднос, клей ПВА, трафарет снежинки, соль.
  • Медали «Юный исследователь»

Структура занятия:

I.   Вводная часть – 5 мин.                                                                                            
II. 
Основная часть -20 мин.

III. Заключительная часть - 5 мин.

Ход занятия:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а что это?

Дети: коробочка

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там.

Дети: Какие-то мешочки в ней.

Воспитатель: Потрогайте,  Что там находится предмет или вещество?

Дети: вещество.

Воспитатель: А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится Что?

Дети: вещество без запаха,

Воспитатель: крупное или мелкое на ощупь, что же это может быть?

Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель: Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

Воспитатель: Для чего нужна соль?

Дети: Чтобы , использовать в пищу ,консервировать овощи.

Воспитатель: А вы хотите узнать, что такое Соль?

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

По мнению некоторых учёных происхождение слова «соль, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца –  Солонь. 

Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Воспитатель: А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Презентация «Как добывают соль» 

Наша планета очень богата солёными месторождениями  .Люди научились добывать соль различными способами: добыча «каменной» соли – это добыча соли в подземных соляных шахтах.

Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

 Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли выжигание -  раньше люди собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу. Похожим способом сейчас получают черную соль.

— выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:  соль используют в  приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания, в консервировании овощейсоль в жизни людей является важным продуктом. Но использовать ее надо в небольших количествах .

В народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Воспитатель: давайте сделаем вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека.

Воспитатель:- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.) 

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место.

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что похожа соль?

(соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно 

Опыт №2. «Увеличительное стекло».

Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?

 (зернышки, кристаллы, крупинки).

Опыт №3 «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, давайте теперь  надавим на соль  сухой ложкой, что мы услышали?

 дети – мы услышали хрустящие звуки.

Воспитатель: На какие звуки похож этот хруст?

 дети : Звуки похожи на скрип при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 4: «Соль поглощает воду»

Возьмите пипетку, наберите воды, капните каплю воды на соль. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит, соль поглощает воду.

Опыт№5.«Соль растворяется в  воде »

- Воспитатель : Ребята, перед вами стаканы с водой. В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.

Воспитатель Что вы можете сказать? Что произошло с солью?

Дети: Соль растворилась. 

Воспитатель - Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде.

Воспитатель: А вы знаете, что с помощью соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать, а что отгадайте!

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

С помощью клея- нарисовать снежинки, сверху посыпать солью, аккуратно встряхнуть.

Посмотрите

Как красиво у вас получается! (дети рисуют снежинки)

Рефлексия

 Воспитатель: скажите, пожалуйста, о чем  мы сегодня говорили ?

Дети: соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.

 Воспитатель : Давайте вспомним и скажем ,откуда берется соль?

Дети: соль - люди добывают из морской воды.

 Воспитатель : Что нового вы узнали о соли? /

Дети: Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания красивого рисунка.

Воспитатель : Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Воспитатель : Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Воспитатель : Ой, ребята, а в шкатулке,  что- то есть еще. (Открывает, а там медали за хорошую работу.)

Спасибо Вам.  Вы были хорошими учеными.  (Вручение медалей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).

В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям....

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. КРУЖКА «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ) НА 2016-20

Дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, чт...

Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)

Пояснительная запискаНа сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой...

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности кружка "Юные исследователи"

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активност...