Программа по экспериментальной деятельности в ДОУ "Мы исследователи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружковая деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. | 597.19 КБ |
Волшебная соль | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района – детский сад «Журавлик»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
Познание. Формирование целостной картины мира.
(подготовительная группа)
Тема: «Удивительная соль»
Воспитатель:
Кузьмина Светлана Анатольевна
Цель: изучить особенности соли, ее свойства и применение.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со свойствами соли. Учить выполнять правила поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие: поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний о соли;
развивать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать желание добиваться лучших результатов при работе с солью .
Формы реализации:
Игровая: сюрпризный момент,
Коммуникативная: отгадывание загадок,
Двигательная: физ минутка.
Продуктивная деятельность: Рисунок-снежинки ,солью .
Материал и оборудование:
- Коробочка
- Мешочки с солью
- Проектор
- Ноутбук
- Презентация «Удивительная соль»
- Наборы для опытов на каждого ребенка (Тарелка, ложка ,стакан, лупа, пипетка, контейнер с солью)
- Фартук, шапочка для каждого ребенка.
- Атрибуты для рисования солью: поднос, клей ПВА, трафарет снежинки, соль.
- Медали «Юный исследователь»
Структура занятия:
I. Вводная часть – 5 мин.
II. Основная часть -20 мин.
III. Заключительная часть - 5 мин.
Ход занятия:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а что это?
Дети: коробочка
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там.
Дети: Какие-то мешочки в ней.
Воспитатель: Потрогайте, Что там находится предмет или вещество?
Дети: вещество.
Воспитатель: А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится Что?
Дети: вещество без запаха,
Воспитатель: крупное или мелкое на ощупь, что же это может быть?
Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:
Воспитатель: Для чего нужна соль?
Дети: Чтобы , использовать в пищу ,консервировать овощи.
Воспитатель: А вы хотите узнать, что такое Соль?
Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
По мнению некоторых учёных происхождение слова «соль, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Воспитатель: А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Презентация «Как добывают соль»
Наша планета очень богата солёными месторождениями .Люди научились добывать соль различными способами: добыча «каменной» соли – это добыча соли в подземных соляных шахтах.
Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?
Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли выжигание - раньше люди собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу. Похожим способом сейчас получают черную соль.
— выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: соль используют в приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания, в консервировании овощей: соль в жизни людей является важным продуктом. Но использовать ее надо в небольших количествах .
В народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Воспитатель: давайте сделаем вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека.
Воспитатель:- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными.
В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место.
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что похожа соль?
(соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно
Опыт №2. «Увеличительное стекло».
Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?
(зернышки, кристаллы, крупинки).
Опыт №3 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, давайте теперь надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
дети – мы услышали хрустящие звуки.
Воспитатель: На какие звуки похож этот хруст?
дети : Звуки похожи на скрип при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 4: «Соль поглощает воду»
Возьмите пипетку, наберите воды, капните каплю воды на соль. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит, соль поглощает воду.
Опыт№5.«Соль растворяется в воде »
- Воспитатель : Ребята, перед вами стаканы с водой. В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.
Воспитатель Что вы можете сказать? Что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель - Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде.
Воспитатель: А вы знаете, что с помощью соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать, а что отгадайте!
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
С помощью клея- нарисовать снежинки, сверху посыпать солью, аккуратно встряхнуть.
Посмотрите
Как красиво у вас получается! (дети рисуют снежинки)
Рефлексия
Воспитатель: скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили ?
Дети: соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.
Воспитатель : Давайте вспомним и скажем ,откуда берется соль?
Дети: соль - люди добывают из морской воды.
Воспитатель : Что нового вы узнали о соли? /
Дети: Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания красивого рисунка.
Воспитатель : Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Воспитатель : Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Воспитатель : Ой, ребята, а в шкатулке, что- то есть еще. (Открывает, а там медали за хорошую работу.)
Спасибо Вам. Вы были хорошими учеными. (Вручение медалей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).
В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям....
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. КРУЖКА «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ) НА 2016-20
Дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, чт...
Конспект открытого занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные экологи-исследователи» в подготовительной группе
Материал для воспитателей подготовительной группы детского сада....
Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)
Пояснительная запискаНа сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой...
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности кружка "Юные исследователи"
Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активност...