Рабочая программа по экологическому воспитанию
рабочая программа по окружающему миру

Малахова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekologii.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по экологии.

Воспитатель: Малахова Татьяна Николаевна.                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

   Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за природу с самого раннего возраста.

  • В Федеральном Законе об охране окружающей среды в статье 72, написано: «В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях независимо от их профиля и организационно - правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний». Этот Закон подписан Президентом и принят Государственной Думой 10 января 2002 года.
  • В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплены экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
         В статье 58 Конституции Российской федерации определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273 – ФЗ.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В результате наблюдения за деятельностью детей , был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель программы:

формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края. Создавать условия для развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Задачи:

Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

Сформировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

Способствовать развитию познавательных умений детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

Способствовать развитию взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развитию потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры;

Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.

Педагогические принципы:

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность, на основе сведений об окружающей природе родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений экологического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка об экологии в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Экологическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Наглядность. Наличие дидактических материалов.
  7. Последовательность. Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  8. Занимательность. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
  9. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
  10. Личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

Условия реализации программы

  • Создание образовательной среды, способствующей экологическому воспитанию детей.
  • Образовательное сотрудничество детей и взрослых.
  • Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
  • Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

СаНПиН 2. 4. 1. 3049 – 13.

Парциальные программы: «Юный эколог» /С.Н. Николаева.

При разработке программы учитываются следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности, склонности и интересы, запросы, рекомендации Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.А.Комаровой, реализуемой в ДОУ.

Планируемые результаты программы

- создана творческая группа по реализации программы проекта «Юные исследователи»

- создана экологически благоприятная среда на территории ДОУ;

- повысится уровень знаний по экологии у детей;

- усовершенствуется уровень знаний, экологическая компетентность родителей по теме проекта; 

- собрана коллекция семян, камней, листьев,
- изготовлены макеты силами родителей и детей (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

- организована выставка рисунков детей и родителей «»

оформлены альбомы «Хлеб всему голова», «Животные Алтайского края»

- оформлен альбом «Лекарственные растения»

К концу реализации программы дети будут готовы и способны:

  • Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
  • Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
  • Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  • Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  • Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.
  • Использовать полученные знания в повседневной жизни.

В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Описание опыта работы.
Содержание рабочей программы реализуется через работу по проекту «Юный исследователь» во второй половине дня один раз в две недели.
На занятиях кружка я использую интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие».

Психологи установили, что чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие объекта природы. Преимущество в ознакомлении с природой в дошкольном возрасте отдается наблюдениям, играм, опытам, уходу за объектами природы.

Наблюдение целесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно и экологической культуры личности.

«Социально-коммуникативное развитие».

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных.

Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их – они могут оказаться ядовитыми.

Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано ( одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.)

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в трудовой деятельности имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

«Художественно-эстетическое развитие ».

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

«Речевое развитие»

             В группах желательно подобрать библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного. При знакомстве с поэзией детям легче и доступнее дается возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературы ребенок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство.

Содержание работы представлено в следующих разделах

Октябрь

«Земля – кормилица наша»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Хлеб – всему голова»

Углубить представления детей о процессе   выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол .Формировать   навыки речевого общения, активизировать словарь.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб»,   отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание   иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой   хлеб?», «Кто больше назовет».

Игра-путешествие

«Зерновые культуры»

Познакомить детей с зерновыми   культурами.

Воспитывать уважительное отношение   к хлебу, как главному продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с   зерновыми культурами нашего региона.

Исследовательская деятельность   (рассматривание и сравнение

«Почему зерно в землю сеют?»

Закрепить и обогатить знания детей   о росте растений в разных           условиях и почвах.

Учить пользоваться речью-доказательством,   для обоснования своих суждений, развивать   умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной,   удобрение.

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело,   навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в емкости с разным   грунтовым составом.

Работа с дневником наблюдения

Наблюдение за прорастанием семян

«Злаки родного края»

Углубить знания детей о злаках   родного края.

Развивать память, мышление.

Воспитывать уважение к труженикам сельского   хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов.

Рассматривание зерен, д/у «Достань   и назови», «Горшочек каши».

Турнир знатоков

 

 

Ноябрь

«Таинственное лесное царство»

 

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Что мы сажаем, сажая леса?»

Обогатить представления детей о   значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса,   систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Ввести   в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

Воспитывать экологически грамотное   поведение в лесу.

Отгадывание загадок о деревьях,   чтение пословиц о лесе.

Беседа

«Удивительные дерева»

Уточнить с детьми понятие «кора»,   для чего она служит дереву.

Развивать у детей познавательный   интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении   рассказов с подбором эпитетов.

Воспитывать эстетический вкус,   бережное отношение к лесу.

Рассматривание иллюстраций,   сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса».

Игра-путешествие

«Что было бы, если…»

Расширить представления детей о   лесе, как об экосистеме.

Ввести   в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

Воспитывать бережное отношение к   лесу.

Чтение и обсуждение рассказов и   стихов о лесе, проведение экологических игр.

Экологическая игра

«Растения и животные леса»

Уточнить знания детей о растениях   (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края.

Развивать память, быстроту реакции; связную речь   через умение рассказывать об особенностях растений.

Воспитывать уважительное отношение   к живой природе.

Рассматривание репродукций картин   русских художников, посвященных лесу.

Викторина

 

 

Декабрь

«Экология родного края»

 

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Красная книга нашего региона»

Выявить какие растения и животные   являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона.

Формировать представления о Красной книге   Алтая.

Воспитывать   гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой Алтая.

Экологический проект

«По заповедным местам природы Алтая»

Формировать представления об охранных   природных территориях (местах) – заповедниках.

Развивать познавательную активность детей,   экологическое мышление на основе представлений о заповедниках .

Воспитывать   бережное отношение к природе.

Мастерская по изготовлению   атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

Игра-путешествие

« Город в котором я живу»

Формировать представления детей о   родном городе .

Развивать творческие способности.

Воспитывать   ценностное отношение к природе родного края

Экскурсия в парк, бесед, различные строительные игры.

Экологическая игра

 

Январь

«Царица – водица»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Путешествие по глобусу»

Расширить   знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники,   реки, моря, озера, океаны…).

Развивать экологическую культуру; обогатить   словарь: круговорот.

Воспитывать бережное отношение к   воде, как основному природному ресурсу.

Рассматривание иллюстраций   (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки».

Беседа

«Свойства воды»

Расширить знания детей о воде и ее   свойствах.

Развивать мышление, любознательность;   формировать умение делать умозаключения.

Воспитывать экономное отношение к   воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов   о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

Проведение опытов

«В гостях у жителей подводного   царства»

Углубить представления детей об   обитателях морей и океанов.

Развивать любознательность, умение   видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Воспитывать доброту, отзывчивость.

Рассматривание иллюстраций, предметных   картинок.

Сюжетно-ролевая игра

«Источники загрязнения воды. Меры   охраны»

Дать представление об основных источниках   загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению   загрязнения.

Способствовать развитию речи, активизировать   словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

Воспитывать экологическую культуру.

Беседа «Что было бы, если бы не   было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Экологическая игра

 

 

 

 

 

Февраль

«Загадочные явления в природе»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Что такое снег?»

Расширить представления детей о   снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои   свойства.

Развивать интерес к зимним   явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать   речь словами: тает, замерзает.

Воспитывать   чувство прекрасного, вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом,   рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов.

Беседа о снеге и его свойствах   (Загадки Деда Мороза).

«Зимние явления в природе»

Закрепить знания о зимних   явлениях.

Развивать игровой замысел.

Развивать   творческую фантазию и воображение.

Воспитывать бережное отношение к   природе

Лепка снеговика.

Исследовательская деятельность   (встреча со Снеговиком)

«Тайна воздушного пузырька»

Расширить знания детей о воздухе, его   свойствах.

Познакомить детей с природным   явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Формировать интерес к   экспериментальной работе.

Воспитывать усидчивость, умение работать в   коллективе.

Определение направления ветра   (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?»

Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком

«Рисунок на бархатной бумаге»   (мукой, ватой)

Вызвать у детей желание заниматься   творчеством.

Развивать творческое воображение, эстетический   вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья»,   «снегопад».

Воспитывать   желание любоваться зимней природой.

Наблюдения в природе.

Изо творчество

 

 

 

Март

«В царстве комнатных растений»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Комнатные растения в уголке   природы»

Расширить знания детей о комнатных   растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Развивать   умение рассказывать об особенностях строения растений, составлять загадки-описания.

Воспитывать   у детей эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за развитием и ростом   растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о   потребностях растений), игра «Угадай растение».

Исследовательская деятельность  

«Изучаем строение цветка»

Учить   детей определять части цветка.

Учить описывать растения, опираясь на   модели.

Воспитывать   бережное отношение к растениям.

Рассматривание растений в уголке   природы.

Моделирование (создание моделей   цветка)

«Что будет, если…»

Формировать   представления детей об отношениях         различных комнатных растений к воде, теплу и свету.

Развивать понимание того, как важен   правильный уход за комнатными растениями.

Воспитывать желание ухаживать за комнатными   растениями.

Знакомство с моделями «Потребности   растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения».

Экспериментальная деятельность

«Посадка комнатных растений»

Учить правильной посадке комнатных   растений.

Развивать   у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о   выполнении своих действий, о предметах труда и действиях с ними.

Воспитывать желание самостоятельно   выращивать растения.

Моделирование трудового процесса.

Практическая деятельность «Мы –   цветоводы»

 

 

 

 

 

Апрель

«Защитим природу!»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Человек – верный сын природы»

Формировать у детей способностьвыявлять и моделировать отношения человека к природе на   основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не   навреди»

Развивать у детей творческие способности.

Воспитывать   бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей   на природе; чтение произведений литературы.

Дидактическая игра с элементами   драматизации

«Разработка экологических знаков»

Продолжать знакомство детей с   природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при   помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей   природе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к   природе.

Экскурсия –путешествие по территории   ДОУ, игра «Угадай знак».

Проект

«Юные спасатели»

Закрепить правила поведения людей   в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Способствовать развитию основ экологического   сознания детей.

Формировать   навыки правильного поведения в природе через игру.

Воспитывать экологическую культуру.

Чтение познавательных рассказов о   лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

Сюжетно-ролевая игра

«Сказа ложь, да в ней намек»

Познакомить детей с экологическими   сказками.

Развивать у детей познавательную активность,   экологическое мышление.

Воспитывать любовь к природе.

Чтение природоведческой   литературы, рассматривание иллюстраций.

Чтение экологических сказок

 

 

 

 

 

Май

«В царстве лекарственных растений»

 

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Лекарственные растения – средства   оздоровления организма человека»

Формирование   представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и   применения.

Развивать   познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитывать   желание вести здоровый образ жизни.

Изготовление атрибутов к игре   (набор пакетиков с лекарственными травами).

Эколого-природоведческая игра

«Удивительное рядом»

Продолжать учить детей называть   лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в   природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Заучивание стихов об объектах   природы, изготовление атрибутов.

Экскурсия по экологической тропе

«Лесная аптека на страже человека»   (3-4 недли)

Формировать умение узнавать и   правильно называть лекарственные травы.

Пополнить словарный запас (отвар, настой)

Воспитывать   бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах   (Встреча с Красной шапочкой).

Подготовка и проведение праздника

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6 - 7 лет

Рабочая программа по экологии для детей 6 - 7 лет разработана на основе программы "Детство"...

"Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6-7 лет"

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»   В. Су...

Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе

Рабочая программа кружка "Росток" для старшей и подготовительной группы на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».

Будущее дошкольников зависит от образовательной культуры. Экологическое воспитание и образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....